Лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

 

К охраняемым объектам интеллектуальной собственности, которые служат средством индивидуализации в предпринимательской деятельности, относятся:

- фирменное наименование;

- товарный знак и знак обслуживания;

- наименование места происхождения товара;

- коммерческое обозначение.

Отличительной особенностью средств индивидуализации, помимо сроков предоставления охраны, является то, что исключительными правами на них могут распоряжаться на территории Российской Федерации только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Рассматриваемым объектам интеллектуальной собственности правовая охрана предоставляется в целях идентификации субъектов предпринимательской деятельности, их товаров либо услуг или выявления комплекса отличительных особенностей, создающих конкурентное преимущество.

 

§ 1. Фирменное наименование

 

Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческой организации и, путем государственной регистрации, включается в ЕГРЮЛ.

Таким образом, с момента включения в ЕГРЮЛ возникает юридическое лицо и исключительные права на его фирменное наименование.

Обратите внимание: законодатель не допускает распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования.

В остальном юридическое лицо реализует свои исключительные права на фирменное наименование любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.

Исключительное право на фирменное наименование одного юридического лица делает невозможным использование другими юридическими лицами тождественного фирменного наименования или сходного с ним до степени смешения, если такие юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Компания-правообладатель может обратиться к юридическому лицу, нарушающему его исключительные права, с требованием о прекращении использования фирменного наименования и возмещения причиненных вследствие этого убытков.

Согласно ст. 1474 ГК РФ юридическое лицо, которому предъявляются такие требования, обязано по своему выбору либо прекратить использование фирменного наименования, либо внести в него изменения. При возникновении подобных споров преимущество на фирменное наименование получает юридическое лицо, которое было включено в ЕГРЮЛ ранее.

Достаточно часто юридическое лицо использует свое фирменное наименование или его отдельные элементы, включая в состав коммерческого обозначения либо в состав товарного знака или знака обслуживания. В таких случаях фирменному наименованию предоставляется самостоятельная правовая охрана вне зависимости от правовой охраны объектов, составной частью которых оно является.

 

§ 2. Товарный знак и знак обслуживания

 

В ст. 1477 ГК РФ содержатся следующие определения.

 

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

 

Знак обслуживания - это обозначение, являющееся средством индивидуализации при оказании услуг или выполнении работ в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

 

Таким образом, с точки зрения законодательства по своему существу рассматриваемые объекты интеллектуальной собственности являются схожими, только один из них применяется для обозначения товаров, а другой - для обозначения работ и услуг. Идентичная правовая природа данных объектов позволила законодателю объединить их в норме о товарных знаках.

Исключительными правами на товарный знак могут обладать либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. И хотя из содержания ст. 1478 ГК РФ следует, что данный перечень является закрытым, на практике возникают случаи, когда обладателем товарного знака может оказаться и физическое лицо.

Например, когда заявку на регистрацию товарного знака подает нерезидент РФ, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в другой стране либо являющееся мажоритарием иностранного юридического лица.

Для рассматриваемого вида объектов интеллектуальной собственности предусмотрена обязательная государственная регистрация в Государственном реестре товарных знаков.

Свидетельство на товарный знак, которое правообладатель получает при положительном результате рассмотрения заявки на регистрацию, удостоверяет исключительное право на товарный знак. Оно действует на всей территории нашей страны. Оно подтверждает приоритет товарного знака в отношении товаров, которые указаны в свидетельстве.

Товарный знак повышает уровень деловой репутации компании и позволяет предоставлять гарантии качества потребителю для наиболее эффективного продвижения своего товара.

Таким образом, суть товарного знака заключается в его индивидуальности и тех ассоциациях, которые он вызывает у потребителей.

Исходя из практики, можно выделить основные функции товарного знака в предпринимательской деятельности:

1) отличительная - зарегистрированный товарный знак позволяет индивидуализировать товары конкретного производителя среди остальных однородных товаров;

2) рекламная - использование товарного знака в качестве маркетингового инструмента способствует расширению покупательского спроса;

3) охранительная - размещение товарного знака на упаковках товара является предупредительной мерой для третьих лиц и сигнализирует о недопустимости использования обозначений, сходных до степени смешения с данным;

4) экономическая - товарный знак, как правило, повышает стоимость товара, а также, являясь нематериальным активом компании, может приносить прибыль при передаче по лицензионным соглашениям.

Чтобы зарегистрировать товарный знак, необходимо подать заявку в Роспатент. Правила и порядок подачи заявки содержатся в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483.

Согласно ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, включая совокупности гласных и согласных звуков, в любой последовательности образующих слоги, словосочетания, предложения, а также их сочетания.

К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении.

К комбинированным обозначениям относятся сочетания элементов разного вида (изобразительных, словесных, объемных и т.д.).

К другим обозначениям относятся, например, звуковые, световые, голографические, обонятельные, изменяющиеся и иные обозначения.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Однако при создании товарного знака необходимо учитывать некоторые ограничения, а именно - основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, которые перечислены в ст. 1483 ГК РФ.

В частности, согласно п. 1 указанной статьи не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Подаваемая заявка на товарный знак должна:

- соответствовать установленным требованиям (см. Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482);

- относиться к одному товарному знаку;

- содержать:

заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

заявляемое обозначение;

перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

описание заявляемого обозначения.

Заявка на товарный знак подписывается заявителем либо доверенным лицом - представителем заявителя, подающим заявку.

Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в Роспатент документов по соответствующей заявке. При этом, если указанные документы представлены не одновременно, датой подачи заявки будет считаться день поступления последнего документа по соответствующей заявке.

Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о поданных заявках на товарные знаки, после чего любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки.

В период с момента публикации в официальном бюллетене информации по заявке и до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и 1483 ГК РФ.

По дате подачи заявки на товарный знак в Роспатент устанавливается приоритет.

Важно знать, что у заявителя существует возможность подачи заявления на выделенную заявку. Оно может быть подано в период проведения экспертизы заявки на товарный знак или рассмотрения Палатой по патентным спорам возражения на решение Роспатента как о государственной регистрации товарного знака, так и об отказе в его государственной регистрации, принятое по основаниям, перечисленным в п. 6 ст. 1483 ГК РФ. Такая заявка должна содержать перечень товаров из числа указанных в первоначальной заявке на дату ее подачи в Роспатент и неоднородных с другими товарами из содержавшегося в первоначальной заявке перечня, в отношении которых первоначальная заявка остается в силе.

Приоритет товарного знака по выделенной заявке устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права на более ранний приоритет по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной, и выделенная заявка подана до принятия решения по первоначальной заявке.

В ст. 1495 ГК РФ предусматривается возможность установления конвенционного и выставочного приоритета товарного знака, а также утверждается право приоритета товарного знака по дате его международной регистрации.

 

Конвенционный приоритет - это установление приоритета товарного знака по дате подачи первой заявки на регистрацию товарного знака в государстве - участнике Парижской конвенции.

 

При подаче заявки на регистрацию заявитель, который намерен воспользоваться приоритетом, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев со дня ее подачи и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, вместе с заявкой либо в течение трех месяцев со дня ее подачи.

Кроме этого, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.

Возможны случаи, когда подаются заявки от разных заявителей на тождественные товарные знаки, совпадающие полностью или частично по указанному перечню товаров, при этом эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета. Поскольку зарегистрирован может быть только один товарный знак и на одного заявителя, в течение семи месяцев со дня направления Роспатентом уведомления о выявленном совпадении заявители должны определить соглашением сторон, по какой из заявок испрашивается государственная регистрация товарного знака, и уведомить о достигнутом соглашении Роспатент.

Если же одним заявителем подано несколько заявок на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, заявителю предстоит выбрать одну из заявок, по которой будет зарегистрирован товарный знак. Уведомить о принятом решении заявитель должен также в течение семи месяцев со дня направления Роспатентом уведомления о выявленном совпадении.

Если в предусмотренные сроки в Роспатент не поступит соответствующее уведомление либо ходатайство о продлении установленного срока, заявки на товарные знаки будут признаны отозванными, о чем выносится соответствующее решение.

В процессе рассмотрения заявки на товарный знак Роспатент проводит экспертизу, которая включает в себя формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения).

Формальная экспертиза проводится в течение месяца со дня подачи заявки в Роспатент и включает в себя проверку наличия необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам указанного этапа Роспатент выносит решение (принять к рассмотрению или отказать в принятии к рассмотрению) и уведомляет о нем заявителя. В случае положительного решения по результатам проведения формальной экспертизы заявителю сообщается установленная дата подачи заявки, которая зависит от того, когда был подан полный пакет документов к рассмотрению.

Экспертиза обозначения проводится по заявкам, которые прошли этап формальной экспертизы и решением Роспатента были приняты к рассмотрению. На этом этапе осуществляется проверка содержания предоставленных материалов по заявке и соответствие их требованиям, предъявляемым к ее оформлению, за исключением тех, которые проверяются на стадии формальной экспертизы.

В период проведения экспертиз и до принятия решения по их результатам заявитель может дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. При этом не допускается предоставление материалов с указанием перечня товаров, которые не были указаны на дату подачи заявки, а также, если они приведут к существенному изменению заявленного обозначения товарного знака. Такие материалы могут быть оформлены и поданы в качестве самостоятельной заявки.

При наличии необходимости в период проведения экспертизы заявки Роспатент вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.

По общему правилу срок предоставления материалов по запросу - три месяца со дня направления соответствующего запроса. Такой срок максимально может быть продлен до шести месяцев на основании ходатайства заявителя. По истечении указанных сроков заявка признается отозванной, о чем выносится соответствующее решение Роспатента (п. 4 ст. 1497 ГК РФ).

В то же время вносить изменения в сведения о заявителе или исправления в поданные документы, если в них были допущены очевидные и технические ошибки, возможно вплоть до государственной регистрации товарного знака либо до принятия решения об отказе в его государственной регистрации.

Решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака принимается по результатам проведения экспертизы обозначения, которая является заключительным этапом регистрации товарного знака.

Однако решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено до регистрации товарного знака в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 1499 ГК РФ:

- во-первых, при поступлении заявки, имеющей более ранний приоритет, на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров;

- во-вторых, в случае государственной регистрации в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в решении о регистрации;

- в-третьих, в случае выявления заявки, содержащей тождественный товарный знак, либо выявления охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров с тем же или более ранним приоритетом товарного знака;

- в-четвертых, при изменении заявителя, которое в случае государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака может привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

В соответствии с п. 1 ст. 1500 ГК РФ решения Роспатента могут быть оспорены путем подачи возражений в течение четырех месяцев. В п. 2 указанной статьи предусмотрена возможность внесения изменений в документы заявки в период рассмотрения поданных возражений, при условии, что такие изменения устраняют причины, послужившие единственным основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака, и внесение таких изменений позволяет принять решение о государственной регистрации товарного знака.

По результатам рассмотрения заявки и в случае вынесения положительного решения, а также уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него в Государственный реестр товарных знаков вносятся сведения о регистрации товарного знака, которые публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Свидетельство на товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (ст. 1504 ГК РФ).

В ст. 1507 ГК РФ предусматривается право российских юридических лиц и граждан РФ на регистрацию товарного знака в иностранных государствах и на осуществление его международной регистрации. Такие заявки также подаются через Роспатент.

 

§ 3. Использование товарного знака и распоряжение

исключительным правом на товарный знак

 

С момента регистрации товарного знака правообладатель получает возможность использовать его путем размещения на этикетках, упаковке, в рекламе, в документации на товаре, в Интернете и иным не противоречащим закону образом.

В целях оповещения о своем исключительном праве на товарный знак правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности (см. рис. 11), либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".

 

 

Рис. 11

 

Статья 1491 ГК РФ регламентирует срок действия исключительного права на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки.

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен неограниченное количество раз на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления.

Информация о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится Роспатентом в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.

Обратите внимание: правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет (ст. 1486 ГК РФ).

Заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует зарегистрированный товарный знак, направляет такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Это предложение направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором РФ.

Предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака.

Если в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица правообладатель не подаст заявление об отказе от права на товарный знак и не заключит с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо в 30-дневный срок по истечении указанных двух месяцев вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Новое предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю товарного знака не ранее чем по истечении трехмесячного срока со дня направления предыдущего предложения заинтересованного лица.

Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дню направления правообладателю предложения заинтересованного лица.

Правовая охрана товарного знака прекращается с даты вступления в законную силу решения суда.

При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.

При правовой оценке ситуаций, связанных с незаконным использованием товарного знака, важно знать, что не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Правообладатель имеет возможность предоставлять субъектам предпринимательства исключительные и неисключительные права на использование товарного знака путем заключения следующих видов договоров:

1) договор об отчуждении исключительного права на товарный знак;

2) лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака.

 

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак подразумевает под собой передачу права на товарный знак в полном объеме другому субъекту. При этом у первоначального правообладателя право прекращается.

 

В то же время не допускается отчуждение исключительного права, если оно может привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

 

По лицензионному договору первоначальный правообладатель (лицензиар), оставляя исключительное право за собой, предоставляет права пользования товарным знаком лицензиату. Вместе с этим право использования товарного знака одновременно появляется у обеих сторон на условиях, которые определены договором.

 

К таким условиям могут относиться: перечень товаров, на которые распространяются передаваемые права, территория, на которую распространяется действие лицензии, срок использования товарного знака, иные ограничения.

Если в договоре предусмотрено, что лицензиар обязуется не предоставлять аналогичное право другим субъектам, то предоставляемая лицензия является исключительной.

Если в договоре подобного условия нет, лицензиар имеет право заключать лицензионные соглашения с иными субъектами предпринимательства. Такая лицензия является неисключительной.

Согласно ст. 1489 ГК РФ на лицензиате лежит обязанность обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. При этом лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением установленных законом и договором условий. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

Договоры о распоряжении исключительными правами на товарный знак должны быть заключены в письменном виде и подлежат государственной регистрации в Роспатенте. Несоблюдение указанных требований влечет их недействительность.

 

§ 4. Общеизвестный товарный знак

 

В случаях когда в результате интенсивного использования товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение становится широко известным в России среди потребителей в отношении определенных товаров или услуг, такое обозначение может быть признано общеизвестным товарным знаком.

Для признания товарного знака общеизвестным лицо, которое считает используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение таковым, подает заявление в Роспатент. При положительном решении признанный общеизвестным товарный знак вносится в соответствующий перечень, после чего в течение месяца выдается свидетельство (ст. 1509 ГК РФ).

Особенность общеизвестного товарного знака заключается в бессрочной правовой охране. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется и на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. Данное правило применимо в случаях, когда использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

 

§ 5. Коллективный знак

 

В ст. 1510 ГК РФ определено, что коллективный знак вправе зарегистрировать объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано.

Коллективный знак является товарным знаком, индивидуализирующим товары или услуги группы компаний, ассоциаций или иных форм объединений. Для прохождения регистрации такого знака к заявке прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:

1) наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);

2) перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;

3) цель регистрации коллективного знака;

4) перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;

5) условия использования коллективного знака;

6) положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;

7) положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

Сведения о коллективном знаке после его регистрации вносятся в Государственный реестр товарных знаков. В Реестре, равно как и в свидетельстве на коллективный знак, указываются сведения о лицах, имеющих право его использования. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене.

Каждое лицо, входящее в состав объединения, может пользоваться коллективным знаком. Использование коллективного знака не исключает возможности использования лицом иных средств индивидуализации, в том числе товарных знаков. Особенностью такого вида товарных знаков является невозможность их отчуждения или передачи прав на них в силу прямого запрета в законодательстве (п. 2 ст. 1510 ГК РФ).

На основании п. 4 ст. 1511 ГК РФ коллективный знак и заявка на коллективный знак могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот.

Порядок преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482.

Порядок преобразования коллективного знака в товарный знак, знак обслуживания и наоборот утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 703.

Объединениям необходимо быть особо осмотрительными при использовании коллективного товарного знака, так как законом предусмотрена возможность досрочного прекращения полностью или частично правовой охраны коллективного знака в случае его использования на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Прекращение правовой охраны осуществляется в судебном порядке. Правом на обращение в суд обладает любое заинтересованное лицо.

 

§ 6. Прекращение исключительного права на товарный знак

 

Как следует из положений ГК РФ, существует два варианта прекращения исключительного права на товарный знак.

Во-первых, это может произойти в связи с нарушениями, которые были допущены при государственной регистрации товарного знака, в результате чего предоставление правовой охраны товарного знака признается недействительным, а регистрация аннулируется. Перечень оснований оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку описан в ст. 1512 ГК РФ.

Во-вторых, охрана товарного знака может быть прекращена в случаях, связанных с обстоятельствами, которые наступили после государственной регистрации, т.е. в течение срока действия исключительных прав (ст. 1514 ГК РФ).

Анализ указанных положений позволяет сделать вывод, что в случае признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку фактически признается отсутствие товарного знака как такового. В свою очередь, прекращение правовой охраны товарного знака распространяется исключительно на будущее время и не охватывает правоотношения, которые имели место до вынесения соответствующего решения.

 

§ 7. Защита права на товарный знак

 

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.

 

Согласно п. 1 ст. 1515 ГК РФ контрафакт - это товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

 

Для привлечения к ответственности лица, нарушившего исключительные права на товарный знак, достаточно самого факта правонарушения. Поэтому правообладателю необходимо позаботиться о сборе доказательств, подтверждающих соответствующие правонарушения. Споры о защите прав на товарные знаки рассматриваются в арбитражных судах. При наличии согласия обеих сторон дело может рассматриваться в третейском суде. Хотя возможно и досудебное урегулирование спора путем направления претензии с требованиями о прекращении нарушения исключительных прав на товарный знак.

Руководствуясь п. 2 ст. 1515 ГК РФ, правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещен незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

В случаях когда введение указанных товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Правообладатель, помимо требования о прекращении незаконного использования обозначения, может требовать возмещения убытков, причиненных в результате противоправных действий. Так как зачастую проблематично доказать размер понесенных убытков, правообладатель имеет право требовать выплаты денежной компенсации.

На основании п. 4 ст. 1515 ГК РФ размер компенсации может составить от 10 тыс. до 5 млн руб., который определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения, либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, который определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Ущерб возмещается правообладателю при подтверждении понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При определении размера компенсации суд учитывает характер допущенного нарушения, срок незаконного использования, степень вины нарушителя, наличие неоднократных нарушений исключительных прав конкретного правообладателя, доказательства понесенных убытков в связи с рассматриваемым правонарушением и выносит решение, основываясь на принципах разумности, справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям правонарушения.

В ст. 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров, работ или услуг.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" запрещено распространение рекламы с использованием товарного знака без согласия правообладателя. Такие действия являются актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кроме этого, не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя (п. 3 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), что влечет за собой административную ответственность по ст. 14.33 КоАП.

В свою очередь, в ст. 180 УК РФ установлено, что незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Таким образом, правообладатель может обратиться в правоохранительные органы для привлечения нарушителя к уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака.

Следует отметить, что эффективным инструментом защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который позволяет осуществлять контроль перемещения товаров.

 

§ 8. Право на наименование места происхождения товара

 

Согласно ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара (далее в этом параграфе - НМПТ) является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

 

Исходя из определения, можно сделать вывод, что известность для НМПТ является основополагающим фактором для предоставления правовой охраны посредством регистрации.

Правовая охрана не предоставляется наименованиям, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Для использования НМПТ и исключительного права на него на территории нашей страны необходима его регистрация в Роспатенте. В ст. 1518 ГК РФ предусматривается, что регистрация наименования может быть осуществлена одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Исключительное право использования наименования подтверждается свидетельством.

Важно знать, что НМПТ могут зарегистрировать независимо друг от друга одновременно несколько производителей, осуществляющих свою деятельность на одной территории.

Государственная регистрация в качестве НМПТ наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, возможна, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. При этом обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.

Правообладатель по своему усмотрению может использовать принадлежащее ему исключительное право любым не противоречащим закону способом, в том числе размещая наименование:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию нашей страны;

- на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в Интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Запрещено использовать зарегистрированное НМПТ лицами, не имеющими свидетельства на право его использования, даже если будет указано подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и т.п.

Так, например, "Советское шампанское", которое выпускается в России с 1973 года, является имитацией вина, которое производится в провинции Шампань во Франции. Название "Советское шампанское" может существовать только на русском языке, латинскими буквами писать слово "шампанское" на этикетках запрещено.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещается НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения, признаются контрафактными.

Отличительной чертой НМПТ является то, что законодательство не допускает распоряжения исключительным правом на него путем отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования.

НМПТ не имеет общепринятого символьного знака.

В ст. 1520 ГК РФ предусмотрено, что обладатель свидетельства об исключительном праве на НМПТ может оповестить о нем, разместив на товаре или его этикетке словесное обозначение - "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ". Здесь необходимо заметить, что это не является обязательным и не влияет на правовую охрану.

Правовая охрана НМПТ действует на протяжении всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Свидетельство об исключительном праве на НМПТ действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию в Роспатент и может быть продлено по заявлению правообладателя. Такое заявление должно быть подано в течение последнего года действия свидетельства. В случаях когда срок продления был пропущен, по ходатайству обладателя свидетельства ему может быть предоставлено дополнительно шесть месяцев по истечении срока действия свидетельства для подачи заявления о продлении этого срока (ст. 1531 ГК РФ).

Государственная регистрация НМПТ осуществляется в соответствии:

- с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 698;

- Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также по предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 697;

- Требованиями к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их формы, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 697.

В ст. 1523 ГК РФ предусматривается проведение Роспатентом проверки заявки, которая включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара. В период проведения экспертизы заявки на НМПТ заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки.

Важно, чтобы дополнительные материалы не изменяли заявку по существу. В противном случае эти материалы не будут приняты к рассмотрению, но они могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Срок проведения формальной экспертизы составляет два месяца со дня подачи заявки. В течение этого времени проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению (ст. 1524 ГК РФ).

Экспертиза обозначения заключается в проверке на соответствие такого обозначения требованиям ст. 1516 ГК РФ и проводится по заявке, которая была принята к рассмотрению по результатам формальной экспертизы. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения устанавливается также обоснованность указания места происхождения товара на территории Российской Федерации.

По результатам экспертиз Роспатент принимает решение о регистрации наименования или об отказе в его регистрации. Отказ в регистрации наименования и другие результаты рассмотрения заявки могут быть оспорены путем подачи возражений в Палату по патентным спорам, которая является одним из подразделений Роспатента.

Если по результатам рассмотрения заявки принято решение о регистрации НМПТ, то далее следует внесение сведений в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров РФ и выдача свидетельства о наличии у правообладателя соответствующего исключительного права.

Правовая охрана НМПТ и исключительного права на наименование места происхождения товара могут быть оспорены и признаны недействительными в течение всего срока охраны, за исключением случаев, когда использование НМПТ способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет. В таких случаях срок оспаривания предоставленной охраны составляет пять лет с даты публикации сведений о государственной регистрации НМПТ в официальном бюллетене (ст. 1535 ГК РФ).

Важно понимать, что признание предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара недействительным влечет отмену как решения о государственной регистрации НМПТ, так и предоставления исключительного права на такое наименование, аннулирование записи в Государственном реестре наименований и всех выданных свидетельств об исключительном праве.

В ст. 1537 ГК РФ установлена ответственность за нарушение исключительного права на НМПТ. В этом случае правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение. Если ведение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель может потребовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

- двукратном размере стоимости контрафактных товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара.

 

§ 9. Право на коммерческое обозначение

 

Коммерческое обозначение отличается от других средств индивидуализации тем, что оно не подлежит государственной регистрации, не должно включаться в учредительные документы и может использоваться правообладателем для индивидуализации как одного, так и нескольких предприятий. При этом на одном предприятии может использоваться только одно коммерческое обозначение.

Исключительное право на коммерческое обозначение действует на территории Российской Федерации для индивидуализации предприятия, находящегося на ее территории, и прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ст. 1540 ГК РФ).

Ограничений по срокам действия исключительного права на коммерческое обозначение законом не предусмотрено.

Коммерческое обозначение могут использовать юридические лица, в том числе некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. Исключительное право на коммерческое обозначение позволяет правообладателю использовать его любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.

Обратите внимание: исключительное право использования коммерческого обозначения принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Часто коммерческое обозначение включает в себя фирменное наименование предприятия. В таких случаях исключительное право на коммерческое обозначение возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение либо его отдельные элементы также могут быть включены в регистрируемый товарный знак. При этом они будут оставаться двумя самостоятельными, независимыми друг от друга объектами, каждому из которых предоставляется правовая охрана.

В ст. 1539 ГК РФ определено, что исключительное право на коммерческое обозначение переходит к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется, в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом.

В случаях когда коммерческое обозначение используется для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения на остальных его предприятиях. Права использования коммерческого обозначения могут быть переданы на основании договора аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) или договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

При выборе и разработке коммерческого обозначения необходимо учесть, что оно не должно:

- вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу;

- совпадать либо быть сходным до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу.

В случае возникновения судебных споров решение, как правило, выносится в пользу того лица, чье соответствующее исключительное право возникло ранее. В качестве доказательств можно предоставить документы, подтверждающие разработку коммерческого обозначения, либо бланки, отчеты, рекламные проспекты, на которых зафиксирована дата и используется коммерческое обозначение. Также во внимание могут быть приняты свидетельские показания и заключения экспертов.

Правообладатель, чьи права были нарушены, может потребовать прекращения использования коммерческого обозначения и возмещения причиненных убытков.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: