Метод статистических группировок

Группировка - это сведение статистических данных в однородные группы по признакам единства или расчленение изучаемой совокупности по группам по признакам различия. Признаки, по которым производятся группировки, называют группировочными (основанием группировки).

Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками.

К выбору группировочного признака предъявляют следующие требования:

) Признак должен быть существенным, то есть отражать суть изучаемого явления;

) Признак выбирают с учетом исторического развития явления, конкретного места и времени;

) При изучении сложных явлений следует использовать два и более группировочных признака в комбинации, такие группировки называют комбинационными [1].

В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок:

Типологическая - позволяет выделить социально-экономические типы явлений. Этапы ее построения:

-  предварительная наметка типов

-  выбор группировочного признака

-  выделение групп и подгрупп по группировочным признакам

-  непосредственная группировка материала, расчет групповых и общих показателей.

Структурная - применяется для расчленения единиц совокупности в пределах одного типа явлений. Она позволяет дать характеристику строения совокупности и ее структуры. Она проводится в 3 этапа:

-  выбор группировочного признака

-  выделение групп и интервалов

-  непосредственная группировка материала

Аналитическая - позволяет установить взаимосвязь между отдельными факторами в пределах однородной совокупности. При ее проведении устанавливают факторный и результативный признаки. Этапы проведения:

-  выбор группировочного признака исходя из целей и задач исследования

-  отбор показателей для характеристики групп и подгрупп

-  определение числа групп

-  определение величины интервалов и установление границ интервалов

-  построение ранжированного ряда единиц совокупности по группировочному признаку и распределение результативных показателей в соответствии с этим

-  разработка макета статистической таблицы

-  расчет групповых и общих средних, оформление результатов таблицей, их анализ [3].

Проведем статистический анализ производства молока в 30 предприятиях Орловского и Новодеревеньковского районов.

Вначале проведем метода группировок, цель использования этого метода заключается в выявлении влияния группировочного признака на экономическую эффективность отрасли. В качестве группировочного признака выступит удой молока от 1 коровы.

Наметим статистические показатели для характеристики выделенных групп. Поскольку основные различия связаны с эффективностью производства, то следует рассмотреть следующие показатели: себестоимость 1ц молока, прибыль на 1ц, прибыль на 1 га, уровень рентабельности и окупаемость производства молока.

Для расчета показателей эффективности производства молока будем использовать следующие формулы:

 

Себестоимость 1 ц =

Прибыль на 1ц =

Прибыль на 1 голову =

Уровень рентабельности =

Окупаемость =

Трудоемкость 1 ц =

 

Рассчитаем группировочный признак по упомянутой выше формуле и построим ранжированный ряд по удою молока от 1 коровы.

Удой молока от 1 коровы

 

Построим ранжированный ряд распределения хозяйств в порядке возрастания группировочного признака (Таблица 10).

 

Таблица 10 - Ранжированный ряд распределения хозяйств по продуктивности 1 коровы

№№ предприятий Продуктивность коров, ц
ООО «Золотой колос» 18,63
ОАО ОПХ Красная Звезда 19,00
ООО Паньковское 19,16
ЗАО Орловское 19,53
СПК Екатериновка 21,00
ООО Суры 21,09
ООО Фирма Ока 21,13
ЗАО Березки 21,44
ООО Троицкое 21,85
ООО Хлебороб 21,87
ФГУП УПХ Лавровский 21,88
ООО «Продагро» 21,93
ООО Троицкое 21,96
КХ им. 50 лет Октября 22,00
СПК Здоровецкий 22,25
ЗАО Гидроагрегат 22,35
ООО Ермак 22,45
ООО Рассвет 22,78
ООО Благодать 22,83
ООО Агроснаб 22,83
ООО Масловские сады 22,87
ООО Авангард 23,17
ФГУП Стрелецкое 23,23
ООО Норовское 23,35
ОАО «Новодеревеньковская сельхозтехника» 23,68
ООО «Истоки» 26,05
ФГУП Орловское 28,13

 

Ранжированный ряд показывает амплитуду колебаний группировочного признака (xmin= 18,63, xmax=28,13) и интенсивность его возрастания.

Изобразим ранжированный ряд распределения графически в виде эмпирической огивы (Рис. 2). Для его построения на оси абсцисс запишем номера предприятий, на ординате - величину группировочного признака.

 

Рисунок 2 - Эмпирическая огива по удою молока от 1 коровы

 

Огива показывает, что возрастание групировочного признака идёт постепенно до 31 хозяйства, затем кривая делает резкий скачок (от 24,56 ц до 26,05 ц). График ранжированного ряда позволяет говорить, что данная совокупность является однородной, поэтому мы можем использовать равновеликие интервалы. Разобьем всю массу предприятий на 3 группы.

Для определения величину интервала воспользуемся формулой равного интервала:

 

h = ; h = =3,17 ц.

 

h - величина равного интервала

xmax - максимальная величина группировочного признака

xmin - минимальное значение группировочного признака

n - количество групп (n=3)

Границы групп:

группа от xmin до xmin + hгруппа от xmin + h до xmin + 2hгруппа от xmin + 2h до xmax

группа - 34,2-21,79 ц,группа - 21,80-24,96 ц,группа - 24,97-28,13 ц.

 

Таблица 11 - Интервальный ряд распределения хозяйств по удою молока от одной коровы

Интервальные группы Номера предприятий Число предприятий Удельный вес, %
I. 18,63-21,79 ООО «Золотой колос» 8 26,7
  ОАО ОПХ Красная Звезда    
  ООО Паньковское    
  ЗАО Орловское    
  СПК Екатериновка    
  ООО Суры    
  ООО Фирма Ока    
  ЗАО Березки    
II. 21,79-24,96 ООО Троицкое 18 60,0
  ООО Хлебороб    
  ФГУП УПХ Лавровский    
  ООО «Продагро»    
  ООО Троицкое    
  КХ им. 50 лет Октября    
  СПК Здоровецкий    
  ЗАО Гидроагрегат    
  ООО Ермак    
  ООО Рассвет    
  ООО Благодать    
  ООО Агроснаб    
  ООО Масловские сады    
  ООО Авангард    
  ФГУП Стрелецкое    
  ООО Норовское    
  ОАО «Новодеревеньковская сельхозтехника»    
III. 24,97-28,13 ООО «Истоки» 4 13,3
  ФГУП Орловское    
  ТВ Речица    
  ООО Богоявинское    
Итого   30 100

 

Построим полученный интервальный ряд графически с помощью гистограммы. В гистограмме по оси абсцисс наносим границы интервалов, ординат - число групп (Рис. 3).

 

Рисунок 3 - Гистограмма интервального ряда распределения предприятий по группам в зависимости от среднего удою


По данным интервального ряда и его графика можно сделать вывод о том, что распределение не достаточно равномерно. Колеблемость по числу вошедших в группу объектов довольно высокое. Удельный вес хозяйств в 1 группе составляет 26,7%, в 3 группе 13,3% и самая многочисленная -2 группа, удельный вес которой-60%, что говорит о том, что больше всего средних предприятий с средним удоем от 1 коровы 21,79-24,95 ц.

Используя проведенную группировку, определим зависимость экономической эффективности производства молока от производительности коров.

Для этого построим сводную таблицу (Таблица 12) и произведём аналитическую группировку (Таблица 13).

С помощью метода группировок было установлено существование обратной зависимости производительность коров и себестоимости, прибыли и уровня рентабельности и окупаемости, т.е. с ростом производительность наблюдается их снижение. Наименее трудоемка продукция предприятий с производительностью коров второй группы, но зато в предприятиях этой группы расход кормов на 1ц больше, чем в других. Темп снижения себестоимости ниже, чем темп снижения цены реализации, что вызывает снижение прибыли, уровня рентабельности и окупаемость. Из таблицы видно, что с ростом продуктивности снижается окупаемость, прибыльность предприятия: если на предприятиях первой группы на вложенный рубль они и получают около 1 рубля (убыток довольно-таки мал, но все же он есть), на предприятиях второй группы с 1 рубля они получают выручку в 94,2 копейки (убыток 5,8 коп.), на предприятиях же 3 группы убыток с одного рубля составляет вообще 5 копеек. То есть окупаемость предприятий с ростом производительности одной коровы снижается.

В целом по совокупности из 30 хозяйств мы имеем средний удой в размере 22,93 ц при показателе себестоимости 592,04, убыток - 34,76 рублей на 1 ц молока и 797,28 рубля на 1 голову. Производство нерентабельно (уровень рентабельности равен -5,02%). Уровень окупаемости равен 95%, то есть затраты окупаются только на 95%.

 

Таблица 12-Вспомогательная таблица для сводки данных

Группы предприятий по продуктивности коров, ц №№ предприятий Производительность коров, ц Поголовье коров, гол. среднегодовое Валовой надой молока, ц Производственная себестоимость молока, тыс. руб. Расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Прямые затраты труда, тыс. чел.-час. Реализовано, ц Полная себестоимость молока, тыс. руб. Выручка от реализации молока, тыс. руб. Расход кормов на всю продукцию, к.ед.
I. 18,63-21,79 25 18,63 124 2310 1774 1,32 22,4 1984 2014 1952 3049,2
  18 19,00 56 1064 632 1,46 17,4 920 834 954 1553,4
  24 19,16 75 1437 724 1,44 13,4 1310 833 711 2069,3
  29 19,53 77 1504 821 2,04 14,2 1389 921 751 3068,2
  27 21,00 134 2814 1832 1,28 30,7 2740 2181 2483 3601,9
  23 21,09 110 2320 1636 1,33 26,7 2020 1850 1952 3085,6
  14 21,13 94 1986 2730 1,63 22,8 1755 3016 2950 3237,18
  34 21,44 55 1179 615 1,75 12,8 956 755 620 2063,2
II. 21,80-24,96 36 21,85 137 2994 2011 1,60 33,4 2117 2814 2915 4790,4
  19 21,87 302 6604 3520 1,20 62 5333 3961 3744 7924,8
  10 21,88 234 5120 3010 1,77 49 4730 3910 3750 9062,4
  20 21,93 270 5920 2870 1,67 61 5634 3017 3119 9886,4
  32 21,96 99 2174 1532 1,50 24,4 1830 1615 1784 3261,0
  8 22,00 182 4004 2120 1,70 39,4 3721 2354 2530 6806,8
  21 22,25 126 2803 1570 1,75 33,4 2715 1630 1380 4905,2
  22 22,35 200 4470 2181 1,51 45,1 3870 2774 2050 6749,7
  26 22,45 200 4490 2014 1,33 47,2 3950 2315 2150 5971,7
  15 22,78 76 1731 1090 1,73 19,5 1618 1240 1170 2994,6
  37 22,83 121 2762 1988 1,98 25,2 2530 2720 2210 5468,8
  17 22,83 120 2740 1384 1,70 34,1 2510 1450 1252 4658,0
  28 22,87 128 2927 1904 1,65 31,4 2330 2540 2388 4829,6
  12 23,17 174 4031 2155 1,43 37,4 3920 2482 2015 5764,3
  9 23,23 220 5110 2930 2,31 47 4017 3111 3425 11804,1
  16 23,35 82 1915 3052 1,57 21 1804 3672 3120 3006,5
  30 23,68 53 1255 627 1,51 11,7 994 815 724 1895,1
  31 24,56 204 5010 2432 1,33 51,1 4120 2432 2533 6663,3
III. 24,97-28,13 13 26,05 185 4820 2017 1,43 39,5 4015 2915 3117 6892,6
  33 26,87 82 2203 1684 1,37 20,4 1950 1930 1715 3018,11
  11 28,10 226 6350 3333 1,65 65 5010 3888 3633 10477,5
  35 28,13 200 5626 2822 1,80 594 5013 3017 2444 10126,8

 

Таблица 13 - Зависимость экономической эффективности производства молока от продуктивности коров

Группы предприятий по продуктивности коров, ц Средняя производительность коров, ц Средняя трудоемкость 1ц, чел.-дней Средняя цена реализации 1 ц, руб. Средняя себестоемость 1 ц, руб. Средний расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Средняя прибыль на 1 ц молока, руб. Средняя прибыль в расчете на 1 корову, руб. Средняя уровень рентабельности, % Средняя окупаемость, %
I. 18,63-21,79 20,16 10,98 946,38 736,55 1,487 -2,12 -42,76 -0,25 99,8
II. 21,80-24,96 22,56 10,19 731,85 581,14 1,611 -39,25 -885,59 -5,78 94,2
III. 24,97-28,13 27,42 37,84 682,32 518,76 1,606 -44,27 -1213,56 -7,16 92,8
В среднем по совокупности 22,93 15,58 755,04 592,04 1,592 -34,76 -797,28 -5,02 95,0

 


Дисперсионный анализ

Дисперсионный анализ - это метод статистической оценки надежности проявления зависимости результативного признака от одного или нескольких факторов. На основе дисперсионного анализа решаются задачи:

) общая оценка достоверности различия средних при группировке единиц по одному фактическому признаку или нескольким;

) оценка достоверности взаимодействия между 2-мя или большим числом факторов;

) оценка частных различий между парами средних.

Статистическая оценка достоверности показателей осуществляется по выборочным данным. Следовательно, дисперсионный анализ является методом оценки выборочных характеристик связи между факторами.

Этапы дисперсионного анализа:

) формулировка статистической задачи: дисперсионный анализ предполагает наличие аналитической группировки по одному или более фактических признаков. Результаты дисперсионного анализа зависят от правильности проведения группировки: количество интервалов; границы интервалов; рельефность отличия средних групповых величин;

) теоретический анализ: применению дисперсионного анализа предшествует широкий теоретический анализ сущности изучаемого явления и процесса, возможности наличия связей между факторами с точки зрения здравого смысла и исследуемой науки;

) выражение изучаемой взаимосвязи в виде модели: на основе поставленной задачи проводится отбор наиболее значимых факторов и формируется гипотеза относительно их взаимодействия, а затем начинается математическая обработка данных, т.е. строится математическая модель, которую можно представить в виде математического уравнения или в виде строгой схемы взаимодействия факторов;

) анализ и интерпретация рассчитываемых характеристик связей и окончательные выводы относительно выдвинутой нулевой гипотезы [8].

 

Таблица 14 - Зависимость между продуктивностью коров и себестоимостью 1ц молока в хозяйствах Орловского и Новодеревеньковского районов

Группы хозяйств по продуктивности коров, ц/гол. Число хозяйств в группе Себестоимость 1ц молока, руб. Хi Сумма себестоимостей 1ц? xi ? Средняя себестоимость 1ц молока в группе,? xгруп.
10,98 - 26,00 8 10,98; 17,61; 19,16; 20,24; 22,39; 22,39; 23,76; 25,58; 162,11 20,26
26,00 - 41,02 9 26,51; 26,81; 28,9; 30,11; 30,66; 31,82; 31,97; 32,26; 34,62; 273,66 30,41
41,02 - 56,04 3 50,51; 54,43; 56,04; 160,98 53,66
Итого 20 - 596,75 -

За нулевую гипотезу примем то, что различия в уровнях себестоимости связаны не с изменениями продуктивности коров, а с другими случайными факторами.

Общая дисперсия характеризует вариацию себестоимости под влиянием всего комплекса факторов.

общ = 2655,03 (руб.)

межгрупповая дисперсия характеризует меру вариации себестоимости 1ц молока под влиянием продуктивности

межгр.= 2438,70 руб.

внутригрупповая дисперсия характеризует меру вариации урожайности под влиянием прочих случайных факторов

вн1= 143,98 руб.

вн2 = 56,17 руб.

вн3 = 16,18 руб.

вн. общ. = 216,33 руб.

Поверим правильность расчетов, по правилу сложения дисперсий:

,03 = 2438,70 + 216,33 верно

Под числом вариации понимают число независимых отклонений индивидуальных значений признака от его среднего значения, и рассчитывается для каждой дисперсии по формуле:

Дисперсия на одну степень свободы:межгр = 1219,35ост = 12,73общ. = 139,73

Фактическое значение критерия Фишера:факт.= 1219,35: 12,73 = 95,79

Табличное значение критерия Фишера определяется по специальной таблице «Таблица 5% уровня распределения F» или «Критерий Фишера» при определённом уровне значимости.


Таблица 15 - Анализ дисперсии

Источники вариаций Суммарная дисперсия Число степеней свободы Дисперсия на одну степень свободы F критерий  
        Факт. Табл.
Систематическая 2438,70 2 1219,35 95,79 3,63
Случайная 216,33 17 12,73 - -
Общая 2655,03 19 139,73 - -
           

 

Фактическое значение критерия Фишера больше табличного значения. Можно сделать вывод о том, что продуктивность коров оказывает влияние на вариацию себестоимости 1ц молока, то есть нулевая гипотеза отвергается.






double arrow
Сейчас читают про: