Расширение Евросоюза, формирование мирового “рынка труда”, глобальная программа НАТО

РОССИЯ И МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Пережив ужасы двух мировых войн, европейцы, "созрели" для объединения, сложились благоприятствующие предпосылки для европейской интеграции. Послевоенные стремления объединить Европу имели как политические, так и экономические мотивы. Европейские лидеры поняли, что для ликвидации экономических последствий войн им следует объединять усилия в этом направлении. Политический же мотив наблюдался в необходимости наднациональных организаций, которые бы предотвращали возникновения новых войн в Европе.

В 1950-ых на базе немецко-французских усилий были сделаны первые большие шаги на пути европейской интеграции. Министр иностранных дел Франции Р.Шумен, предложил план по созданию немецко-французского сотрудничества в области сталелитейной и угольной промышленности, и пригласил другие страны к сотрудничеству. В 1951 году ФРГ и Франция, а также Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

В 1957 году участники ЕОУС подписали Римские договора о создании Европейского сообщества по атомной энергетике (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкс призвали другие страны к сотрудничеству. Однако, Британия отклонившись от интеграционных процессов создала альтернативную организацию - Европейская Ассоциация Свободной Торговли. По приглашению англичан в ассоциацию вошли Норвегия, Швеция, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия и Исландия.

Три европейские организации - ЕОУС, ЕЭС и Евроатом - объединились в Европейское Сообщество (ЕС) в 1967г. Это стало очередным важным и успешным шагом в единении Европы.

Европейский Совет, состоящий из лидеров стран-членов Европейского Сообщества, в 1985 году решил сделать дальнейшие шаги в деле интеграции. В феврале 1986 лидеры подписали Единый Европейский Акт (ЕЕА), пакет поправок и дополнений в существующие договора ЕС. ЕЕА был ратифицирован в 1987, и, по мнению специалистов, означал новый этап интеграции на континенте, поскольку особенный упор делался на политическое сотрудничество внутри сообщества. Тем временем, в ЕС вступила Греция в 1981г, а также Испания и Португалия в 1986г. По мнению ряда экспертов, вступление этих стран создало много новых проблем в связи с низким уровнем их экономик. В частности, большая зависимость от сельского хозяйства означала увеличения расходов и пересмотр сельскохозяйственной политики.

Под конец 1980-х годов наблюдаются огромные перемены в Европе. Происходит объединение двух Германий (ФГР и ГДР), страны Восточной и Центральной Европы получают независимость, и выражают желания участвовать в интеграционных процессах. В результате такого развития событий, ФРГ и Франция созывают межправительственную конференцию с целью более крепкого политического объединения и создания валютного союза.

Маастрихтский договор подписан 7 февраля 1992г и вступил в силу 1 ноября 1993г. Договор ознаменовал создания Европейского Союза, главной целью которого было расширения политической, экономической и социальной интеграции среди стран-членов. К тому же, были созданы новые структуры, задачей которых были разработка более интеграционной внешней и обороной политики, стимулировать тесное сотрудничество в судебных и полицейских делах. Расширились полномочия европейских институтов в различных областях, в том числе в образовании, здравоохранении, экологии.

Самым спорным остается создание Экономического и валютного союза (ЭВС), который обязывал государства унифицировать свои экономики и выработать единую валюту к 1999. Это вызвало волну споров и критики со стороны стран, не желавших и опасавшихся замены их национальной валюты новой единой валютой (евро). Несмотря на возникшие разногласия, ЕС пополнился новыми членами в 1995г- Австрия, Финляндия, Швеция.

Протестные настроения против некоторых положений Маастрихтского договора привели к созыву очередной межправительственной конференции, которая начала свою работу в марте 1996г. Результатом проделанной работы стало принятие Амстердамского договора 1997г, который пересмотрел и исправил спорные положения с целью сделать ЕС более привлекательным.

Обсуждение вопроса расширения ЕС было одним из главных в 2000 году, что стало результатом подписания Ниццского договора в 2001. Договор подготовил ЕС к расширению на восток, выработав пакет реформ с учетом вступления в союз новых членов из стран Центральной Восточной Европы.2004 членами Европейского Союза стали сразу 10 стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта. "Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления.

С целью углубления политической интеграции союза, лидеры стран-членов ЕС принимают Договор о Конституции Европейского Союза в 2004. Конституция вступала в силу при условии ее ратификации всеми членами союза. Было предоставлено два варианта одобрения:

1. конституцию одобряет парламент страны-члена;

2.вопрос выносится на национальный референдум, т. е., конституцию должны непосредственно одобрить граждане страны.

Десять стран избрали второй путь. Среди них были две страны-основателя - Франция и Нидерланды, где проект Конституции и был отвергнут. После провала проекта европейской конституции, евроскептики заговорили о кризисе и даже о скором распаде союза. Дебаты по поводу единого свода законов идут и по сей день, ведь проект Конституции ЕС является одним из самых приоритетных. В столь нелегкое для ЕС время, в союз вступают Болгария и Румыния 2007г.

В 2008 г Исландия вступила в ЕС. До экономического кризиса 2008 года население не считало вступление в ЕС необходимым. На тот момент Исландия была только членом Европейской экономической зоны. После наступления глобального экономического кризиса в 2008 году, экономика Исландии покачнулась, банки страны обанкротились, уровень безработицы повысился, долги выросли.

В 2008г Македония также смогла присоединиться к Союзу. Это произошло только после разрешения напряженности с соседней Грецией. Греция некоторое время налагала запрет на вступление Македонии, из-за вопроса статуса страны. Страну также критиковали за ущемление прав албанских меньшинств. Как с большинством новых членов, с Македонией велись переговоры по экономическим вопросам с требованием принятия евровалюты.

В 2013г Хорватия вступила в ЕС. Она стала второй бывшей страной Югославии, вступившей в ЕС, после Словении. Хорватия также была названа в числе приоритетных стран благодаря горячей поддержке соседней Венгрии. До вступления от Хорватии потребовали урегулировать спор о границах со Словенией, что на десять месяцев задержало переговоры страны о вступлении в ЕС. Также следовало предпринять серьезные меры против коррупции в правительстве. Хорватия довольно хорошо перенесла глобальный финансовый кризис, хотя большие сектора ее экономики все еще находились под контролем правительства, что следовало изменить в соответствии со строгими требованиями ЕС. К 2017 году она также имеет высокий уровень международного долга, что свидетельствует о том, что кризис наступает в ней просто более медленными темпами. Сложные переговоры требовались для утверждения евро в качестве валюты страны.

В 2015г Босния и Герцеговина присоединилась к ЕС, вскоре после вступления в НАТО. Одной из наиболее серьезных проблем являлись продолжительные межэтнические конфликты, оставшиеся в наследство от Боснийской войны. Фактически, миротворческие силы ЕС находились в стране в течение десятилетия. Некоторое время она также получала от ЕС ссуды для поддержания экономики. До вступления в ЕС Босния также вынуждена была внести радикальные изменения в свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако к 2017 году страна предприняла заметные шаги к состоянию полностью развитой страны.

В 2015г Албания и Черногория присоединились к Европейскому союзу.

Албания, как и Босния, страдала от организованной преступности и коррупции. Кроме того, там имела место заметная этническая дискриминация, атавизм остаточной напряженности после расовых и религиозных конфликтов. В экономике Албания должна была преодолеть коммунистическое наследие и установить по-настоящему свободную рыночную систему для соответствия стандартам ЕС. Это означало пройти через период реформ правительства, судебной системы и средств массовой информации в начале 2010-ых годов, преодолевая этническую предубежденность и политический хаос.

Черногория находилась в том же положении, являясь местом торговли запрещенными товарами и отмывания денег. До вступления от нее требовалось предоставить возможности для свободы волевыявления, развить дипломатические отношения с Сербией и привести себя в соответствие с требованиями к членству. Важной вехой на пути членства в ЕС стало открытие безвизового режима в Шенгенской зоне для ее населения к концу 2009 года.

В 2017г Сербия стала последней страной, вступившей в ЕС. Продолжительное время Сербия медленно двигалась по пути прогресса, ситуация ухудшалась из-за затяжного этнического конфликта между страной и некоторыми другими кандидатами в ЕС. Многие члены ЕС сомневались в возможности вступления Сербии и выдвигали к ней суровые требования, в том числе справедливого суда над некоторыми сербами, совершившими злодеяния во время Боснийской войны. Несмотря на это, стремление Сербии объединиться с Западом в конце концов было удовлетворено. Безработица и высокий уровень торгового дефицита были самыми серьезными проблемами среди всех, с которыми столкнулась Сербия.

Но долговременный кандидат, Турция, все еще ожидает получения полного членства в ЕС через несколько лет. Несмотря на большое население и сильную экономику, из-за несоответствия законов стандартам ЕС и конфликта из-за Кипра, прогресс значительно замедлен.

Семь стран (Исландия, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания, Черногория, Сербия) стали одними из последних, вступивших в ЕС. Ухудшающиеся экономические условия, порожденные долговым кризисом суверенных стран, вынудили ЕС очень придирчиво рассматривать новых кандидатов. Большинство новых членов имеют стабилизированные экономики, но настоящий рост и социально-экономический прогресс все еще не достигнуты.

На 2017 год в ЕС 34 члена и население составляет более полумиллиарда. На данный момент он остается ведущей политической силой в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: