Организация познавательной деятельности учащихся

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

ПО ПРОФИЛЮ –ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вид практики – Производственная практики (педагогическая) 1

ЗАДАНИЯ:

Психологический анализ урока(по Л.Т.Охитиной).

Психологический анализ урока аспект педагогического общения

(по А.Э.Штейнмецу).

Для выполнения заданий, пожалуйста, прочтитеприведенные рекомендации для выполнения заданий ДО КОНЦА! Проанализируйте их. Многие рекомендации помогут вам на этапе подготовки к анализу урока.  

 

 


Психологический анализ урока [i]

 

Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок - это логически законченный отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процес­са: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Эффективность урока во многом зави­сит от умения студента-практиканта или учителя анализировать свою деятельность, деятельность учащихся. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в ко­тором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

Кроме того, психологические компоненты находятся в единстве с дидактическими и методическими, и в структурных элементах урока, они проявляются совме­стно и одновременно. Поэтому студенты очень часто подменяют психологи­ческий анализ общедидактическим и методическим.

Среди многих психологических компонентов будущему учителю, пре­жде всего, важно видеть и управлять мобилизационным, познавательным и коммуникативным компонентами урока.

Анализ урока, таким образом, - это рефлексия, позволяющая оценить сильные и слабые стороны урока, опре­делить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивиду­ального стиля деятельности. Все это формирует у студента-практиканта аналитические способности, развивает интерес и оп­ределяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Уме­ние проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, ана­лизировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

В практике можно выделить три основных типа анализа урока: полный (комплексный), аспектный, краткий.

Полный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов, а также форм организации всех аспектов урока – содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.

Аспектный анализ предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны урока, применяется в тех же целях, что и полный анализ, и именуется дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным анализом.

Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его научно-теоретического и методического уровня. Он отражает только основные дидактические категории (достигнуты ли основные цели урока, решены ли познавательные задачи, выполнен ли план урока и др.). Вопросы, взятые для анализа, зависят, прежде всего, от цели и темы внутришкольного контроля, а также от индивидуальных особенностей учителя.

Одна из задач практики студентов в школе - приобретение умения вы­делять, анализировать и оценивать психологические компоненты процесса обучения школьников, а также работы учителя, а затем педагогически целесообразно исполь­зовать их в проводимом уроке.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С.Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т.д.).

В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.

В организацию урока Л.Т. Охитина включает:

1) самоорганизацию учителя: творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом;

2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: организацию восприятия и наблюдения, организацию внимания, тренировку памяти, формирование понятий, развитие мышления, воспитание воображения, формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной, – организованность самих учащихся:

1) уровень умственного развития учащихся;

2) отношение учащихся к учению;

3) самоорганизация умственного труда;

4) обучаемость.

Автор справедливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению. В общем плане проведения анализа урока автором выделяются следующие опорные пункты:

1. психологическая цель урока,

2. стиль урока, точнее, стиль деятельности педагога,

3. организация познавательной деятельности учащихся,

4. организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся.

По этим пунктам учитель может проводить полный или частичный анализ урока, т.е. анализ наиболее значимых для конкретной ситуации его частей.


Схема психологического анализа урока (по Л.Т.Охитиной)

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого- педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

Схема психологического анализа урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: