Пути совершенствования механизма защиты интеллектуальной собственности в России

 

На современном этапе развития правительство РФ планирует еще улучшить состояние интеллектуальной собственности в России.

Начался очередной раунд обсуждений вопросов интеллектуальной собственности для ее дальнейшего совершенствования.

Обсуждалась не долгосрочная государственная стратегия в сфере интеллектуальной собственности, проект которой должен был появиться еще в первом квартале нынешнего года, а план первоочередных мероприятий по развитию в этой области на 2013-2014 годы.

О необходимости появления российской стратегической доктрины развития и совершенствования механизмов интеллектуальной собственности разговоры ведутся уже не первый год. Совет по профильным вопросам при Председателе Совета Федерации озабоченно констатировал еще в мае, что Россия легко может вылететь "из обоймы интеллектуально развитых стран", если срочно не обзаведется такой стратегией.

Разработкой проектов стратегии интеллектуальной деятельности в нашей стране занимались сразу несколько ведомств, включая Минобрнауки, Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату России. Но их старания к сегодняшнему дню, видимо, все-таки успехом не увенчались. Это и не удивительно, ведь как отмечают аналитики, вопросами интеллектуальной собственности у нас в той или иной мере занимаются более 20 инстанций.

Поэтому вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов - куратор темы интеллектуальной собственности решил в настоящее время приступить к созданию нового органа государственной власти - федеральной службы, которая для начала возьмет под свое начало практически весь функционал, касающийся патентов, товарных знаков, авторских и смежных прав, и т.д. Единое государственное ведомство, как считают в Правительстве, как раз и сможет создать и воплотить столь необходимую России долгосрочную стратегию.

Пока же в Правительстве изучают план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы. Согласно плану уже к сентябрю "в целях повышения мотивации авторов и формирования среды эффективных собственников" появились проекты новых законодательных актов. После вступления их в действие выдача лицензий на созданные за бюджетный счет интеллектуальные продукты будет производиться бесплатно и все разработчики, создающие интеллектуальную собственность при поддержке государства, получат право оформлять патенты и свидетельства в приоритетном порядке.

На сентябрь вышеуказанный план предполагает осуществить внесение изменений в действующее законодательство, которое обеспечит "безвозмездное использование интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации, в целях коммерциализации" на всей территории страны.

Поскольку, по данным Совета Федерации объем государственных ассигнований на инновации за последнее время возрос в четыре раза, к ноябрю 2013 года ожидается провести первую инвентаризацию расходования средств федерального бюджета на разработку инновационных продуктов и обнародовать информацию о результатах данной интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, согласно плану, такая инвентаризация будет проводиться ежегодно.

Также правительство собирается получить предложения о том, как может быть усовершенствована "процедура заключения лицензионных договоров в части перехода к уведомительному порядку их регистрации и возможности реализации уведомлений в цифровом виде".

К февралю 2014 года должен быть разработан порядок выплаты авторского вознаграждения "за создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности" в рамках государственных либо муниципальных контрактов и заданий. Правительство ожидает к этому времени и появления первых региональных проектов, связанных с инновациями и обеспечением прав интеллектуальной собственности на них.

На февраль будущего года Правительство ожидает и разработки "предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов, системы налогообложения в отношении интеллектуальной собственности и сделок с ней".

В будущем году для авторов и правообладателей предполагается развитие системы высокотехнологичного сервисного обеспечения. Заниматься этим будут Министерство образования и науки, а также Федеральная служба интеллектуальной собственности при участии ВАС (Высший Арбитражный суд) и Суда по интеллектуальным правам.

Как видно, если предложенный к реализации план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы выполнен будет хотя бы наполовину, в России все-таки начнет складываться благоприятный климат для стимулирования и развития творчества, а также реального внедрения инноваций в экономику.

В России назрела реформа законодательства в сфере интеллектуальной собственности, и это во многом связано с необходимостью выстраивания единой системы мер по ее защите.

В ходе дискуссий о модернизации экономики Российской Федерации многие инвесторы высказывали претензии касательно отсутствия необходимой инфраструктуры, которая бы порождала интеллектуальный продукт, помогала бы коммерциализировать его, зарабатывать на нем. К сожалению, этого пока не сделано. Те продукты, которые создаются сейчас, как правило, регистрируются в других юрисдикциях.

В результате Министерство экономического развития совместно с экспертами проанализировало проблемы сразу в нескольких отраслях и предложило создать соответствующую службу. Она должна подчиняться напрямую Правительству. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности развивается, но единого центра выработки решений нет.

Еще одна из ключевых целей - разработка единой государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности.

Предстоит большая работа. Нужно настроить единый механизм защиты интеллектуальной собственности, и двигателем должно стать руководство нового органа. Нужно, чтобы это были современные люди, которые будут "на острие", будут знать мировые тенденции, предлагать изменения в законодательство и, конечно же, посылать рынку соответствующие импульсы и создавать инфраструктуру защиты интеллектуальной собственности, которая уже через 3-4 года должна полноценно функционировать.

Что ж, в 2013 году Россия не отстала от развитых стран мира в вопросах совершенствования системы интеллектуальной собственности и ужесточения охраны авторских и смежных прав и даже пошла вперед. Осталось научиться принимать обдуманные и эффективные решения, учитывая при этом интересы всех заинтересованных сторон, возможности современных информационных систем и фундаментальные права граждан на свободу доступа к информации и защиту личных данных.


 


Заключение

 

Каждая страна нуждается в развитой и хорошо налаженной системе защиты интеллектуальной собственности. Присутствие в государстве отлаженных механизмов правозащиты интеллектуальной собственности способствует использованию и дальнейшему развитию местных изобретательских и творческих талантов и достижений, поддержанию и сохранению национального потенциала в сфере интеллектуальной деятельности, привлечению инвестиций, стабилизации экономического положения, при котором как отечественные, так и иностранные инвесторы могут быть уверены, что их права интеллектуальной собственности соблюдаются. Наличие в государстве современной международной системы охраны интеллектуальной собственности − необходимый элемент развитого государства, именно такая система необходима для России, обладающей значительным научно-техническим интеллектуальным потенциалом.

Отсутствие действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности препятствует созданию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, приводит к недооценке активов предприятий.

С конца августа 2012 года Россия состоит во Всемирной Торговой Организации. Этот факт влечет за собой выполнение государством ряда обязательств. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) также становится обязательным для соблюдения РФ, так как является приложением (№1С) Соглашения о ВТО.

Таким образом, России предстоит еще большая работа по приведению в соответствие действующего законодательства в данной области с международными правовыми нормами и ратификация некоторых конвенций.

В России назрела реформа законодательства в сфере интеллектуальной собственности, и это во многом связано с необходимостью выстраивания единой системы мер по ее защите. Еще одна из ключевых целей - разработка единой государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: