Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов гос-ва, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формировании фонда денежных средств.
Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.
Федеральный бюджет | Нижегородская область | |
1. Налоговые доходы (НДС, акцизы) | 92% | 69% |
2. неналоговые доходы (доходы от аренды гос-го и муниципального имущества, административные платежи, сборы,, штрафные санкции) | 7% | 4% |
3. безвозмездные перечисления – перечисления от физлиц, юрлиц, либо от бюджетов др.уровней., они осуществляются в виде дотаций субсидий. | 0,1% | 10% |
4. доходы целевых бюджетных фондов · Федерльного дорожного фонда РФ; · Фонда развития таможенной системы РФ; · Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов; · Фонда упрвлени, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; · Федерального экологического фонда РФ · Государственного фонда борьбы с преступностью | 0,9 | 17% |
итого | 100% | 100% |
|
|
Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляют более 4/5 всех доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений) На второе место по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлину дельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80 %.
При рассмотреии доходов федерального бюджета следует отметить ведущую роль в нем косвенных налогов – НДС, акцизов, таможенных пошлин
Распределение налогов и обзательных платежей и закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает не только см.бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, составлении прогнозов социально-экономического развития регионов и создания системы доходов каждого уровня власти.
Вопрос 8. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
В 1999 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4 млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов oт приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.
|
|
С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется, С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 г., принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.
Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.
Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:
1) в продолжении курса на его не инфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;
2) увеличении доли бюджетных заимствований внебанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;
3) координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.
Вопрос 9. Федеральные налоги.
Федеральные налоги — это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.
Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами.
К регулирующим доходам относятся НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарении и др., которые поправляются в бюджеты других уровней в виде определенной, установленной при утверждении федерального бюджета норме.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых новых налогов в современной налоговой системе России. По Федеральному бюджету на 1999 г. он должен составить 30% всех доходов бюджета. Причем 75% всех поступлений НДС направляется в федеральный бюджет и 25% в бюджеты субъектов РФ. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридическими лицами, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становится конечный потребитель, который оплачивает его при покупке и цене товара.
|
|
Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. При реализации товаров учитываются товары собственного производства и приобретенные на стороне, при выполнении работ — объемы строительно-монтажных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и других работ; при реализации услуг — выручка, полученная от оказания услуг предприятиями связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также рекламных, инновационных. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе финансовая помощь от других предприятий, пополнение фондов спецназначения, авансовые платежи, штрафы, пени, полученныенарушение договора поставки товаров и т. п.
Налог на прибыль предприятий и организаций введен Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. и взимается с 1 января 1992 г. Подобный налог действовал в 1920-е гг. в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий и организаций. Начиная с 1930 г. налогообложение юридических лиц по существу упразднено и заменено так называемой «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет. В 1991 г. была предпринята попытка ввести налог на прибыль.
Действующий налог на прибыль предприятий и организаций — это важный доход бюджета. В консолидированном бюджете РФ, объединяющим бюджеты всех уровней власти, он обеспечивает 1/5 всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля. Плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранным капиталом; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие баланса и расчетного счета (при условии, что они и основная организация, частью которой они являются, находятся на территории разных I субъектов РФ), а также малые предприятия, не перешедшие на | упрощенную систему налогообложения. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полученная в рублях и иностранной валюте. Она включает три компонента:
|
|
1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
2) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества;
3) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) I определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Подоходный налог — основной федеральный налог с физических лиц. В России он введен в 1916 г. С этого момента за исключением небольшого перерыва он с определенными изменениями функционирует по сегодняшний день. Действующий в России подоходный налог введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие и не имеющие постоянного местожительства в РФ. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории РФ как в денежной (в рублях или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Мобилизованный подоходный налог с физических лиц перечислялся в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 1()98 г. полностью в бюджеты субъектов РФ.
Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. с учетом Федерального закона от 14 февраля 1998 г. на первый ряд товаров широкого потребления, хотя и не являющийся в своей подавляющей части предметами первой необходимости, в том числе спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального i ирья) являются едиными. Установлены два вида ставок: специфические (в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров) и адвалерные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15% и легковые автомобили — 10%.