Назовите основных агентов и институты социализации

Раскройте концепции социализации Ч.Кули и Дж. Г. Мида.

Американские учёные-социологи Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) особое внимание уделяли процессу социализации и считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

"Зеркальное Я".  Чарльз Кули

Одним из первых в начале XX в. американский социальный психолог Кули выступил с теорией формирования личности посредством социального взаимодействия. Теория социализации Кули основана на концепции "зеркального Я".

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, друзьям, сверстникам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными и доверительными межличностными отношениями. Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я", которое Ч. Кули назвал "зеркальным Я". Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нём – ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении личности – роли, которые он способен играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я», как результат взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, правильно ли он поступает или нет, умный он или глупый, достойный или нет, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности. Если в процессе социальных взаимодействия индивид получает положительную оценку своих действий, то Я-образ подкрепляется, а поведение повторяется. В случае, когда поведение человека вызывает отрицательную реакцию со стороны, то Я-образ пересматривается, а действия человека изменяются.

Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули, ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. С возрастом они всё в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

Таким образом, в соответствии с Ч. Кули, мы думаем, что мы остроумны, потому что друзья смеются нашим шуткам, мы думаем, что мы талантливы, потому что наши учителя хвалят нас, мы думаем, что мы являемся значительными людьми, потому что наши родители беспокоятся о нас. Мы проявляем тенденцию признавать мнение других как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Соответственно, наше «Я» развивается в социальном взаимодействии.

Так, по мнению Ч. Кули социализация складывается из 3-х элементов:

1. Того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие люди.

2. Того, как люди реагируют на то, как они нас воспринимают.

3. Как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

 

Джордж Герберт Мид 

  Дальнейшее развитие теория Ч. Кули получила в трудах Дж. Г. Мида, который расширил ее, указав не только на влияние окружения личности, но и выделив механизм этого воздействия на разных этапах социализации, и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе. Отличительная особенность социализированного индивида – способность понимать значения жестов и символов и принимать (принимать) на себя роли других людей.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Джоржда Герберта Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц.

Согласно ему, процесс формирования личности включает три различные стадии (стадии социализации личности). Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может помогать родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос.        

 Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества,- это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я - сам" реагирует на воздействие "Я - меня"; иногда под влиянием критики поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считает ли эту критику обоснованной. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое "Я - меня". Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок футбольной команды придерживается правил, общих для всей команды и всех игроков. Следование правилам игры в футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах, к действиям в организованной группе. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Назовите основных агентов и институты социализации.

   По мере взросления ребёнка, превращения его в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы. Усвоение индивидом системы ценностей, присущих обществу, в котором он живет, происходит через социальные группы и институты. К основным социальным институтам, участвующим в социализации индивида в обществе, относятся институты семьи, школы, армии, государства, духовные институты (религии-церковь, науки, морали), различные типы организации. В этих социальных институтах, взаимодействуя с другими людьми, у индивида формируется социальный опыт, а также происходит усвоение знаний, умений, навыков, позволяющих выполнять ему общественные функции и включаться в систему общественных отношений. Значимость того или иного социального института в процессе социализации зависит от этапа жизненного пути индивида. Например, в детстве наиболее важным социальным институтом, способствующим формированию базовых норм и ценностей, а также включение ребенка в систему социальных отношений является институт семьи. В старшем возрасте, когда необходимо усваивать систему знаний, готовящую индивида к выполнению производственных функций и позволяющую ему претендовать на определенную позицию в общественной системе, на первый план выходят образовательные институты.

Лица и организации, которые осуществляют непосредственное и опосредованное взаимодействие с индивидом в процессе его социализации называются агентами социализации. Ими являются родители, воспитатели, друзья, учителя, ровесники, коллеги, тренеры, государственная политика, национальные традиции и обычаи, окружение и т. д. Также немало важную роль имеет самовоспитание. Роль агентов социализации также зависит от этапа, на котором происходит процесс социализации. Поэтому агенты социализации делятся на агентов первичной и вторичной социализации. К первичной социализации относится период усвоения норм и правил, регулирующих поведение в обществе, адаптация, т.е. неосознаваемое самим человеком воздействие общества, а к вторичной – социализация индивида в зрелом возрасте, обретение профессиональных навыков, т.е. выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов. В детстве и молодости более значимы агенты первичной социализации в связи с тем, что на них ложится необходимость привития основных принципов жизни, на которые в последующем опирается индивид, а также из-за длительности и широты возможного спектра взаимодействий и по глубине эмоциональных переживаний, которые возникают в процессе ранней социализации. Роль вторичных агентов социализации более специализирована по функциям и не столь эмоциональна, так как не затрагивает коренных основ жизнедеятельности человека.

 Участие в большом количестве социальных институтов порождает множественность агентов социализации. Что с одной стороны неплохо, ведь происходит усвоение большого количества социального опыта, но только при условии, что агенты социализации действуют согласованно, т. е. всеми передаётся одна система ценностей, иначе это неминуемо приведёт к конфликтам и соц. напряженностям.

Не стоит забывать и о роли СМИ и Интернета в жизни современного  общества. Они тоже являются агентами социализации, хотя и опосредованными. Но их роль из-за этого не становится меньше в процессе формирования личности ребенка. На первый план они выходят из-за доступности технических средств в доме, занятости членов семьи. В результате образы и модели нравственности черпаются детьми из СМИ. Переключая каналы, заходя на разные сайты, для него становится доступными сообщества, исповедующие иную систему ценностей, противоречащую той, которую необходимо усвоить. Происходит значительное влияние контркультуры на процесс ранней социализации. На взрослого человека это не оказывает столь сильного влияния, как на ребенка. Это основные сложности, которые возникают в процессе социализации по мере развития и усложнения общества.

 Дополнительный вопрос: ролевой конфликт личности как результат различий в условиях первичной и вторичной социализации

Исполнение разнообразных, иногда противоречащих друг другу требований социальных ролей может привести к ролевому конфликту. Ролевой конфликт — переживание личностью неоднозначности или противоречивости ролевых требований трудно совместимых ролей.

Ролевой конфликт личности, связанный с различиями условий первичной и вторичной социализации заключается в том, что первичные агенты социализации в раннем возрасте человека приучали его к одним нормам поведения, а в уже более старшем возрасте человек, сталкиваясь с вторичными агентами социализации, которые пропагандируют другие модели поведения, не может адаптироваться к ним принять их, ведь в младшем возрасте ему заложили основы, которые служат для него «фундаментом», и отойти от которых он не может, что приводит к внутреннему конфликту.

Выделяют межролевой и внутриролевой конфликты.

Межролевой конфликт возникает при необходимости исполнения индивидом одновременно нескольких противоречивых ролей.

Примером межролевого конфликта является ситуация, когда, из-за различий в первичной и вторичной социализации, ребёнку с ранних лет твердили, что каждый в семье должен иметь свой заработок, а повзрослев и поступив в учебное заведение, к молодому человеку преподаватели стали предъявлять требование качественной учебы и выполнения всех заданий, а он вынужден работать, ведь его так приучили, и не в полной мере может посвятить себя учёбе.

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек. Так, родители всегда относились к ребёнку как к маленькому, не замечая, что их сын взрослеет и что общение надо тоже соответственно поменять. Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и подросток переходит в общение с агентами вторичной социализации, становясь участником соответствующих институтов – общество требует от него определённой серьезности. Окружение, новые институты могут оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют. Получается, что он не исполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися в обществе понятиями. Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет исполнять роль, соответствующую возрасту.

Внутриролевой конфликт связан с выполнением одной роли, для которой характерны противоречивые социальные ожидания. Например, с детства главный первичный институт социализации – семья – приучал ребёнка быть скромным, не вести себя вызывающе, дерзко, нагло, развязно. Родители мечтали увидеть в будущем его преподавателем, учителем. Повзрослев, юноша вступил в свой профессиональный институт социализации, исполнил их мечту – стал лектором в университете. Однако, ему постоянно приходиться перебарывать себя, так как застенчивому, закрытому и необщительному человеку сложно выступать перед такой большой публикой студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: