Глава 2. Особенности духвоно-нравственного воспитания

 

Система духовно-нравственного воспитания в школе включает в себя и учебную деятельность, внеучебную и внешкольную.

Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

 

С этой целью следует использовать различные способы развития мотивации:

 

· Организовать образовательный процесс с учетом практической значимости подаваемого материала (четкое структурирование; логичное, яркое, контрастное выступление; ритмичное чередование видов деятельности; опора на возрастные, индивидуальные потребности);

· Чередовать различные виды деятельности, опираясь на возрастные, индивидуальные потребности;

· Использовать нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использую разные средства искусства, игры, коллективные работы, другие;

· Проектные методы обучения, изобразительная деятельность, прикладное творчество, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал;

· Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и интересная, полная яркими событиями жизнь в классе;

· Предлагать детям проблемные ситуации. Очень помогает чувство юмора, создание ситуации успеха.

 

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Итак, мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, к ней готовясь, в детстве не живет.

 

Нужно помнить, что перед нами дети, ведущей деятельностью которых является игровая деятельность, которая способствует укреплению и развитию партнерских отношений в коллективе, улучшению психологического климата в классе.

 

Поэтому нужно с ребятами часто играть.

Урок литературного чтения учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

На уроках литературного чтения следует использовать следующие формы работы:

1. Подбирать в начале урока эпиграф, чтобы не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания.

 

2. Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.

Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

 

3. Рисование иллюстраций к прочитанному тексту, где ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему.

 

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Поэтому я считаю, что внимание школьников надо обращать и на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать
правильные выводы. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

 

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса школьника к изучению им окружающего мира, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

 

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние. Поэтому приобщение ребенка к труду, самообслуживанию как на уроке, так и вне урока является еще одной составляющей нравственного воспитания школьников.

 

Естественно, что нравственное воспитание детей зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к ученикам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

 

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

 


Внеурочная деятельность.

Планируя формирование основных культурных ценностей следует включить в свою работу проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

 

· семейные праздники;

· коллективные творческие дела;

· интерактивные квесты;

· интеллектуальные викторины;

· конкурсы;

· диспуты;

· ток-шоу.

 

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики.

 

Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

 

Семейное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье, и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой.

 

Для этого можно провести:

· семейные праздники;

· использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;

· приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях.

 

Также уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого организовать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использую нестандартные формы проведения родительских собраний.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла в той или иной духовно-нравственной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации духовно-нравственных ценностей на практике.

Сегодня проблема формирования у школьников духовно-нравственного воспитания при построении деятельности, общения, поведения, основ мировоззрения, становится особенно актуальной.

Деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: