Создание Посольского приказа, его особенности и структура

Введение

«Дипломатия – искусство представительства и отношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Прежде всего, это совокупность методов и способов осуществления внешней политики государств»- Большой энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб.1890-1907. В более узком смысле умение добиваться своих внешнеполитических целей путем ведения межгосударственных переговоров. Таким образом, дипломатия - это целое искусство, и искусство, нужно сказать, очень сложное. Например, в средние века неопытный дипломат мог свести на нет все результаты многолетней и победоносной войны, а опытный в случае поражения свести к минимуму территориальные потери или вообще избежать их, поправить пошатнувшееся положение государства, заключить мир на приемлемых условиях и т.д. Зачатки дипломатии появились еще в родовом обществе. С тех пор она прошла огромный путь, постоянно совершенствуя свои методы и приемы, выходя на более продвинутый уровень. И то государство, которое умело использовало свои дипломатические возможности, несомненно, всегда добивалось успеха на внешнеполитической арене.

Создание Посольского приказа, его особенности и структура

 

Становление первых дипломатических учреждений и профессиональной дипломатической службы в России происходило в период становления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV-XVII вв. и совпадают с общеевропейскими. В истории России начало этого периода это век свержения монголо-татарского ига, время правления потомков Дмитрия Донского московских князей Василия I (1389-1425), Василия II Темного (1425-1462), Ивана III (1462-1505). Именно во время правления Ивана III завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

В ХVI-XVII вв. Московское государство стремительно осваивало новые территории Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике). Активно развивались международные контакты.

В XVI веке Иван IV поставил перед собой две внешнеполитические задачи, реализации которых добивался весьма настойчиво: первая задача была связана с внешней политикой России на западе. На Балтике молодое русское государство в тот момент не имело выхода к морю, что существенно затрудняло экономические связи страны с Западной Европой. Вторая внешнеполитическая задача стояла перед Иваном IV на Востоке. Распавшаяся Золотая Орда оставила после себя осколки, которые мешали продвижению России в Сибирь. Объединив их вокруг крепнущего Московского государства, царь мог не только расширить территорию государства, но и получить доступ к богатым рынкам восточных стран. Решение всех этих задач требовало создания эффективного аппарата государственного управления, в том числе и по международным делам. Во внешнеполитической сфере важным элементом этого формирующегося механизма государственного управления стал Посольский приказ.

Традиционно внешней политикой в земле Русской занимался непосредственно Великий князь вместе с ближними боярами. Наиболее сложные вопросы выносились на рассмотрение всей Боярской думой. Сформированием централизованного государства Москва сталкивалась со все более сложными задачами, для решения которых требовалось учреждение особого органа для руководства дипломатическими сношениями. Ко второй половине XVI в., когда сформировались Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Аптекарский приказы, был создан и Посольский. Он начал действовать как государственное учреждение с 1549 г., с того момента, как было "приказано посольское дело Ивану Висковатому", под началом которого работали 15—17 подьячих и несколько переводчиков. В XVII веке рост международного значения Русского государствавызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов (в 1689 году он включал уже 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей). Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья. (5 повытий, 3 европейских и 2 азиатских).

На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка наказов русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями (Сибирь, Смоленская земля и др.), ведал служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В Посольском приказе хранились государственные печати (которые прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), а также государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию.

 

Посольский приказ возглавляли думные дьяки. Помощниками думных дьяков были подьячие, которые делились на старших, средних и молодых. Средние и молодые подьячие вели делопроизводство и переписку Посольского приказа. Посольский приказ делился на отделы –повытья. Их число менялось в зависимости от времени. Во главе каждого такого отдела стоял старший подьячий.
Существовала четкая градация дипломатических представителей: «великие послы», «легкие послы», «посланники», «посланные», «посланцы», «гонцы». Как правило, послы избирались из бояр. Ранг отправляемого посла определялся важностью предстоящей ему миссии. Кроме того, в штат Посольского приказа входили вспомогательные работники, переводчики и толмачи, которых часто набирали из иностранцев. В XVII веке в ведомстве делали переводы с латыни, польского, итальянского, татарского, греческого, шведского, голландского, турецкого, персидского и других языков. Также в России складывалась система подготовки дипломатических кадров. Нередко детей бояр посылали за границу, чтобы они овладели иностранными языками и навыками, необходимыми для службы в сфере внешней политики.

В конце XV - начале XVI в. к дипломатической службе имели непосредственное отношение Боярская дума, Казна и Дворец. В круг обязанностей Посольского приказа входили в то время не только дипломатические сношения, но и другие дела, связанные с иностранцами, а именно: дела проживавших в России иноземных купцов и ремесленников; поселенных в России татар; московских слобод, заселенных иностранцами, и дворов для приема послов; дела, связанные с выкупом пленных. Кроме того, Посольскому приказу давались отдельные поручения.
Первый начальник Посольского приказа И. М. Висковатый именовался подьячим, затем дьяком, а его преемники ввиду важности занимаемого поста уже думными дьяками. "А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посольскому думному дьяку, а думный дьяк приказывает подьячему, а сам не готовит, только чернит и прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они же, бояре, слушают вдругоряд с царем все вместе". Думный посольский дьяк, который, по словам современника, "хотя породою бывает меньше, но по приказу и по делам выше всех", пользовался широкими полномочиями, присутствовал при "сидении" государя с боярами для доклада по своему ведомству, в случае несогласия с решением вопроса высказывал свое мнение. Думные посольские дьяки были яркими личностями, принадлежавшими к наиболее образованной части русского общества. Среди них уже упоминавшийся И. М. Висковатый, А. Я. Щелкалов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев. У думных дьяков были помощники (товарищи), или вторые дьяки. Некоторые из них со временем становились начальниками приказа, например, В. Я. Щелкалов, А. И. Власьев, Иванов Ерофей (Алмаз), Е. И. Украинцев. Помощниками думных и вторых дьяков были подьячие, которые составляли основной штат Посольского приказа. Как правило, из подьячих Посольского приказа, имевших опыт работы на дипломатическом поприще, и назначались посольские дьяки.

В XVII в. аппарат Посольского приказа значительно вырос в связи с тем, что в его подчинение вошли другие приказы, в том числе четвертные территориальные, или четверти (Новгородская, Галицкая, Владимирская, Устюжская), где собирались с подведомственных им территорий доходы. Посольский приказ стад заведовать почтой, делами донских казаков, судом, сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод и приказных людей и др. Кроме того, в его обязанности входило управление, несколькими городами - Касимовым, Елатьмой, Романовым. Увеличение штата Посольского приказа сопровождалось изменением его структуры. Появились повытья- отделы. Три из них ведали сношениями с Западной Европой, два - с Азией. Во главе повытий стояли старые (старшие) подьячие. Были еще средние, молодые, которые вели делопроизводство и переписку. В начале 70-х годов XVII в. подьячие Посольского приказа получали следующее жалованье: 474 руб. окладного, 476 юфтей хлеба, 99,5 пуда соли, 117 руб. "в приказ", 256,5 руб. праздничных. В переводе на деньги это составляло 925 руб. (в среднем на одного человека 40 руб.), что в 3 - 5 раз превышало жалованье подьячих другихприказов.
Штаты приказа выросли прежде всего за счет увеличения числа вторых дьяков. В первой половине XVII в. был один второй дьяк, в 1666 г. их стало три, в 1668 г. - четыре, в 1685 г. - пять. Намного больше стало толмачей - тех, кто занимался устными переводами, и переводчиков, которым поручалось письменное делопроизводство на иностранных языках. В конце XVII в. насчитывалось около 15 переводчиков и 40 - 50 толмачей, знавших латинский, польский, татарский, грузинский, немецкий, шведский, голландский, греческий, фарсовский (персидский), арабский, турецкий, волосский (румынский) и английский языки. В переводчики поступали находившиеся на русской службе иностранцы, бывшие в плену русские, нередко для изучения иностранных языков людей посылали специально за границу. В составе приказа появились золотописцы, сторожа, приставы. Золотописцы расписывали золотом и красками грамоты. В конце XVII в. в Посольском приказе служили пять золотописцев, которым вменялось в обязанность писать каймы и начальные слова. Приставы, которых в это время числилось шесть - девять человек, назначались для разбора судебных дел, производимых в приказе.

Все служащие Посольского приказа приводились к присяге. Текст присяги (крестоприводные записи) менялся в зависимости от конкретной внешней и внутриполитической ситуации, а также содержал специальные дополнения (приписи) для различных должностей. Например, думным чинам предписывалось сохранять секретность заседаний Боярской думы ("и мне тех речей и его думы не проносить никому"), подьячие обязаны "всякие дела делати вправду и тайных всяких государевых дел и вестей никаких никому не сказывати", государевой казны не красть, о посольских делах никому не разглашать и, помимо наказа, ничего не делать.

Со второй половины XVII в. приказ стали возглавлять бояре, проводившие подчас самостоятельную политику, независимую от Боярской думы. В ведение главы Посольского приказа была передана государственная печать, и он получил титул " царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель". В Русском государстве удостоверением подлинности грамот испокон века служило наличие подвешенной к ней на шнурке печати. Печать была важным атрибутом но только для грамот, посылаемых в иноземные государства, но и для документов, имевших хождение внутри страны: "на поместья и на вотчины всяких чинов людям и на гостинство гостем". Государственных печатей было несколько: большая и малая, которые привешивались к грамотам, направляемым во все государства, за исключением Крыма; "кормленая", которая прикладывалась к грамотам в Крым и к жалованным на "поместья, вотчины и гостинство". На печатях был изображен двуглавый орел со всадником на копе, побеждающим змия.

3. Протокол приема иностранных послов.

Складывались постепенно и определенные посольские обычаи. Вот как встречали в сентябре 1536 г. в Москве крымского посла царевича Ислама: "И князь велики говорил с бояры: пригоже ли ему Исламова посла почтити, как царевых послов чтят: на Дорогомилово его встретити послати, и о здоровье вспросити, и на подворье к нему сына боярского послати о Исламове здоровьи вспросити, и шуба к нему и с ествами послати, - или ево так почтити, как калгинътх (калги - наследники хана) чтят". Значение придавалось всему: и как встретить, и где. Обычно на границе послов встречал пристав, высланный навстречу воеводой пограничного города. Обе стороны зорко следили за тем, кто раньше снимет шапку, кто первый сойдет с лошади, наблюдали, чтобы не сделать лишнего шага навстречу друг другу и ехать "о высокую руку", т. е. с правой стороны. "Приставы - это наши церемониймейстеры", - писал австрийский дипломат Д. Бухов, посетивший Россию в 1575 году. По дороге приставы обеспечивали охрану, снабжение продуктами и фуражом, ночлег послов.

За отказ соблюдать установленные нормы посольского церемониала послов могли лишить "почетного корма". Так, австрийскому посланнику И. Гофману, не желавшему титуловать Ивана IV царем, два дня не давали ни пищи, ни воды. В XVI в. послов, как правило, везли через города, куда специально собирали дворян и детей боярских, чтобы представить государство многолюдным и богатым. За несколько верст, не доезжая до Москвы, посольство останавливалось в ожидании разрешения на въезд в столицу. В назначенный день навстречу выезжали новые, теперь уже "московские", приставы, а из царской конюшни высылались возки, кареты и верховые лошади. Часто разгорались жаркие споры о том, кому следует первому сойти с лошади. Имперский дипломат С. Герберштейн похвалялся тем, что обманул "московитов", сделав вид, что готов первым сойти с лошади. Если это не удавалось, то все сходили одновременно. Затем пристав читал приветствие от имени царя и садился в карету к послу, предварительно поспорив, какое место в ней займет.

Для помещения особенно часто приезжавших в Москву послов - крымских, ногайских, польско-литовских и английских - уже в XVI в. существовали особые дворы, а с начала XVII в. в Китай-городе на Ильинке был устроен особый Посольский двор. Въезд в Москву и следование посольского поезда на аудиенцию обставлялись с поражавшей иностранцев пышностью. Впереди шли стрельцы, затем несли подарки царю - всякие заморские диковины. В 1692 г., например, среди подарков, привезенных персидскими послами, были лев и львица. Можно себе представить реакцию москвичей, заполнивших улицы. Чем выше ранг посла, тем торжественнее выглядело следование его во дворец. По словам Герберштейна, важно было "показать чужестранцам могущество князя, а таким посольствам от иностранных государей явить все его величие".





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: