Сбор информации о фактах семейного неблагополучия

В настоящее время сведения о работе, проводимой с семьями с детьми в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации в городе Москве собираются вручную на основании обращений (устных или письменных) граждан, в том числе родственников несовершеннолетних, либо должностных лиц органов и организаций независимо от организационно-правовой формы.

Участники процесса:

1. Работник территориального подразделения ДТСЗН, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства;

2. Сотрудник территориального органа МВД;

3. Сотрудник КДН;

4. Заведующий ЦСПСиД, ЦПСиД.

Выявление семейного неблагополучия, а также семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, проводится на основании поступления в органы опеки и попечительства, а в случае необходимости экстренного реагирования также в ЦСПСиД, ЦПСиД информации о факте семейного неблагополучия.

Информация может поступать в виде обращения (устного или письменного) граждан, в том числе родственников несовершеннолетних, либо должностных лиц органов и организаций независимо от организационно-правовой формы.

В случае отсутствия необходимости экстренного реагирования работник органа опеки и попечительства в день поступления сведений о несовершеннолетнем и его семье вносит их в журнал, поступившей информации о фактах семейного неблагополучия, формирует и направляет в ЦСПСиД, ЦПСиД поручение о совместном выходе в семью. В случае поступления сведений по окончании рабочего дня, поручение направляется в учреждение социального обслуживания в течение 1 (одного) часа с момента начала следующего рабочего дня. Руководитель (заведующий) ЦСПСиД, ЦПСиД регистрирует поручение в журнале и присваивает ему входящий номер.

В случае необходимости экстренного реагирования (в случае ситуации, сопровождающейся угрозой жизни или здоровью ребенка) сотрудник КДН или сотрудник территориального органа МВД информируют, посредством телефонного звонка, руководителя (заведующую) ЦСПСИД/ЦПСиД и работника органов опеки и попечительства, на территории которых проживает семья.

 

Обследование семьи

Участники процесса обследования семьи:

1. Работник территориального подразделения ДТСЗН, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства;

2. Заведующий ЦСПСиД, ЦПСиД;

3. Специалист по работе с семьей;

4. Сотрудник КДН (при необходимости);

5. Сотрудник поликлиники (при необходимости);

6. Сотрудник образовательного учреждения (при необходимости);

7. Сотрудник территориального органа МВД (при необходимости).

После выявления детей в СОП и ТЖС, не требующей экстренного реагирования, работник органа опеки и попечительства анализирует данные обращения, и совместно с руководителем (заведующим) ЦСПСиД, ЦПСиД планирует выход комиссии, состоящей из специалиста по работе с семьей ЦСПСиД, ЦПСиД и работника органа опеки и попечительства по месту жительства детей в течение 3 (трех) дней со дня поступления обращения. В зависимости от ситуации работник органа опеки и попечительства может сформировать запрос на участие в выходе сотрудника КДН, сотрудника поликлиники, сотрудника образовательного учреждения и/или сотрудника территориального органа МВД и дополнить комиссию данными сотрудниками.

В случае необходимости экстренного реагирования руководитель (заведующий) ЦСПСиД, ЦПСиД направляет для участия в совместном выходе в составе комиссии свободного специалиста по работе с семьей или (в случае занятости специалистов) отправляется на выход сам. Остальные члены комиссии определяются работником органа опеки и попечительства совместно с органом, передавшим экстренную информацию в ЦСПСиД, ЦПСиД.

Комиссия осуществляет выход по адресу проживания семьи для проверки сведений о факте семейного неблагополучия (первичное проведение обследования).

Не позднее дня, следующего за днем проведения обследования, специалист по работе с семьей оформляет заключение по результатам первичной социальной диагностики семьи, содержащее выводы о необходимости помощи данной семье и передает его руководителю (заведующему) ЦСПСиД для направления в органы опеки и попечительства. Работник органов опеки и попечительства оформляет акт обследования по форме, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 10.01.2019 № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» с учетом заключения ЦСПСиД, ЦПСиД.

Работник органа опеки и попечительства составляет акт обследования несовершеннолетнего гражданина и его семьи с учетом результатов первичной диагностики семьи, и формирует один из следующих выводов:

1. Ребенок (дети) в результате действий (бездействия) его родителей (законных представителей) находится в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью;

2. Семье не требуется помощь государства (благополучная семья);

3. Семье требуется помощь (с указанием категории семьи – СОП или ТЖС).

В случае необходимости может быть проведена комплексная диагностика семьи с повторным выходом по месту жительства семьи, для чего работник органа опеки и попечительства направляет поручение в ЦСПСиД, ЦПСиД. Планирование и оформление результатов комплексной диагностики осуществляется в том же порядке, что и в случае первичного обследования семьи. Комплексная диагностика должна быть проведена не позднее 10 (десяти) дней со дня проведения первичного обследования.

В случае, если по результатам обследования установлено, что ребенок (дети) в результате действий или бездействия его родителей (иных законных представителей) находится в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, орган опеки и попечительства инициирует процесс лишения или ограничения родительских прав, отобрание ребенка в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации.

Если по результатам обследования установлено, что семья находится в СОП или ТЖС и нуждается в помощи государства, то работник органа опеки и попечительства готовит заключение о необходимости признания ребенка, нуждающимся в помощи государства и направляет поручение в ЦСПСИД, ЦПСиД, чем инициирует процесс постановки на учет с целью организации индивидуальной профилактической работы с семьей, том числе в форме социального патроната и сопряженной с оказанием семье и ребенку социальной помощи в виде социального обслуживания.

В случае, если обследованной семье не требуется помощь государства (семья определена как благополучная), то сведения о семье вносятся в журнал поступившей информации, документы по семье отправляются в архив.

 

Постановка на учет

Участники процесса:

1. Руководитель (заведующий) ЦСПСиД;

2. Куратор семьи;

3. Специалист по работе с семьей;

4. Психолог;

5. Работник территориального подразделения ДТСЗН, осуществляющего полномочия органа опеки и попечительства.

После получения поручения органа опеки и попечительства руководитель (заведующий) ЦСПСиД, ЦПСиД регистрирует поручение и после признания нуждаемости несовершеннолетнего в социальном обслуживании назначает сотрудника на роль куратора семьи.

Куратор семьи получает материалы по семье (результаты выходов в семью, поручения органа опеки и попечительства) и оформляет личное дело семьи. На каждого ребенка, находящегося в семье оформляется отдельный комплект документов. Для получения более полной информации о положении семьи куратор семьи обеспечивает сбор документов, подтверждающих наличие либо отсутствие фактов проживания ребенка (детей) в условиях, препятствующих его нормальному воспитанию и развитию (единый жилищный документ, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета из ПФР, сведения о посещении поликлиники, характеристику из образовательного учреждения и др.).

Куратор семьи приглашает родителей ребенка (детей) в ЦСПСиД, ЦПСиД для беседы, в целях их мотивации и оказания содействия в признании несовершеннолетнего, нуждающимся в социальном обслуживании, совместной разработке индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) с последующим заключением договора о предоставлении социальных услуг. Куратор семьи также оформляет следующие документы:

1. Согласие законного представителя на обработку персональных данных;

2. Договор о предоставлении социальных услуг (в случае, если семья находится в ТЖС);

3. Приказ о постановке на учет;

4. Заявление на получение услуг;

5. Соглашение о сотрудничестве;

6. Согласие законного представителя на психологическую работу с детьми;

7. Договор о социальном патронате (в случае, если семья находится в СОП).

В случае отказа родителей ребенка (детей) от заключения договора о социальном патронате и (или) договора о предоставлении социальных услуг в течение 3 (трех) дней с момента поступления информации о факте семейного неблагополучия куратор направляет информацию о семье в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства семьи для организации индивидуальной профилактической работы с семьей и обеспечения принятия необходимых мер по защите прав ребенка.

Руководитель (заведующий) ЦСПСиД, ЦПСиД оформляет ответ на поручение органов опеки и попечительства, дополняет его копией заключения по результатам комплексной диагностики (если она проводилась) и передает эти документы в орган опеки и попечительства.

Работник органа опеки и попечительства вносит сведения об отнесении семьи к находящимся в ТЖС в журнал поступившей информации о фактах семейного неблагополучия, а в случае СОП издает акт об установлении социального патроната над несовершеннолетним и направляет сведения о семье в КДН.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: