В настоящее время в Российской Федерации законодательство об интеллектуальной собственности включено в часть четвертую Гражданского кодекса. Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности характерна не только для Российской Федерации. ГК РФ 4 часть вступила в силу с 1 января 2008 года (в соответствии с федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ), раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", который определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.
С момента введение в действие части 4 ГК РФ утратили силу следующие нормативно-правовые акты:
- Об авторском праве и смежных правах. Закон от 9 июля 1993 года №5351-1
- Патентный закон. Закон от 23 сентября 1992 года №3517-1
- О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Закон от 23 сентября 1992 года №3523-1
|
|
- О правовой охране топологий интегральных микросхем. Закон от 23 сентября 1992 года №3526-1
- О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1
Отмененным законам теперь соответствуют отдельные главы ГК РФ: Глава 70. Авторское право (ст. 1255-1302) и Глава 71. Права, смежные с авторскими (ст. 1303-1344), Глава 72. Патентное право (ст. 1345-1407), Глава 74. Право на топологии интегральных микросхем (ст. 1448-1464),Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий) (ст. 1473-1541)
Остальные законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат части четвертой Кодекса (ст.4 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). К таким законам относятся, в частности:
- О промышленных образцах. Закон от 10 июля 1991 года №2328-1
- Об изобретениях в СССР. Закон от 31 мая 1991 года №2213-1
Одним из научных учреждений в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности"(ФИПС). Одним из центральных учебных заведений в этой области является Республиканский НИИ интеллектуальной собственности.
В Российской Федерации существуют четыре самостоятельных института, образующих систему правовой охраны интеллектуальной собственности: авторское право; патентное право; законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг); законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.
|
|
Предметом авторского права является регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.
Элементы знака охраны авторского права:
. Латинская буква "С" в окружности;
. Имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав;
. Год первого опубликования произведения.
Условия распространения авторского права на произведения:
- произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства, завершенности, способа его выражения, а также обнародовано оно или нет;
- произведение должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение;
- произведение должно быть оригинальным
Функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, осуществляет в настоящее время Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Эта служба находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Ее основными функциями являются:
а) обеспечение установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;
б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;
г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных Российской Федерации и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целом можно признать, что в Российской Федерации создан некий каркас правовых норм, направленный на регулирование отношений в рассматриваемой сфере. Вместе с тем, ряд вопросов остается нерешенным в рамках действующего законодательства и активно обсуждается в научной литературе. Можно сделать вывод о том, что сегодня полноценная защита права интеллектуальной собственности в России не осуществляется. Предприятия крайне осторожно используют принадлежащие им права интеллектуальной собственности и далеко не всегда считают их ликвидным активом.
2. Современная система защиты интеллектуальной собственности
Ситуация с защитой прав интеллектуальной собственности в России
В России интеллектуальная собственность (далее - ИС) охраняется на конституционном уровне. Согласно ч. 1. ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом. Для сравнения, в Конституции США охрана прав ИС - одно из полномочий Конгресса, который по своему усмотрению решает вопрос о необходимости поощрения прогресса науки и полезных изобретений путем обеспечения на ограниченный период времени эксклюзивных прав авторов и изобретателей на их письменные работы и изобретения.
|
|
Россия, являясь членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), подписала ряд международных договоров:Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности, Найробский договор об охране олимпийского символа,Сингапурский договор о законах по товарным знакам, Евразийскую Патентную конвенцию и многие другие. Кроме того, в связи с переговорами о присоединении к ВТО Россия уже сейчас, не будучи еще членом этой организации, принимает на себя дополнительные обязательства в области охраны прав ИС, активно приводя свое национальное законодательство в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС).
На протяжении нескольких лет Россия (наряду с Китаем) включена в Приоритетный список наблюдения Специального раздела 301 Торгового акта США 1974 г.: по мнению США, уровень охраны прав ИС в России и Китае является самым низким в мире.
Вот уже несколько лет звучала мысль о необходимости принятия обдуманного и справедливого законодательства. С августа 2013 года в России начинаются капитальные реформы в сфере интеллектуальной собственности. Вступивший в силу "антипиратский" закон №187 - лишь начало долгого и кропотливого законотворческого и правоприменительного процесса; на очереди же дальнейшее совершенствование механизмов защиты интеллектуального труда и выработка единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.
Всё же ситуацию нельзя назвать критичной. Судя по рейтингам агентства Bloomberg Rankings и данным ВОИС, благодаря качественному высшему образованию, высокой патентной активности и значительной доле высокотехнологичных компаний Россия занимает 14-ое место в списке стран с максимальным инновационным потенциалом (см. Рисунки). Однако предполагается, что реформы в сфере интеллектуальной собственности позволят нашей стране выйти на уровень лидеров стран-инноваторов: США, Южной Кореи и Германии.
|
|
Рисунок 2.1 - Рейтинг стран мира по количеству патентов 2011 год
Россия занимает 7-ое место в рейтинге, при этом среди организаций-лидеров по количеству патентных заявок: ЗАО "Институт прикладной нанотехнологии", ООО "Парафарм", ЗАО "Импульс", ООО "DIS PLUS", ОАО "Силовые машины", ЗАО "Твин Трейдинг Компани", ОАО "НИИК", Корпорация "Аквафор", Министерство промышленности и торговли РФ, ООО "Апогей".
По данным Института промышленной собственности РФ в 2012 г. количество заявок на изобретения увеличилось на 6.7% и составило 44 221.
Рисунок 2.2 - Международный индекс защиты прав ИС 2012 год
Из данного рисунка видно, что Россия занимает 12-ое место в рейтинге, который формируетсяАмериканским Альянсом интеллектуальной собственности.
Естественно, развитие законодательства в сфере авторского и смежных прав требует создания новых узкоспециализированных ведомств, уполномоченных контролировать процесс правоприменения. В связи с этим в июле 2013 года в России заработал Суд по интеллектуальным правам, задача которого состоит в приведении к единообразию всей практики по делам в сфере прав интеллектуальной собственности.
В 2014 году в России заработает Государственный патентный фонд, призванный содействовать правообладателям отечественных патентов при отстаивании своих интересов на международной арене. Нельзя не упомянуть и о предстоящем открытии в России национального представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) - пакет необходимых для учреждения документов Дмитрий Медведев подписал в марте 2013 года.
В Государственную думу для ратификации внесен законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Всемирной организацией интеллектуальной собственности об учреждении представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в Российской Федерации".
Основными задачами представительства будут "содействие развитию защиты всех видов интеллектуальной собственности и системного подхода в правовой охране интеллектуальной собственности в Российской Федерации, всемерная поддержка глобальных систем Организации по регистрации объектов, предоставление разнообразного технического содействия в рамках существующих и будущих программ ВОИС".
Бесспорно, тотальное реформирование системы интеллектуальной собственности и весомые поправки в законодательство об авторских и смежных правах влекут создание новых узкоспециализированных инстанций. При формировании инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности чрезвычайно важно грамотно распределить функции между уже существующими и вновь создаваемыми ведомствами - в противном случае начнется хаос правоприменения и будет затрачено огромное количество ресурсов на выполнение двойной работы.