Состав и структура доходов федерального бюджета

Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов гос-ва, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формировании фонда денежных средств.

Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.

 

  Федеральный бюджет Нижегородская область
1. Налоговые доходы (НДС, акцизы) 92% 69%
2. неналоговые доходы (доходы от аренды гос-го и муниципального имущества, административные платежи, сборы,, штрафные санкции) 7% 4%
3. безвозмездные перечисления – перечисления от физлиц, юрлиц, либо от бюджетов др.уровней., они осуществляются в виде дотаций субсидий. 0,1% 10%
4. доходы целевых бюджетных фондов · Федерльного дорожного фонда РФ; · Фонда развития таможенной системы РФ; · Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов; · Фонда упрвлени, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; · Федерального экологического фонда РФ · Государственного фонда борьбы с преступностью 0,9 17%
итого 100% 100%

 

Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляют более 4/5 всех доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений) На второе место по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлину дельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80 %.

При рассмотреии доходов федерального бюджета следует отметить ведущую роль в нем косвенных налогов – НДС, акцизов, таможенных пошлин

                   Распределение налогов и обзательных платежей и закрепление их конкретных видов за бюджетом определенного уровня обеспечивает не только см.бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, составлении прогнозов социально-экономического развития регионов и создания системы доходов каждого уровня власти.

 

Вопрос 8. Бюджетный дефицит   и методы его финансирования

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

В 1999 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4 млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов oт приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется, С этой це­лью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внут­реннего валютного государственного облигационного займа, об­лигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 г., принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефи­цита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.

 Основные задачи в области политики финансирования де­фицита федерального бюджета РФ состоят:

1) в продолжении курса на его не инфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заим­ствований;

2) увеличении доли бюджетных заимствований внебанковском секторе за счет привлечения средств населения, пред­приятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3) координации выпуска федеральных, региональных и му­ниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

 

Вопрос 9. Федеральные налоги.

Федеральные налоги  — это налоги, устанавливаемые налоговым законодательст­вом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Основными федеральными налогами являются: налог на до­бавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные по­шлины, налог на операции с ценными бумагами и др.

 Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможен­ные пошлины, государственная пошлина, федеральные регист­рационные и лицензионные сборы полностью поступают в фе­деральный бюджет и являются собственными его доходами.

К регулирующим доходам относятся НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарении и др., которые поправляются в бюджеты других уровней в виде определенной, установленной при утверждении федерального бюджета норме.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых новых налогов в современной налоговой системе России. По Федеральному бюджету на 1999 г. он должен составить 30% всех доходов бюджета. Причем 75% всех поступлений НДС направляет­ся в федеральный бюджет и 25% в бюджеты субъектов РФ. Плательщиками НДС являются все юридические лица незави­симо от форм собственности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, включая предприятия с ино­странными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособлен­ные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридически­ми лицами, а также малые предприятия, перешедшие на упро­щенную систему налогообложения. Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становится конечный потребитель, который оплачивает его при покупке и цене товара.

Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. При реализации товаров учитываются товары собственного производства и приобретенные на стороне, при выполнении работ — объемы строительно-монтажных, на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологи­ческих и других работ; при реализации услуг — выручка, полу­ченная от оказания услуг предприятиями связи, транспорта, жи­лищно-коммунального хозяйства, а также рекламных, иннова­ционных. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, полученные предприятиями, если их получение связа­но с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе финансовая помощь от других предприятий, пополнение фондов спецназначения, авансовые платежи, штрафы, пени, полученныенарушение договора поставки товаров и т. п.

Налог на прибыль предприятий и организаций введен Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. и взимается с 1 января 1992 г. Подобный налог действовал в 1920-е гг. в форме подоходного налога с го­сударственных и кооперативных предприятий и организаций. Начи­ная с 1930 г. налогообложение юридических лиц по существу упразд­нено и заменено так называемой «двухканальной системой», со­стоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет. В 1991 г. была предпринята попытка ввести налог на прибыль.

Действующий налог на прибыль предприятий и организаций — это важный доход бюджета. В консолидированном бюджете РФ, объединяющим бюджеты всех уровней власти, он обеспечивает 1/5 всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля. Плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранным капиталом; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие баланса и расчетного счета (при условии, что они и основная организация, частью которой они являются, находятся на территории разных I субъектов РФ), а также малые предприятия, не перешедшие на | упрощенную систему налогообложения. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полученная в рублях и иностранной валюте. Она включает три компонента:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнен­ных работ, оказанных услуг;

2) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества;

3) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) I определяется как разница между выручкой от реализации про­дукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на произ­водство и реализацию продукции (работ, услуг).

Подоходный налог — основной федеральный налог с физических лиц. В России он введен в 1916 г. С этого момента за исключением небольшого перерыва он с определенными изменениями функционирует по сегодняшний день. Действующий в России подоходный налог введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие и не имеющие постоянного местожительства в РФ. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории РФ как в денежной (в рублях или иностранной валюте), так и в нату­ральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Мобилизованный подоходный налог с физических лиц пере­числялся в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 1()98 г. полностью в бюджеты субъектов РФ.

Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. с учетом Федерального закона от 14 февраля 1998 г. на первый ряд товаров широкого потребления, хотя и не являющийся в своей подавляющей части предметами первой необходимости, в том числе спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья. Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального i ирья) являются едиными. Установлены два вида ставок: спе­цифические (в рублях и копейках за единицу измерения подак­цизных товаров) и адвалерные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15% и легковые автомобили — 10%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: