Вопрос10. Налоги субъектов Российской Федерации

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) ус­танавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К ним относятся: налог на имущество предприятий,, лесной налог, сбор на нужды образовательных уч­реждений с юридических лиц. Начиная с 1988 г. субъекты РФ могут своим решением ввести налог с розничных продаж. Мак­симальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных про­даж) определяются федеральными законами, а конкретные став­ки — решениями законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Налог на имущество предприятий введен в целях стимулиро­вания не используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйствен­ной деятельности юридических лиц. Он функционирует в соот­ветствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.

Плательщиками налога выступают юридические лица, а так­же филиалы и другие подразделения юридических лиц, имею­щие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. К объектам обложения относятся основные средства, материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстро изнашивающие предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для определения налогооблагаемой базы по предприятиям принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следую­щим счетам бухгалтерского учета: «Основные средства» (за минус­ом износа), «Доходные вложения в материальные ценности» u минусом износа), «Нематериальные активы» (за минусом из­носа), «Материалы», «Основное производство», «Готовая продукция» и некоторые другие. Начиная с третьего квартала 1997 г. и налогооблагаемую базу включены товары отгруженные.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она определяется путем деления на четыре 1мы, полученной от сложения половины стоимости имуществана 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за от­четным периодом месяца, а также стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Из-под обложения выведены полностью бюджетные учреждения и организации, предприятия по производству, переработки хранению сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурной сферы, общественные организации инвалидов и др. Налоговые льготы касаются и отдельных объектов, находя­щихся на балансе предприятия (объекты жилищно-коммунальной сферы, коммунального и бытового водоснабжения и др.).

Предельная ставка налога на имущество предприятий уста­новлена в размере 2% налогооблагаемой базы, конкретные ставки и, определяемые в зависимости от вида деятельности, устанав­ливаются законодательными (представительными) органами объектов РФ. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом и вносится рав­ными долями в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.

Лесной налог включает систему платежей за пользование лесным фондом. Эта система платежей регулируется Лесным Кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29 января 1997 г., и охватывает лесные подати и арендную плату.

Лесные подати включают: плату за древесину, отпускаемую п.» корню, плату за заготовку лесных второстепенных материалов (древесных соков, ягод, лекарственных растений и т. п.), плату за пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом. Предусмотрены минимальные и конкретные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, причем минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ, конкретные ставки за древесину на корню и ставки платежей за пользование другими лесными ресурсами — органами государственной вла­сти субъектов РФ по согласованию с территориальными органа­ми федерального управления лесного хозяйства или определяют­ся по результатам лесных аукционов. Действующие минималь­ные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвер­ждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. Они дифференцированы по административно - территориальным образованиям — отдельным субъектам РФ или их груп­пам, а также по основным лесным породам (сосна, дуб и т. д.), по категориям крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) и дрова, по расстоянию вывозки древесины к транс­портным путям, запасу древесины на 1 га лесосеки. Например, для Центрального экономического района Тверской области минимальная ставка платы за древесину на корню, если эта дре­весина крупная, установлена в размере 22100 руб. за 1 куб. м.

Лесные подати оплачиваются в разных формах:

■ денежным платежом,

■ натуральным платежом с предоставлением части заготовленных ресурсов,

■ выполнением работ или предоставлением услуг.

Форма оплаты лесных платежей определяется районными органами самоуправления и оговаривается в разрешительных документах по каждому объекту пользования — лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах. Лесные подати взимаются в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение срока дейст­вия разрешительных документов.

При аренде лесных ресурсов владелец передает участок лесного фонда в срочное пользование за плату. Эта плата зависит от коли­чества и качества лесных ресурсов, местонахождения участка.

Принципы определения и порядок установления размера арендной платы и сроки ее внесения определяются субъектами РФ. Сбор на нужды образовательных учреждений, введенный Федеральным законом от 22 декабря 1992 г., действует в системе региональных налогов и поступает в бюджеты субъектов РФ. Этот сбор имеет целевое назначение и используется на дополни­тельное финансирование образовательных учреждений. Его плательщиками выступают юридические лица, а объектом обложе­ния — фонд оплаты труда по всем основаниям. В г Москве он функционирует с 1 апреля 1994 г. и предусматривает широкий аспект налоговых льгот. Максимальная ставка установлена зако­ном в размере 1%, конкретные ставки определяют субъекты РФ. расходы по оплате сбора относятся на финансовые результаты Предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: