Потенциал фондовых посредников и управляющих описывается следующими показателями:
– количеством организаций, имеющих лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами;
– количеством банков (самостоятельных региональных и филиалов иногородних);
– количеством управляющих компаний, в качестве которых рассматривали управляющие компании паевых инвестиционных фондов, поскольку только по ним в настоящее время существует развитое законодательство, тогда как законодательство по инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам находится в стадии разработки.
Фондовые посредники являются элементом, связывающим эмитентов и инвесторов ценных бумаг, и без их функционирования вряд ли можно представить полноценный фондовый рынок, поэтому фондовым посредникам – и банкам и небанковским организациям придана большая значимость в индикаторе потенциала фондовых посредников и управляющих. Банки, играя ту же роль фондовых посредников, аккумулируют к тому же финансовые ресурсы. Но для рассматриваемого индикатора небанковские фондовые посредники и банки должны иметь равную значимость. Это утверждение основывается на результатах анализа направлений работы фондовых посредников на рынке ценных бумаг. Так, фондовые посредники, не являющиеся банками, играют большую роль в корпоративном секторе ценных бумаг. Самые крупные из этой категории фондовых посредников работают и в корпоративном, и в государственном секторе ценных бумаг. Многие из фондовых посредников, не являющиеся банками, практически не проводят операций на рынке государственных ценных бумаг. Банки в основном работают на рынке государственных ценных бумаг и только некоторые из них приступили к работе на рынке корпоративных ценных бумаг.
|
|
Показатели уровня развития инфраструктуры фондового рынка
Для оценки индикатора уровня развития инфраструктуры можно использовать показатели количества организаций в регионе, имеющих лицензии на осуществление деятельности:
– по организации торговли на рынке ценных бумаг;
– депозитарной деятельности;
– по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг;
– по определению взаимных обязательств (клиринг). Дополнительно можно привлечь и такие показатели уровня развития инфраструктуры, как наличие телекоммуникационных систем, обеспечивающих связь федерального и регионального фондовых рынков, и специализированных информационных и обучающих институтов, позволяющих формировать среду фондового рынка.
Телекоммуникационные и информационно-обучающие системы мы не рассматриваем из-за трудностей количественной их оценки. Поэтому показатели, характеризующие индикатор уровня развития инфраструктуры фондового рынка представлены лишь количеством лицензированных организаторов торговли, депозитариев и регистраторов.
|
|
Соотношение между этими показателями обусловили следующие моменты. Регистраторы и депозитарии являются элементами инфраструктуры, наличие которых обязательно для существования как организованного, так и неорганизованного рынка ценных бумаг. В условиях формирующегося фондового рынка (а именно такую стадию переживает большинство регионов России) наличие регистраторов и депозитариев является необходимым условием для становления и ускоренного формирования фондового рынка. Вот почему этим показателям придается большая значимость в индикаторе уровня развития инфраструктуры.
Что касается соотношения весов между регистраторами и депозитариями, то они должны быть равными. Это утверждение основывается на той роли, которую играют регистраторы и депозитарии в качестве структурных элементов фондового рынка. Регистраторы, главной задачей которых является введение реестра владельцев ценных бумаг, имманентно связаны с эмитентами как субъектами фондового рынка, выпускающими ценные бумаги.
Депозитарии, напротив, решают задачу хранения и учета ценных бумаг инвесторов и тем самым непосредственно связаны с обслуживанием инвесторов. Если эмитенты и инвесторы играют одинаково важную роль на фондовом рынке, то и регистраторы и депозитарии также имеют одинаково важное значение и поэтому должны иметь равные веса в индикаторе уровня развития инфраструктуры фондового рынка. Показатель количества организаторов торгов позволяет судить о потенциальных центрах фондовой активности, которые могут сложиться благодаря наличию в этих регионах организаторов торгов.
Однако в настоящее время организаторы торгов играют, хотя и существенную, но менее значимую роль, чем регистраторы и депозитарии. Это связано с тем, что во многих регионах России фондовый рынок находится только в стадии формирования и значение организованных рынков ценных бумаг будет возрастать в перспективе.
Показатели уровня регулирования фондового рынка
В общем случае индикатор уровня регулирования фондового рынка региона может быть отражен такими показателями, как:
– наличие регионального отделения ФКЦБ;
– наличие отделений саморегулируемых организаций;
– наличие региональных ассоциативных союзов.
В данной работе эти показатели конкретизированы через следующие показатели:
– количество профессиональных участников, приходящихся на региональное отделение ФКЦБ;
– количество в регионе членов НАУФОР;
– количество в регионе членов ПАРТАД.
Членство в региональных ассоциативных союзах не учитывалось, поскольку большая часть членов Ассоциации фондовых дилеров Сибири находится в Новосибирске, и Новосибирск тем самым получил бы дополнительные преимущества.
Регулирование фондового рынка является важнейшей функцией государственных органов власти, и этот показатель должен иметь больший удельный вес в индикаторе уровня регулирования фондового рынка.