Воспитатель:
- Отгадайте, ребята, где я была. Я видела медуз, морских коньков, акул. (На море)
- А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только говорить, кого вы видели много: много волков, много бабочек и т. д. главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных
Игровое упражнение «Пиф считает»
В гости к детям приходит собака (бибабо) Пиф.
- Я Пиф и умею считать. Вот спросите у меня сколько у меня хвостов и я отвечу.
- Пиф, сколько у тебя хвостов?
- У меня один хвост. А теперь спросите про нос. (обращается к ребёнку).
- Пиф, сколько у тебя носов?
- У меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы. т. д.)
Пиф не отвечает на вопрос до тех пор пока ребёнок не образует правильную форму.
Цель: учить образовывать названия музыкальных специальностей от наименований музыкальных инструментов
Игровое упражнение «Мишка музыкант»
В гости к детям пришёл медвежонок и принёс музыкальные инструменты. И предлагает детям поиграть.
|
|
- Это…. (пианино, это (балалайка, а вот это (барабан).
- А как называют музыканта, который играет на пианино (пианист, на барабане. и т. д.
- Барабан нужен барабанщику, пианино – пианисту. А для кого балалайка?. Кто играет на балалайке? (Балалаечник). А на гармошке? На аккордеоне? На баяне (горн – горнист, гитара – гитарист, виола – виолончелист)
Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей
Аналогичным образом проводится
Игра «Киоск открыток»
На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т. д.)
Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол
Народная игра «Кузовок»
Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог.
Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.
- Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.). В конце игры разыгрываются залоги.
- Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.
Цель: учить образовывать существительные способом основосложения
Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
|
|
Аналогично упражнение
«Для чего нужна такая машина?»
(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - …,
солнце(какое?) -…, тучи(какие?) -….
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Ø Игры, используемые для коррекции словосочетаний
Ø Игры, используемые для коррекции простых предложений
Игра «Путаница». Вы называете шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например, Русская красавица своей КОЗОЮ славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную ГОРКУ. Поэт закончил строчку, в конце поставил ДОЧКУ. Прошлой ночью дождик был, в ПОЧКУ он воды налил. Более простой вариант данной игры, когда вы просто называете слова с ошибками, а ребенок их исправляет. Так, взрослый говорит ребенку слово с ошибкой и кидает мяч (например, саяц), ребенок говорит слово правильно (заяц) и возвращает мяч.