Культура Древней Руси

Термин «культура» был предметом бурных научных дискуссий начиная с 18 в. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». В переводе с латинского Культура означает возделывание, развитие. Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующее определение: «Культура» — это все, созданное человеком, — ибо животные не имеют культуры, продукт исключительно человеческой деятельности».

Двум основным сферам человеческой деятельности соответствуют и два понятия: материальная и духовная культура. Однако бывает очень сложно провести разграничение, т.к. Материальных ценностей, имеющих духовный компонент Здание церкви, музея, театра, филармонии, галереи, Компьютер, Телефон, Телестанция. Произведений духовной культуры, имеющих материальное воплощение Стихи- книги, живопись- картины, кино- кинопленка, музыка- ноты.

 

Итак культура- все, что создано человеком в каждой сфере его жизни и деятельности (культура поведения, общения, одежды, быта….)

Наша цель- изучение истории русской культуры, проявление ее в разные периоды истории нашего государства.

Существует множество версий происхождения слова Русь. Ряд ученых считают, что это было название реки, другие- название одного из славянских племен, третьи- так назывались профессиональные воины, так именовали по скандинавски гребцов, еще одна версия- византийца называли россами (рыжими, красными) варваров, нападавших на них с севера. Наиболее распространена версия Повести временных лет о призвании в 862 г. варягов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, − вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, − на Белоозере, а третий, Трувор, − в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

В. М. Васнецов.

Призвание варяжских князей.

 

Повесть временных лет монаха Нестора- главный источник, рассказывающий нам об истории и культуре славян, но есть еще незначительные сведения, оставленные нам восточными и греческими авторами.

Абул-Али-Ахмед ибн-Омар, арабский писатель начала X в., автор «Книги драгоценных сокровищ», содержащей сведения о повседневной жизни многих народов, в том числе славян.

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян - страна равная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать мёду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она [особенно] любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, Ты, который снабжал нас пищей [до сих пор], снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длинною в два локти (1), лютня же их восьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие [крыши] христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.

Летописец Нестор пишет, что целыми семьями раздевались догола, брали в руки прутья и били себя до полусмерти. Потом обливались водой студеною и так по нескольку раз. И было им от этого не мучение, а одна радость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: