Механизм слияний и поглощений компаний

 Для того, чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо правильно выбрать организационную форму сделки, обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству, иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения, в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”, максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал. Возможны следующие организационные формы слияний и поглощений компаний:

• объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров компаний, которые участвуют в сделке (уставы корпораций и законы иногда устанавливают более высокую долю голосов, необходимых для одобрения сделки);

•  объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что создается новое юридическое лицо, которое принимает на свой баланс все активы и все обязательства объединяемых компаний. Для применения такой формы, также как и для предыдущей, необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров объединяемых компаний;

•  покупка акций компании либо с оплатой в денежной форме, либо в обмен на акции или иные ценные бумаги поглощающей компании. В этом случае инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе. Одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании в этом случае не обязательны;

• покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.

 Сделки по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим образом: компания Х покупает активы компании У с оплатой в денежной форме; компания Х покупает активы компании У с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем; компания Х может купить контрольный пакет акций компании У, став при этом холдингом для компании У, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица; проведение слияния компании Х и компании У на основе обмена акциями между ними; компания Х сливается с компанией У и в результате образуется новая компания Z. Акционеры компаний Х и У в определенной пропорции обменивают свои акции на акции компании Z.

Для того чтобы слияние прошло успешно, еще при его планировании необходимо учесть требования антимонопольного законодательства. Все крупные слияния и поглощения подвергаются контролю уже на самых ранних этапах.

 Анализ эффективности слияний и поглощений компаний.

 Порой среди менеджеров существуют ошибочные мнения, что правила определения эффективности и привлекательности сделки по слиянию компаний просты. Достаточно приобрести фирму из растущей отрасли или купить ее по цене ниже балансовой стоимости. Но все это совершенно не однозначно. При оценке эффективности такого вида реструктуризации компаний необходимо учитывать очень много факторов. При покупке компании происходит инвестирование средств. Следовательно, можно применять основные принципы принятия решений о долгосрочных вложениях. Однако, оценка эффективности слияния или поглощения зачастую очень сложна, что связано со следующими моментами:

• необходимостью определения экономических выгод и издержек, расчета синергетического эффекта от слияния и поглощения компаний;

• необходимостью выявления как мотивов слияния, так и того, кто из участников вероятнее всего извлечет из него прибыли, а кто понесет убытки;

• возникновением при слияниях и поглощениях особых налоговых, правовых, кадровых и бухгалтерских проблем; необходимостью учитывать, что не все слияния и поглощения осуществляются на добровольных началах. В случае враждебных поглощений издержки на реализацию этой сделки могут существенно превысить прогнозируемые.

Очень часто анализ слияния или поглощения начинают с прогноза будущих потоков денежных средств компании, которую собираются присоединить. В такой прогноз включают любое увеличение доходов или снижение затрат, обусловленное слиянием или поглощением, и затем дисконтируют эти суммы и сравнивают полученный результат с ценой покупки. В этом случае ожидаемая чистая выгода рассчитывается как разница дисконтированного потока денежных средств приобретаемой компании, включая выгоды слияния или поглощения, и денежных средств, необходимых для осуществления этой сделки. Если приведенная стоимость ожидаемого от слияния приростного денежного потока превышает цену, которую следует заплатить за приобретаемую фирму, то приобретающей фирме можно совершать покупку. В этом случае анализ эффективности слияния или поглощения компаний предусматривает прогнозирование денежного потока, определение уровня дисконтной ставки или цены капитала для оценки прогнозируемого денежного потока, оценку реальной стоимости приобретаемой фирмы, сравнительный анализ полученных данных.

Рассмотренный выше подход не всегда дает объективные результаты. Даже хорошо подготовленный аналитик может допустить серьезные просчеты в оценке стоимости компании. Ожидаемая чистая выгода может оказаться положительной, но вовсе не потому, что данное слияние действительно эффективно, а лишь из-за того, что слишком оптимистично оцениваются будущие потоки денежных средств компании, которая выбрана в качестве мишени. С другой стороны, действительно целесообразное слияние может и не состояться, если будет недооценен потенциал поглощаемой компании. Целесообразнее сначала понять, почему две или несколько компаний, объединившись, будут стоить дороже, чем по отдельности, оценить возможные при этом экономические выгоды и издержки. Экономические выгоды от слияния возникают только тогда, когда рыночная стоимость компании, созданной в результате слияния или поглощения, выше, чем сумма рыночных стоимостей образующих ее фирм до их объединения. Эти выгоды и представляют собой синергетический эффект. Расчет синергетического эффекта представляет собой одну из самых сложных задач при анализе эффективности слияний.

В случае наличия синергетического эффекта слияние или поглощение считается экономически оправданным и можно переходить к оценке издержек для его осуществления. Если предположить, что при приобретении целевой компании происходит немедленная оплата ее рыночной стоимости, то издержки приобретения компании можно определить как разность между уплаченными за нее денежными средствами и рыночной стоимостью компании. Издержки, возникшие в процессе слияния, представляют собой премию, или надбавку, которую покупающая компания платит за целевую фирму сверх ее стоимости как отдельной экономической единицы. На эту величину акционеры или собственники поглощаемой компании получат больше в сравнении с рыночной стоимостью их компании. Но то, что для них является выигрышем, для акционеров поглощающей компании составляет издержки. В большинстве случаев, правда, выигрыш для целевой (поглощаемой) компании ниже, чем издержки поглощающей компании, так как определенные суммы выплачены инвестиционным банкам, консультантам, адвокатам, бухгалтерам. Чистая приведенная стоимость для поглощающей компании, возникающая от поглощения другой фирмы, измеряется разностью между вышеназванными выгодами и издержками. В случае, если чистая приведенная стоимость от сделки по слиянию или поглощению компании является положительной, то соответствующая сделка экономически обоснована и можно рекомендовать ее проводить.

 Последствия слияния и поглощения компаний.

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы. По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы. Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:

1. неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;

2. недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;

3. ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Поглощающие компании порой неверно оценивают активы интересующих их компаний или их обязательства. Например, можно недооценить издержки, сопряженные с модернизацией оборудования в этой компании, или ее обязательства по гарантийному обслуживанию бракованной продукции. Существенно могут повлиять на эффективность слияния обязательства поглощаемой компании по охране окружающей среды. Если операции этой компании приводят к загрязнению среды, все затраты в этом случае, скорее всего, будут возложены на плечи поглощающей компании. Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции – 3,5 млрд. Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления. Иногда менеджеры не могли справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры. Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических активов, как человеческие ресурсы, – профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей. Смена хозяина приводит к пересмотру сложившихся критериев оценки персонала и традиций планирования карьеры, к изменению приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры. Кроме того, если менеджеры поглощаемой компании имеют определенную долю в ее капитале, их мгновенное превращение из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать.

Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше. Это можно объяснить двумя причинами: во-первых, поглощающие компании, как правило, всегда крупнее, чем поглощаемые. В этом случае при равномерном распределении чистых выгод от слияния или поглощения между двумя компаниями акционеры каждой компании получат одинаковые прибыли в абсолютном исчислении, но в относительном, или процентном, выражении прибыли акционеров поглощаемой компании окажутся гораздо выше. Во-вторых, существенно содействует этому процессу конкуренция между покупателями. Каждый следующий претендент на покупку компании стремится превзойти условия, выдвинутые предыдущим. При этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки слияния переходит к акционерам поглощаемой компании. В рамках крупных корпораций, образованных в результате слияния или поглощения, зачастую возникает явление, называемое в экономической науке субоптимизацией. Суть его состоит в следующем: внутри корпорации обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, покупать преимущественно у “своих”. При этом каждая “своя” компания, естественно, стремится устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. В результате либо продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, либо обычные коммерческие переговоры об уровне цен превращаются в бесконечные разборы взаимных претензий. Чем сложнее система кооперационных связей внутри корпорации, тем сложнее построить и отладить систему трансфертных цен, удовлетворяющих фирмы на разных концах кооперационной цепочки. [19]

Т.о., понятие поглощение охватывает приобретение всего предприятия, отдельных его частей, а также стратегическое участие в капитале (прямые инвестиции). Слияние в свою очередь представляет особую форму поглощения, при которой приобретаемая компания лишается юридической самостоятельности. Часто поглощение обозначается как приобретение, которое может проводиться при поддержке менеджмента целевой компании или вопреки его выраженному желанию. В настоящее время значительное количество крупных слияний и поглощений имеет международный характер и осуществляется в связи с этим часто в соответствии с международными. В сделках по слияниям и поглощениям используется различные способы оценки компании. Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей истории носили волнообразный характер. В настоящее время мировую экономику захлестнула очередная волна слияний и поглощений: она началась со второй половины 90-х годов прошлого столетия и пик ее пришелся на 2000 г.

 

В заключение данной главы отметим, что эффект синергизма имеет далеко идущие последствия. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирая товары и рынки, обладает высокой гибко­стью в выборе конкурентной позиции. Она может завое­вать большую долю рынка благодаря низким ценам, может позволить себе затратить больше средств на исследования и разработки, чем конкуренты, может максимизировать нор­му возврата инвестиций и тем самым привлечь к себе ин­весторов. И все это можно сделать, сохраняя конкуренто­способность по отношению к компаниям, которые не так ответственно подходят к выбору товаров и рынков. Существуют два способа измере­ния синергетического эффекта: либо оценка сокращения затрат при совместном ведении операций при данном уров­не дохода, либо оценка увеличения прибыли при данном уровне инвестиций. Есть два основных фактора, приводящих к синергизму. Первый представляет собой преимущество масштаба — в боль­шинстве операций расходы на единицу продукции сокра­щаются при увеличении объема производства. К примеру, при закупке больших партий возможны скидки, при произ­водстве больших партий товара сокращаются прямые из­держки. Второй, более тонкий эффект синергизма связан с рас­пределением бремени накладных расходов по нескольким продуктам. Это возможно, так как в большинстве функций, приводящих к накладным расходам, требуется приложить определенный минимум усилий, чтобы получить необходи­мый результат. Если этого результата можно добиться по­средством диверсификации, при которой используются уже имеющиеся накладные функции, достигается экономия и в новом, и в старом бизнесе. Очевидно, что эффекты синергизма симметричны. Например, когда материнская компания пе­редает полученные результаты исследований дочерней, по­следняя может предоставить в ответ свои каналы распреде­ления для реализации продукции «родственницы». Чаще всего считают, что синергизм — самый быстрый способ ускорения роста без дополнитель­ных инвестиций, и упускают из виду возможность сниже­ния с его помощью затрат на производство уже имеющих­ся продуктов. Это предположение основано на взаимном использовании существующихнавыков и возможностей фирмы, приобретение которых в противном случае может привести к высоким первоначальным вложениям.

 

 

Заключение:

Переход к рыночной экономике поставил перед менеджмен­том российских предприятий множество задач, в решении кото­рых большое значение имеет построение автоматизированных информационных систем. Эти системы по своим свойствам должны быть адекватными реальным бизнес-процессам в эконо­мике конкретного банка или производственного предприятия. Более того, опыт показывает, что управлять сложными экономическими процессами с помощью компьютеров и на основе принципов кибернетики вообще невозможно. В сегодняшней российской экономической действительно­сти эффективными являются недорогие системы быстро пере­страивающиеся, легко адаптирующиеся к изменяющимся усло­виям деятельности предприятия в процессе медленного движения к рынку.

Экономические системы в условиях рынка открыты, нели­нейны и неравновесны. Элементы таких систем способны к са­моорганизации, чувствительны к случайностям, способным пере­ключать режимы эволюции. При этом «управление теряет харак­тер слепого вмешательства методом проб и ошибок, опасных действий против собственных тенденций систем, и строится на основе знания того, что вообще возможно осуществить в данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмеша­тельства человека с существом внутренних тенденций развиваю­щихся систем».

Понимание особенностей эволюции самоорганизующихся систем, каковыми являются экономические системы, позволяет в определенных ситуациях стимулировать бурные процессы роста, если известны ключевые параметры сложной системы. Такие процессы являются аналогами «экономического и технического чуда». При самоорганизации элементов нелинейной системы возникают новые функции и свойства, изучать которые можно в рамках быстро развивающейся науки — синергетики — науки о процессах самоорганизации в неравновесных системах. Можно констатировать, что на сегодня синергетика имеет проблемный и междисциплинарный характер. Сообщения на тему синергетики, сопровождаются дискуссиями, во время которых нередко поднимаются вопросы о том, что же такое синергетика и как определить характеризующие ее методы исследования и содержание. Есть все основания полагать, что и при наличии многих неопределенностей и разногласий, синергетика имеет продуктивное системообразующее значение для научного познания и оказывает прогрессивное активизирующее воздействие на научное сообщество. Можно сказать, что путь становления синергетики является противоречивым, однако именно противоречивость и даже парадоксальность является движущим началом как для содержания, исследуемого синергетикой, так и для самой синергетики. Как и всякое научное направление, родившееся во второй половине ХХ века, синергетика возникла не на пустом месте. Ее можно рассматривать как преемницу и продолжательницу многих разделов точного естествознания, в первую очередь (но не только) теории колебаний и качественной теории дифференциальных уравнений. Именно теория колебаний с ее "интернациональным языком", а впоследствии и "нелинейным мышлением" стала для синергетики прототипом науки, занимающейся построением моделей систем различной природы, обслуживающих различные области науки. А качественная теория дифференциальных уравнений и выросшая из нее современная общая теория динамических систем вооружила синергетику значительной частью математического аппарата.

Исследуя тенденции и факторы развития бизнеса, можно сделать вывод о том, что одной из основных тенденций современной внешнеэкономической деятельности является ее глобализация. Сегодня все страны переходят от одного историчес­кого этапа, для которого была характерна абсолютизация интересов собственной национальной экономики, к другому этапу - глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата. С одной стороны, развиваются процессы рыночной анархии, что, прежде всего, касается валютно-финансовой системы, с другой - усиливаются тенденции к олигархии. Последнее наиболее заметно на примерах создания многонациональных (МНК), транснациональных (ТНК) компаний и промышленно-финансовых групп. Предприятия оказались в такой ситуации, когда стремление к эффективности производства, постоян­ное его обновление и расширение распределительной сети стали крайне настоятельными требованиями. Это, конечно, выгодно потребителю. Вместе с тем глобализация ведет к перераспределению приоритетов ее национальных культурных ценностей и к пересмотру целого ряда привычек и убеждений. Тем не менее, тенденция к глобализации вырисовывается все более рельефно. Речь идет о качественно новом этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Глобализация охватывает все секторы экономической сферы - научные исследования, промышленность, сферу услуг, финансы. Ускорению развития глобализации особенно способствуют технические факторы, а продвигают ее вперед быстро растущие МНК и ТНК. Обращаясь к сущности глобализации как перераспределения функ­ций между государством и глобальными компаниями и принимая во вни­мание наличие еще трех типов носителей глобализации — международных межправительственных, международных неправительственных и внутристрановых общественных организаций с широкими международными функциями, — необходимо разработать подход к распределению упра­вленческих функций между названными носителями глобализации. При этом следует отметить, что инициатором этого процесса были и оста­ются глобальные компании. Но функциональный сектор деятельности глобальных компаний существенно уже, чем это необ­ходимо для управления мировым сообществом. Тем не менее, глобальные компании действительно послужили главным фактором формирования глобализации как процесса, сопровождающего современное социально-экономическое развитие. Но одновременно глобализация остается объ­ективным процессом, выходящим за рамки интересов только глобальных компаний. Поэтому перестраивать мировую экономику под воздействи­ем глобализации придется всем. Но роль глобальных компаний может оказаться существенно более масштабной, чем бы этого им хотелось.

Вторая отчетливая тенденция, прослеживаемая в последние годы аналитиками, - это кризис крупной корпорации и высокая жизнеспособность малых и средних фирм как агентов инновации и источников создания новых рабочих мест. Таким образом, в одно и то же время истинно то, что мелкие и средние предприятия представляются формами организации, хорошо приспособленными к гибкой производственной системе информациональной экономики, а также и то, что их обновленный динамизм попадает под контроль крупных корпораций, остающихся в центре экономической структуры новой глобальной экономики. В действительности мы наблюдаем не кончину больших и могущественных корпораций, а кризис традиционной корпорационной организационной модели, основанной на вертикальной интеграции и иерархическом функциональном управлении линейно-аппаратной системой строгого технического и социального разделения труда на фирме. Также существуют и другие  формы организационной гибкости, имеющиеся в международном опыте: формы, характеризующихся межфирменными связями. Это мультинаправленная сетевая модель, введенная в жизнь мелкими и средними предприятиями, и лицензионно-субподрядная модель производства под "зонтичной" корпорацией (umbrella corporation). Сети предприятий в наши дни становятся актуальными в связи с тем, что у малых предприятий больше возможностей развиваться, т.к. нужна высокая скорость реагирования на изменение экономической среды, и предприятия, находящиеся в сети, могут обмениваться изобретенными новшествами, технологическими ноу-хау. Способность малых и средних предприятий связываться в сети между собой и с крупными корпорациями также стала зависеть от доступности новых технологий, раз горизонт сетей (если не их повседневные операции) стал глобальным. Только опора на новые коммуникационные и информационные технологии позволяет им работать на постоянной основе. Сложность паутины стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализованного принятия решений сделала бы крупные корпорации попросту неуправляемыми без развития компьютерных сетей, конкретнее, без мощных микропроцессоров, установленных в настольных компьютерах, связанных через цифровые телекоммуникационные сети. Сближение между организационными требованиями и технологическими изменениями превратило сети в фундаментальную форму конкуренции в новой глобальной экономике. Барьеры на пути вступления в наиболее передовые отрасли, такие, как электроника или автомобилестроение, выросли до небес, крайне затрудняя самостоятельное вхождение на рынок новых конкурентов и ограничивая способность даже крупных корпораций открывать новые продуктовые линии или обновлять собственные процессы в соответствии с темпом технологических изменений. Таким образом, сотрудничество и сети предлагают единственную возможность разделять затраты и риски, а также успевать следить за постоянно обновляющейся информацией.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Исследуя значение синергетической экономики для различных экономических проблем, можно сделать вывод о соотношении между синергетической и традиционной экономикой. Поскольку синерге­тическая экономика имеет дело с экономической эволюцией, она представляет собой часть теории экономической динамики. Под это понятие подпадает много теорий — и теория деловых циклов, и теория экономического роста, и множество аналитических мето­дов, таких, как принцип соответствия. Все эти теории и методы составляют содержание традиционной теории экономической дина­мики. Синергетическая же экономика представляет собой расши­рение традиционной теории экономической динамики в том смыс­ле, что результаты последней могут быть объяснены в рамках этой новой теории, более того, она пытается объяснить и другие эконо­мические явления, которые традиционная теория игнорирует. С точки зрения синергетической экономики, теории, составляющие традиционную теорию экономической динамики, являются не уни­версальными, а лишь частными случаями. Можно сделать вывод о том, что эта но­вая теория позволяет динамической экономике объяснить и даже предсказать некоторые динамические экономические процессы, ко­торые не могут быть объяснены с помощью традиционных теорий и методов. Синергетическая экономика предлагает обнадеживающее новое направление для объяснения сложных экономических явле­ний.

 

Список литературы:

1. Ансофф И. «Новая корпоративная стратегия» СПб.: Питер Ком, 1999.—416 с.

2. Ансофф И. «Стратегическое управление». М.: Экономика, 1989.—519 с.

3. Дмитриева Л.А. «Методы теории сложных систем в экономике и финансах» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://is2001.icape.ru/thesis/7.html

4. Егоров Д.Г. Самоорганизация экономического процесса…//Общественные науки и современность- №4 -2003г.

5. Занг В.Б. «Синергетическая экономика: Время и перемены в нелинейной экономической теории».—М.: Мир, 1999.—335 с.

6. Капица С.П. «Синергетика и прогнозы будущего» / С.П.Капица, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий.—М.: Наука, 1997.—285 с.

7. Кастельс Мануэль «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» М.: Б.и., 2000.—608 с.

8. Кравченко Н.А. Глобализация бизнеса: транснациональные компании// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2003. - № 4.

9. Немченко Г. «Диверсификация производства: цели и направления деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.ptpu.ru/issues/1_98/17_1_98.htm

10. Николис Грегуар «Позниние сложного» 2-е изд., стер.—М.: УРСС, 2003.—344 с.—(Синергетика: от прошлого к будущему).

11. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. /Под редакцией Малинецкого и С. П. Курдюмова.—М.: Наука, 2002.—478 с.

12. Петерс Эдгар «Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка: Пер. с англ. / Э. Петерс.—М.: Мир, 2000.—333 с.

13. Попов В.М. «Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова; Под ред. В. М. Попова.—М.: Финансы и статистика, 2001.—272 с

14. Пугачева Е.Г. «Самоорганизация социально-экономических систем» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://spkurdyumov.narod.ru/Solov.pdf

15. Синерергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. / Под ред. О. Н. Афанасьевой.—М.: Прогресс-Традиция, 2003.—584 с.

16. Субботин А.К. «Границы рынка глобальных компаний».—М.: Едиториал УРСС, 2004.—328 с.

17. Тарасенко В.Ф. «Нелинейные математические модели и информационные системы в финансовом менеджменте» Томский политехнический университет.—Томск: Изд-во ТПУ, 1998.—191 с..

18. Хищенко В. «И хаотический рынок можно прогнозировать» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://tradingclub.ru/biblio/st4ta/hishenko.htm

19. Владимирова И.Г. «Слияние и поглощение компаний» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.realbusiness.su/doc.htms?id=324


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: