Венеты: античная эпоха

Лужицкая культура: прародина славян

Именно здесь, в северо-восточной части культуры Полей погребальных урн, около 1100 года до нашей эры, фиксируется самостоятельная культура, которая получила название Лужицкая. По первым находкам в местечке Лужицы на территории современной Польши, между Одером и Вислой. Она то и считается прародиной славян. В 19-м, начале 20 века у славян какой только прародины не находили, но последние исследования археологические, лингвистические говорят о том, что все-таки прародина славян находится на территории современной Польши примерно. Правда не вся Лужицкая культура была занята протославянскими племенами, вместе с ней по периферии ее заселяли балтские, германские, кельтские и другие племена. Но основное ядро - это был славянский этнос. Именно здесь славяне получили свой племенной общий этноним, который в самой древней форме не «славяне», а «словене». В древности идентификация шла не по этническому признаку, а по речевому. Те, кто говорит с тобой на твоем языке – свои, а остальные - варвары. Наши предки древние славяне были еще более языковыми расистами, если греки, им хотя бы слышалась хоть и незнакомая, но речь «вар-вар-вар», то для славян это вообще была не речь, а немота. Поэтому германские племена получили в славянских языкам название «немцы», они немые.

Балтские племена, с которыми словене соседствовали на северо-востоке, их словене немцами не называли. Потому что балтские языки – это самые близкородственные славянскому языку. Между ними существует около полутора тысяч родственных слов. Лужицкая культура много столетий существует в одних и тех же границах. И она, к сожалению, не попала в поле зрения античных авторов и не была описана, в отличие от других этносов, в том числе варварских. Эта территория попадает в поле зрения античных авторов очень поздно, поэтому о древних славянах мы имеем этнографические описания только начиная с 6 века нашей эры, когда они стали вторгаться на территорию Византийской империи и византийцам пришлось обратить на них самое пристальное внимание, в том числе внимательно изучить их, как своих противников. А до того славянский этнос долгое время существовал под историческим псевдонимом «венеты».

Венеты: античная эпоха

Этот термин появился в трудах римских авторов, потом его подхватывает Иордан, визайнтийский автор 6 века, что говорит о том, что общее племенное название этих племен – это венеты. И вот под этим псевдонимом славян очень долго знали в латино-язычной литературе античности и средних веков. Дело в том, что в данном случае мы имеем такую частую картину в античной и средневековой литературе, когда на один народ переносится имя другого народа, который либо жил на территории, либо подчинил данный народ. Все эти варварские группировки, которые вторгаются на территорию Римской империи, это же на самом деле одна малочисленная орда, которая дает имя всем остальным племенам, которые она собрала и увлекла за собой. Точно так же получилось и в данном случае с наименованием славян венетами. Славянам присвоили имя народа, который не имеет к славянскому этносу никакого отношения. Историю венетского этноса мы находим около 13 века до нашей эры на территории Малой Азии. В преданиях о Троянской войне говорится о том, что предводитель венетов Эней, его потом позаимствует и римская мифология, как одного из основателей города Рима, так вот этот Эней, вместе с венетами оборонял Трою. Исторические исследования говорят о том, что венеты входили в состав Хеттской державы, они жили на территории Пафлагонии в западной части Малой Азии, и в этом качестве оказали помощь Трое. Падение Трои решило судьбу и самих венетов, они вынуждены были начать долгий путь, став настоящим народом-странником. Для времен античности, раннего средневековья это довольно обычный способ бытия народа – постоянные переселения. Они описали круг вокруг Европы, уйдя из западной части Малой Азии, затем греческие источники фиксировали их в районе верхней Адриатики, так называемые адриатические венеты, они хорошо описаны, здесь они стали очень известными коннозаводчиками, их кони и мастерство конной дрессировки славилось во всем античном мире. Затем через северную Италию и Швейцарию они попадают на территорию Галлии (нынешняя Франция), так называемые бретонские венеты. Здесь их довольно подробно описывает Юлий Цезарь, когда он доходит туда со своими легионами, он отмечает исключительное свободолюбие этого народа, нежелание его подчиняться никому. И в частности, говорит о том, что венетские корабли - это лучшие мореходы, кстати, их корабли приспособлены к плаванию в океанических условиях, хотя плавают они вдоль побережья. Тем не менее, он говорит о том, что эти венеты превратили в данников все окрестные племена. Это говорит о большом экспансионном ресурсе венетского этноса. Видимо, сбитые римским ударом с Бретани, они мигрируют на территорию южного побережья Балтики. Они приносят сюда культуру так называемых лицевых урн.

Опять же это погребальные такие сосуды, лицевые урны, потому что сосуды с прахом имеют навершие в виде человеческого лица. Либо это портрет покойного, либо изображение какого-то божества. Эти лицевые урны характерны для погребений венетских в Балтийском море и для венетских же погребений в районе Средиземного моря. Из чего видно, что это миграция одного и того же этноса, одной и той же культуры. Благодаря тому, что они отличные мореходы, торговцы, они проникают в районе Кашурской возвышенности, подчиняют сначала поморские племена, это прото-балты. И уже осуществляют вместе с ними экспансию на территорию Лужицкой культуры и, по всей видимости, подчиняют себе славянские племена, которые живут на этой территории. Это вторжение произошло около 8 века до нашей эры, и к 5-4 векам окрестные народы начинают называть славян именем венетов. Потому что венеты здесь ассимилируются вместе со славянским этносом. Это доказывается тем, что соседние народы до сих пор называют славян и русских именами или этнонимами, имеющих в основе корень венеты.

Память о том, что венеты посетили этот район, живет очень долго, и их именем называют славян или русских. Это говорит о том, что славяне входили в венетский племенной союз и в конце концов, венетов ассимилировали. В частности, венеты, видимо оказали на кельтов и на славян глубокое культурное воздействие. В частности, кельтский Перкунья, славянский Перун - они восходят к индоевропейскому Перуна, что означает скала. Венетский язык расшифрован, он относится к числу индоевропейских языков.

К римскому времени от венетов осталось практически одно только имя. Но один из римских авторов называет Балтийское море Виндский или Индский океан. Это говорит о том, что на этом море когда-то господствовали именно венеты. С этим именем «венеты» славяне попадают уже в поле зрения римских авторов, которые называют их венетами. А с римскими авторами какая история случилась, этот варварский мир для античного человека был безликим, все эти варвары для них были на одно лицо. Даже такой образованный человек, как Тацит в своем труде «Германия» колеблется, к кому причислить венетов: к германцам или к сарматам. Римляне делили всех варваров на кельтов, которых они знали с давних времен, сарматов, которые пришли около 3 века до нашей эры. Кто не похож на кельта и на всадника, тот для них германец. Поэтому Тацит пишет, что венеты - есть такое племя, но кто они, он не знает, возможно, германцы.

С тех пор в немецкой историографии долго господствовал псевдо-этнос, как восточные германцы, под которые они подверстывали многие племена, которые на самом деле относятся к славянскому этносу. Это видно из чего, когда в раннем средневековье германские миссионеры проникли в эти же земли с целью христианизации, стали знакомиться с этими людьми, то все эти латинские восточные германцы быстро превращались в следующих: то, что у Тацита написано «лугии», они на самом деле оказались лужичанами. Варны-варины – это тоже такое племя мощное в районе Поморья славянского, этимологизируется только в славянское «варн». На языке поморских славян вран-ворон назывался варн. Колдуи – каледичи, мугеллоны – это явно можно этимологизировать из славянского города Могильно, который находится на этой территории. Гвельты – это будущие велеты, или лютичи, так они фигурируют в средневековой литературе. Не оказалось там никаких восточных германцев, оказались чисто славянские племена. Но для римских историографов и географов они не были славянами, они были венетами. В то же время Певтингерова карта так называемая, это дорожник 4-3 веков до нашей эры, фиксирует в районе верхнего Дуная следующие названия, которые легко находят соответствия в славянских языках, например, река Берзовия там отмечена, современная Бързава, Тиерна – современная Черна, Вълка – Волк и другие.

Это говорит о том, что не позже 3 века до нашей эры с территории Лужицкой культуры они уже продвинулись несколько на юг и на запад. Венеты никакого отношения к славянам не имеют. Это индоевропейский этнос, славяне тоже индоевропейский. Около дюжины народов исчезнувших и ныне живущих относится к индоевропейскому этносу. Это чисто кабинетный термин, армяне – индоевропейцы и славяне индоевропейцы. Эта общность организовалась исключительно по языку, а не по этническим признакам. Все эти языки сводимы к одному пра-языку, из которого они все произошли, но этносы это могут быть совершенно разные.

Славяне, заселив огромную территорию, там же жили другие народы, почему славяне сами не растворились в них, а даже будучи в меньшинстве, ассимилировали своих соседей. Это, по всей видимости, связано с крепкой социальной организацией славян, потому что славянская община, так называемая, строилась по десятичному признаку, сплошные археологические исследования древнерусских поселений 7-9 веков обнаружили десятичный принцип. То есть, славянские племена - это было внутри очень четко структурированное общество и в основе этой системы лежало десятичное строение. Этот десяток древнеславянский, сто, тысяча – они не имеют строгого цифрового соответствия. Эти десятки поселений, они образуют грозди, но этот десяток археологический может состоять из 15 поселений, но это все будет десяток, так же и сто, и тысяча. Эти поселения всегда образуют гроздь, они всегда между собой связаны, в случае чего, для отражения военной агрессии. И всегда в славянских поселениях есть грады – укрепленные поселения, что тоже нетривиально для древних народов. Причем эти грады делятся на три типа: административные, военные крепости и ритуальные святилища. Сложная структура, по всей видимости, она и помогла славянам пережить все перипетии Великого переселения народов, к которому мы и переходим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: