Послевоенная Европа – глава вторая (страницы 37-46)

2 сентября 1814 года Александр отправился на конгресс в Вену. Это блистательное всеевропейское собрание получило название «Танцующего конгресса».Все же главным делом танцующих оставалась «политика».Уже к концу 1814 года главные европейские державы, кроме Пруссии, тайно организовали союз против России. Толчком послужила проблема Саксонии: Александр считал саксонского короля Фридриха Августа III недостойным трона, считал его предателем из-за того, что тот перешел на сторону Наполеона в 1806 году. Накалены отношения у Александра были и с австрийским министром иностранных дел – К. Маттернихом: они не старались даже скрыть ненависть друг к другу. Но общий враг – Наполеон – не только сблизил их, но и помог забыть раскрытий заговор против России.

Битва при Ватерлоо, парады в честь победы. Создание Священного Союза.

Военные поселения – глава третья (страницы 47-54)

Автор объясняет для чего нужны военные поселения, рассказывает про первый «поселенный полк». 2 июня 1810 Александр поручил Аракчееву устройство первого военного поселения. Первым «поселенным» стал Елецкий полк, точнее – сначала один батальон этого полка. Вскоре императору докладывали о том, что эксперимент удался, но благополучие было показным: военных эксплуатировали, их жизнь была жестко регламентирована. Подробно рассказано в книге и о сути и формах военных поселений. Говорится и о том, что Барклай де Толли не принял военных поселений, и, по моему мнению, довольно обосновано доказал их непригодность.

Проблема отказа от престола – глава четвертая (страницы 55-73)

Автор говорит, что через всю сознательную жизнь Александра проходит желание уйти от власти и жить вдали от двора совершенно частным человеком. Впервые эту идею Александр высказывает своему воспитателю Фредерику Сезару де Лагарпу в письме от 21 февраля 1796 года. От Лагарпа Александр узнал о многих правителях, отказавшихся по своей воле от престола: о римском императоре Диоклетиане, Карле V. Лагарп привил Александру твердое убеждение, что монархическая жизнь сродни деспотизму, и что только республика есть единственная справедливая форма государства.

В середине жизни Александр превратился в чрезвычайно набожного селовека, любимой книгой которого стала Библия. Особенно овладело им это чувство после пожара в Москве в 1812 году. Александр воспринял его как кару за свои грехи.

В книге приводится множество примеров бесед и переписок Александра с близкими ему людьми, в которых упоминается или прямым текстом говорится об отречении от престола и желании жить независимо от государственных дел.

Последние 5 лет жизни императора – глава пятая (страницы 74- 86);

Тайна императора (страницы 87-117)

Александр утверждал, что при Павле «три тысячи крестьян были розданы как мешок брильянтов. Если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право, даже если это бы мне стоило головы». Решая вопрос поголовной коррупции, он остался без верных ему людей, и наполнение правительственных позиций немцами и другими иностранцами только привело к большему сопротивлению его реформам со стороны «старых русских». Так правление Александра, начатое великой возможностью к улучшению, кончалось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило в меньшей степени из-за коррупции и консерватизма русской жизни и в большей — из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Он льстил самому себе, представляясь миру как благодатель, но его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений. «Вы всегда хотите меня учить! — он возражал Державину, министру юстиции, — но я император и я желаю этого и ничего другого!» «Он был готов согласиться, — писал князь Чарторыйский, — что все могут быть свободны, если они свободно делали то, что он хотел».

Александр знал о тайных обществах в России, но никак не боролся с ними. Единственный пример – масонство. При Александре I масонство стало почти государственной организацией, однако было запрещено особым императорским Указом в 1822. Сам Государь, до своего увлечения православием, покровительствовал масонам и по своим взглядам был большим республиканцем, чем радикальные либералы Западной Европы.

В последние годы правления Александра I особое влияние в стране приобрёл А. А. Аракчеев. Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждения Военных поселений (с 1815 года), а также разгромом профессорских кадров многих университетов.

20 января Александр подписал тайный манифест о передаче трона Николаю, зная, что Константин отрекается от престола. Конверт с манифестом он отдал митрополиту Филарету и завещал открыть конверт только после его смерти. 16 августа 1823 года Александр издал секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: