Порядок составления отчетных форм и особенности формирования отчетности

 

Новые формы отчетности утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. Кроме самих форм приказ утвердил Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (далее – Указания об объеме) и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее – Порядок составления). С его выходом утрачивают силу:

– приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 4н);

– приказ Минфина от 28 июня 2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 60н).

Объем бухгалтерской отчетности

В отличие от норм, введенных приказом № 4н, в новых Указаниях об объеме отчетность не разделяется на годовую и промежуточную. Требования к составу теперь содержатся только в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н. Вероятно, это связано с тем, что Минфин сейчас разрабатывает новое ПБУ по промежуточной отчетности организаций.

С учетом ПБУ 4/99 годовая отчетность по-прежнему будет состоять:

– из бухгалтерского баланса (форма № 1);

– из отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

– из отчета об изменениях капитала (форма № 3);

– из отчета о движении денежных средств (форма № 4);

– из приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

– из отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

– из аудиторского заключения (для фирм, отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

В состав промежуточной отчетности, как и раньше, войдут бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

К отчетности нужно будет прилагать сопроводительное письмо.

Порядок составления отчетных форм

Порядок составления отчетных форм практически не изменился. Как и прежде, фирмам рекомендовано разрабатывать собственные формы отчетности на основе утвержденных образцов. При этом они должны учитывать требования ПБУ 4/99. Отчетность должна давать достоверную и полную картину финансового состояния фирмы.

В отчетности следует раскрывать все существенные показатели. При этом их существенность фирма определяет самостоятельно. В Порядке составления сказано, что она зависит от оценки показателя, его характера и обстоятельств возникновения. Сохранен параметр соотношения сумм показателей к общему итогу. Фирма может считать существенным показатель, сумма которого составляет не менее пяти процентов общего итога.

Кроме того, фирма может раскрывать в пояснениях к балансу некоторые показатели, которые обычно считаются несущественными.

Вместе с бухгалтерской отчетностью фирма может представлять дополнительную информацию. Например, планы развития фирмы, политику в отношении заемных средств, природоохранные мероприятия и др.

Как и прежде, разрешено использовать утвержденные образцы, не разрабатывая своих форм. При этом раньше графы с отсутствующими у фирмы показателями нужно было прочеркивать. Теперь чиновники предлагают не включать их в формы. Это предложение противоречит разрешению использовать утвержденные образцы. Исходя из текста документа, фирма все-таки должна будет составить свою форму отчетности. Вероятно, на практике можно будет по старинке прочеркивать пустые графы.

Особенности формирования отчетности

В отличие от приказа № 60н новый Порядок составления не содержит особенностей формирования каждого отчета. Он очень краток и оговаривает только общие правила. В целом они мало отличаются от норм, действовавших до сих пор.

Минфин объяснил, как исправлять в учете выявленные ошибки. Порядок исправления не изменился. Если ошибки обнаружены до окончания отчетного года, то необходимые записи по-прежнему нужно вносить в учет по мере их выявления. Ошибки, которые найдены в следующем году, но до составления отчетности, исправляются в учете записями декабря отчетного года. Если отчетность уже составлена, то в нее не нужно вносить исправления. Соответствующие записи в таком случае делаются в том году, в котором обнаружены ошибки. Однако в новом документе Минфин не указал на обязательное проведение инвентаризации. Решая вопрос о необходимости инвентаризации, фирма должна учитывать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.

Следует отметить, что в Порядке составления нет никаких указаний относительно отчетности фирм, имеющих филиалы. Раньше в приказе № 60н было сказано, что такие фирмы должны сдавать отчетность с учетом данных по всем своим обособленным подразделениям. Это правило повторяло требования, приведенные в ПБУ 4/99. Минфин убрал этот повтор. Вообще чиновники максимально почистили новый документ от встречавшихся ранее требований, прямо повторяющих правила других нормативных актов.

 



Бухгалтерский баланс (форма № 1)

 

Новая форма баланса сокращена по сравнению с применяемой до сих пор. Из нее исключены практически все расшифровки основных показателей. Теперь все подробности нужно будет указывать только в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Реквизиты фирмы, которые нужно указать в начале баланса, оставлены без изменений, не считая того, что теперь под адресом следует понимать местонахождение фирмы. Коды строк, в которых отражаются основные показатели, также сохранены в прежнем виде.

Кроме того, чиновники убрали из баланса упоминания о счетах бухгалтерского учета. Бухгалтер должен будет самостоятельно определить, остатки каких счетов следует включать в те или иные показатели.

Подписывать баланс, как и прежде, должны руководитель и главный бухгалтер фирмы. При этом теперь не нужно указывать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, даже если он есть у главбуха.

Актив

Основные показатели раздела «Внеоборотные активы» сохранились без изменений. Однако их больше не нужно отражать в разрезе конкретных видов активов.

Кроме того, в раздел добавлена новая строка «Отложенные налоговые активы». Ее появление связано с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Отложенный налоговый актив – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, рассчитанным с балансовой прибыли. Он показывает, насколько уменьшится сумма этого «искусственного» налога в следующих отчетных периодах. Отложенный актив рассчитывается умножением вычитаемой временной разницы на ставку налога.

Вычитаемая временная разница – это доходы или расходы, учитываемые при формировании бухгалтерской прибыли в текущем отчетном периоде, а при формировании налогооблагаемой прибыли – в следующих отчетных периодах.

Пример

Для целей бухгалтерского учета ОАО «ССЗ «Лотос» начисляет амортизацию по основным средствам по сумме чисел лет срока полезного использования. В налоговом учете амортизация начисляется линейным способом.

Первоначальная стоимость оборудования ОАО «ССЗ «Лотос» равна 190 000 руб. Срок его полезного использования – 7 лет.

За 2003 год сумма начисленной амортизации составит:

– в бухгалтерском учете:

190 000 руб. ´ 7 лет: (7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1) = 47 500 руб.;

– в налоговом учете:

190 000 руб.: 7 лет = 27 143 руб.

Вычитаемая временная разница составит:

47 500 руб. – 27 143 руб. = 20 357 руб.

Отложенный налоговый актив с этой разницы составит:

20 357 руб. ´ 24% = 4886 руб.

Бухгалтер ЗАО «Пассив» отразит сумму отложенного налогового актива записью:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: