Понятие о воспитании в структуре педагогического процесса. Методы, формы и средства воспитания, их классификация

ТЕМА 4.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА

1. Понятие о воспитании в структуре педагогического процесса. Методы, формы и средства воспитания, их классификация.

2. Содержание воспитательной работы учителя начальных классов, ее планирование.

3. Направления воспитательной работы в начальной школе. Этапы организации воспитательных дел.

 

Понятие о воспитании в структуре педагогического процесса. Методы, формы и средства воспитания, их классификация.

Понятие воспитания в русской педагогике стало выделяться со второй поло­вины XVIII века. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с поня­тием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педаго­гической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

На протяжении исторического развития педагогической мысли воспитательный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков, и на сегодняшний день существует множество определений этой основной категории педагогики.

Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Однако, в любом случае, в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Таким образом, вос­питание – процесс целенаправленного формирования лич­ности. Это специально организованное, управляемое и контро­лируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу.

В современном понима­нии процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде все­го, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспита­ния превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Вместе с тем процесс воспитания – многофакторный, в нем проявляют­ся многочисленные объективные и субъективные факторы, обу­словливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состо­ит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Школьное воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процес­су присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуаль­ными различиями воспитанников, их социальным опытом, от­ношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготов­ленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от вос­питателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

В сложном и динамичном пе­дагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, это задачи со многими неизвестными, со сложным и вариативным со­ставом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами, формами и средствами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы про­фессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.Отражая дву­единый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организато­ром педагогически целесообразной жизни и деятельности уча­щихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элемен­ты (части, детали), которые называются методическими приема­ми. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учи­телей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоя­тельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных мето­дов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же вре­мя она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приуче­ния.

Нередко методические приемы и сами методы отождествля­ют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а с дру­гой — совокупность предметов и произведений материальной и ду­ховной культуры, привлекаемых для педагогической работы (нагляд­ные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искус­ства, технические приспособления, фильмы).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью со­держания, богатством и мобильностью организационных форм. Форма воспитания – это внешнее выражение взаимодействия воспитателя и воспитанника, регулируемое избранными методами и средствами воспитания. К разновидностям форм можно отнести кружок, олимпиаду, экскурсию, вечер, КТД, изостудию, школьный театр.

Классификация методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущ­ность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, суще­ственное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их исполь­зованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам, и их сочетание.

При классификации методов воспитания обнаруживается раз­нообразие подходов. Одни авторы в качестве воспитания выделя­ют убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И, Болды­рев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Другие предлагают раз­личать методы убеждения, организации деятельности учащихся и методы стимулирования поведения школьников (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). И.С. Марьенко разделил методы воспитания на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, приучения и упражнения, стимулирования, торможения и руко­водства самовоспитанием.

Ю.К. Бабанский, анализируя соотношение методов обучения и воспитания в контексте целостного педагогического процесса, пришел к выводу, что из самой его сущности вытекает представле­ние о методах педагогической деятельности как единстве методов обучения и воспитания. Положив в основу целостной классифика­ции методов особенности человеческой деятельности, Ю.К. Ба­банский объединил современные классификации методов обучения и воспитания в единую систему: методы формирования созна­ния личности (понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеа­лов и пр.), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования и моти­вации деятельности и поведения личности, методы контроля, самокон­троля и самооценки деятельности и поведения личности.

Методы воспитания предполагают предъявление требований, поощрение и порицание, создание общественного мнения. В то же время нельзя обойтись без обучения нормам общественного пове­дения, без разъяснения требований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве образователь­ную, воспитательную и развивающую функции, а его общее на­значение состоит в организации и стимулировании педагогичес­ки целесообразной деятельности детей.

Таким образом, система общих методов воспитания приобре­тает следующий вид:

· методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера),

· методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, ин­структаж, иллюстрации и демонстрации),

· методы стимулирования и мотивации деятельности и по­ведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание),

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспита­нии.

В реальных условиях педагогического процесса методы выс­тупают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значе­ние здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной ме­тод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаи­модействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет дви­жение образовательного процесса к намеченной цели.

Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспита­ния не может быть заранее объявлен эффективным или неэф­фективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Рассмотрим общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие.

· Цеди и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть методы ее достижения.

· Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержа­нием вообще, а с конкретным смыслом.

· Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же за­дачи решаются различными методами в зависимости от возраставоспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств.

· Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться при­менять такие методы, которые дают возможность каждой лич­ности развить свои способности, сберечь свою индивидуаль­ность, реализовать собственное «Я».

· Условия воспитания. Кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиеничес­ких, к ним относятся и отношения, складывающиеся в классе: кли­мат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

· Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательной процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Значение этих факторов незаметно до тех пока они находятся в пределах нормы. Но, как только, норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может
стать определяющим. Например, отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть.

· Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

 


Содержание воспитательной работы учителя начальных классов, ее планирование.

Проведение воспитательной работы не­мыслимо без знания возрастных и индивидуальных особеннос­тей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Изучение школьников учителем начальных классов проводит­ся с помощью различных методов. Важнейшими из них явля­ются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеуроч­ной работы, индивидуальные и групповые диагностические бе­седы, изучение результатов деятельности учащихся, посеще­ние их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок.

Изучение школьников – процесс непрерывный. Учитель не только обращает внимание на особенности по­ведения, характера и разнообразной деятельности своих воспи­танников, но и на те изменения, которые происходят в их раз­витии. С помощью указанных выше методов он определяет также ту динамику, кото­рой характеризуется уровень воспитанности школьников и прогнозирует дальнейшую коллективную и индивидуальную работу в классе.

Проводя воспитательную работу с учащимися, учителю начальных классов следует поддерживать тесные контакты с учителями, работающими в его классе, с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Одной из таких форм является посещение уроков, проводимых учителями в его классе. В процес­се посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познаватель­ную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их сти­мулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних за­даний и т.д.

Важной проблемой в работе учителя начальных классов с педагогами является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый предметник. Но учитель начальных классов, находясь в постоянных кон­тактах с учащимися, иногда может подсказать причины сни­жения качества знаний того или иного школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной сто­роной работы с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, предметных олимпиад, выставок учени­ческого творчества.

Наконец, сам учитель начальных классов нуждается в помощи своих коллег в организации внеурочной воспитательной работы. По его просьбе учителя проводят с учащимися беседы на науч­ные, нравственные и эстетические темы, участвуют в классных собраниях, в налаживании общественно полезной работы и т.д.

Главное в работе учителя начальных классов с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные ус­ловия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Большое место в работе с семьей занимает систематическое информирование родителей об успе­ваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью проводятся родитель­ские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются меро­приятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, класс­ный руководитель посещает родителей на дому или приглаша­ет их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся.

Обязанность учителей начальных классов – осуществлять пе­дагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития учащихся и дать практические сове­ты о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания.

Сложность и много­гранность воспитательной работы учителя начальных классов обу­словливают необходимость ее глубокого анализа и продуманно­го планирования.

При планировании воспитательной работы учитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприя­тия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;

б) поскольку воспитание осуществляется только в деятель­ности, план должен предусматривать включение школьников в познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;

г)  нужно, чтобы план содержал мероприятия, направлен­ные на согласованность воспитательных усилий классного ру­ководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования воспитательной работы? Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо, прежде всего, определить уровень воспитанности класса, его по­ложительные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Напри­мер, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увле­кательных внеклассных мероприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива. Повысилась общественная активность учащихся – необхо­димо расширять общественные мероприятия, углублять их со­держательность.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недоче­ты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ос­лабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предметом ведущей воспитательной за­дачи, решение которой также необходимо спланировать.

Второй этап планирования – разработка внеклассных меро­приятий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Третий этап – оформление плана воспитательной ра­боты. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно их расставить в той хронологи­ческой последовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что, за чем и когда нужно проводить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: