Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод

Составьте план или конспект текста темы из учебника.

Составление плана текста. План текста – это список, состоящий из основных мыслей текста, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание.

Для того чтобы составить качественный план, необходимо знать основные этапы составления плана:

1. Разделение содержания текста на смысловые части, выделение в каждой из них главной мысли.

2. Озаглавливание каждой части.

3. В каждой части выделение нескольких положений, развивающих главную мысль.

4. Проверка: не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

5. В случае необходимости внесение корректировок.

Составление конспекта. Цель составления конспекта – научить студентапоследовательно и четко излагать свои мысли, работая с текстом, обобщать его содержание. К основным этапам составления конспекта относятся следующие:

1. Изучение текста, выделение новых понятий, имен, дат;

2. Составление простого плана, формулировка основной мысли каждого пункта плана;

3. Краткая последовательная запись.

Заполните 3 колонку в таблице («дата»)

№ п/п Событие Дата
1 Открытие Московского университета  
2 Попытка введения «кондиций»  
3 Вступление русских войск в Берлин  
4 Манифест о вольности дворянской  
5 Эпоха дворцовых переворотов  
6 Царствование Петра III  
7 Царствование Петра II  
8 Царствование Иоанна VI Антоновича  
9 Царствование Елизаветы Петровны  
10 Царствование Екатерины I  
11 Царствование Анны Иоанновны  
12 Семилетняя война  

Работа с понятиями. Дайте определения понятиям.

  1. Секуляризация земли 2. Бироновщина –3. Фаворит 4. «Кондиции» 5. «Верховники»

4. Работа со схемой. Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII – первой половины XVIII вв.».

Персоны: Софья Алексеевна, Петр II, Наталья Нарышкина, Елизавета Петровна, Иван V, Евдокия Лопухина, Мария Милославская, Екатерина I, Анна Иоанновна, Алексей, Анна, Петр I, Анна Леопольдовна, Петр III; Федор Алексеевич, Екатерина II, Иван VI Антонович, Екатерина Иоанновна, Алексей Михайлович.

5. Напишите историческое сочинение по видному деятелю периода эпохи «Дворцовых переворотов».

Персоны: И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, Э.И. Бирон, А.Д. Меншиков, Екатерина I, Анна Ивановна, Елизавета Петровна, Петр II, С.Ф. Апраксин, П.С. Салтыков, Петр III.

6.  Подготовьте Фишбоун (развернутый смысловой план). Возможные темы для составления фишбоуна: «В правление Екатерины I проводилась политика продолжения дел Петра I», «В правление Анны Иоанновны проводилась политика продолжения дел Петра I», «Внутренняя политика Елизаветы Петровны соответствовала идеям «просвещенного абсолютизма», «Внешняя политика Елизаветы Петровны была неудачной», «Политика Петра III шла вразрез с интересами Российского государства и дворянства».

Подготовка Фишбоуна («рыбьего скелета»).

Варианты

На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им факты, аргументы.

На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им следствия.

На верхних косточках – отрицательное, на нижних – положительное.

На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.

Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод.

                                                 

Пример использования схемы Фишбоун на уроке истории «Поражение России в Крымской войне»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: