- дата проведения урока, школа, класс;
- фамилия, имя, отчество учителя (практиканта);
- учебный предмет;
- тема урока, его место в общей системе по разделу программы;
- тип и структура урока.
Цели и задачи урока
- правильность и обоснованность постановки цели и задач урока (образовательной, воспитательной, развивающей) с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей школьников;
- постановка и доведение целей и задач урока до учащихся, в какой мере учитывалось при этом развитие познавательных процессов учеников и их возрастные особенности;
- степень достижения целей урока;
-насколько отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной цели и соответствуют возрастным особенностям учащихся;
- воспитательная направленность урока.
3. Структура урока
- соответствие структуры урока его целям;
|
|
- логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;
- целесообразность распределения времени урока между структурными частями урока;
- наличие плана урока и организация его выполнения учителем;
- рациональность выбора типа урока;
Методика проведения урока
- обоснованность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям и задачам урока;
- соответствие методов специфике учебного предмета;
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения с точки зрения особенностей восприятия;
- использование интерактивных методов на уроке (дискуссионные, игровые, тренинговые, смешанные); целесообразность их применения на данном уроке;
- индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся;
- объективность оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер;
- осуществление межпредметных связей;
- эмоциональность подачи материала;
-организация самостоятельной учебной работы учащихся;
-организация групповой работы школьников на уроке.
5. Соблюдение принципов обучения
- соблюдение основных принципов дидактики (наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности, последовательности, научности, связи теории с практикой и др.);
- соблюдение принципов развивающего обучения:
а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;
б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя,
учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;
|
|
г) кто – учитель или ученик - ставит проблему, кто формирует ее, кто решает;
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и самоконтроля учеников.
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, уста-
новки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и
т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);
ж) педагогический такт учителя;
з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу
радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие на-
строения);
-оборудование урока.
6.Самоорганизация учителя
-подготовленность к уроку (владение содержанием и струк-
турными компонентами урока, степень осознания психологической цели и
внутренней готовности к ее осуществлению);
-рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществле-
ния (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока,
энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптими-
стический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая наход-
чивость и др.)
Анализ содержания урока
- соответствие содержания урока требованиям государственных программ;
- полнота, достоверность, доступность изложения;
- научный уровень излагаемого материала;
- полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения;
- степень усвоения нового материала (эффективность);
- связь нового материала с ранее изученным, повторение (организация, формы, приемы, объем);
- организация самостоятельной работы учащихся, виды самостоятельных работ;
- характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса;
- инструктаж и помощь учителя;
- реализация развивающих возможностей урока для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, связь с жизнью.
-