1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:
Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
В речи появляются сложные формы предложений.
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
Затрудняются назвать части предмета, части тела.
Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
|
|
Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогам группы):
1. Скажите пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)
2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)
Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.
Тема: “Кто как кричит?”
Представьте себе, что Вы – это Ваши дети.
Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок.)
Посмотрите, мама – лошадь (большая), а её детеныш – жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
Как кричит жеребенок? (Ответы детей.)
А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.)
А как кричит свинья? (Ответы детей.)
Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.)
Кто её детеныш? (Поросенок.)
Мама – свинья какая? (Большая.)
А поросенок какой? (Маленький.)
Как кричит мама? (Громко.)
Как кричит сынок? (Тихо.)
А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей.)
Кто его мама? (Корова.)
А как зовут сыночка коровы? (Теленок.)
Корова Какая? (Большая.)
А теленок какой? (Маленький.)
Корова как кричит? (Громко.)
А теленок как кричит? (Тихо.)
А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей.) Молодцы. (Игра закончилась.) Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.
|
|
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.
Давайте посмотрим фотографии, где вы отдыхаете со своими детьми, полюбуется красотами нашего края. Я приглашаю для разговора Елену Николаевну (выступления родителей). Разговор продолжит мама Вани Мельницына (выступление родительницы). Спасибо Вам большое. Советы родителям.
Отравляясь с ребенком на прогулку:
поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
какое сейчас время года?
покормить птиц
загадать загадку
познакомить с народными пословицами и приметами
прочитать стихотворение, вспомнить песенку
поиграть в игру
Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.
Предложите родителям объединиться в небольшие подгруппы.
Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Я благодарю, всех родителей за участие в работе родительского собрания, за помощь в оформлении стенда “А я живу на Урале”, и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.
Литература.
1. Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
2. В.Н. Волчкова; Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада”.