Анализ основных идей произведения

       Все литературное творчество Луция Аннея Сенеки самым тесным образом связано с его философией. И лучшее из его произведений — «Письма к Луцилию» — служит тому убедительным примером. В этих письмах Сенека выступил одновременно и как крупный мыслитель, и как блестящий стилист и художник, представивший интересный и весьма оригинальный образец римской эпистолографии I в. н. э.

       «Письма к Луцилию» — это небольшие философско-литературные этюды на различные этические темы, созвучные времени и так или иначе отвечающие настроениям и устремлениям самого философа. В них разрабатываются заимствованные у стоиков основные проблемы теории морали применительно к новым условиям, выдвинутым римской действительностью времени ранней империи. И если сами по себе моральные идеи, излагаемые Сенекой, не новы, все же они получили у него свое новое развитие и выражение в приложении к вопросам, касающимся практической нравственной жизни римлян.

       Философия Сенеки в письмах единообразна в том смысле, что ограничена одной ее областью — этикой. Иногда, впрочем, он вскользь говорит и о других частях философии. В письме 89, 9 он пишет Луцилию о подразделении философии на моральную, натуральную, рациональную, т. е. на этику, физику, логику, которыми он вовсе не отговаривает Луцилия заниматься, так как эти занятия обращаются в пользу для нравов (§ 18). «Ведь некоторые моральные вопросы, как тебе известно, переплетаются с логическими»,,— говорит Сенека (102, 4). Но все части философии как бы подчинены у Сенеки одной центральной, по его мнению, части — морали и имеют лишь вспомогательное значение. Это ясно выражено в заключительных частях большего числа писем, содержащих моральные выводы. Идея морального совершенствования превалирует над всеми другими идеями и, таким образом, создает впечатление некоторого однообразия мысли и методов ее изложения.

       Содержание писем, будь то рассказ, разговор о домашних делах или описание путешествия, почти всегда пропитано философским духом.

       Характерная черта Сенеки — не углубляться в рассмотрение какого-то одного вопроса, затронутого в письме; он не склонен к глубокой теоретической его разработке и потому его рассуждения не связаны с более широкими философскими обобщениями.

Раздел 3. Заключение.

Собственное отношение к автору и его философии.

    Жизнь Сенеки, полную взлетов и падений, определяющихся перипетиями столичной политики, трудно согласовать с образом философа-моралиста и со многими собственными его писаниями. Бесполезно рассуждать о том, что толкало Сенеку в гущу политики: честолюбие и корыстолюбие, в которых его часто обвиняли современники и потомки и которым он, по всей видимости, действительно не был чужд, либо доктринерское убеждение, что философ, став рядом с властителем, способен принести пользу людям. Живые черты облика Сенеки утрачены и невосстановимы. Но можно попытаться понять основное противоречие жизни Сенеки, исходя из исторической ситуации, из мироощущения философа, каким оно видится в его сочинениях, и из традиции того учения, к которому он примыкал.

       И если мы внимательно вглядимся в те положения, в которые ставила Сенеку история, и соотнесем с ними его сочинения, то легко будет убедиться одном: почти каждый трактат был ответом на очередной вопрос, заданный жизнью, - и ответ этот давался не столько другим, сколько самому себе. "Ты", к которому обращены "Нравственные письма к Луцилию", - это почти всегда и "я" автора. Между жизнью и философией протягиваются силовые линии и возникает напряжение, которым отличается философствованье Сенеки в лучших его работах. Там, где проблема пережита им, он уходит от бесконечного варьирования одной мысли, от скучного разбора всех возможных случаев, от примеров, избитых в сотнях риторических упражнений. Напряженная связь с жизнью была необходимым стимулом к подлинному творчеству для Сенеки.

       Одно из лучших произведений классической античной литературы. Автор книги - римский философ, писатель, государственный деятель. Родился в 4 г. до новой эры, покончил жизнь самоубийством по требованию императора Нерона, чьим наставником был в свое время, в 65 г. новой эры. " Нравственные письма к Луцилию " - итоговый труд Сенеки, своеобразная квинтэссенция его стоического мировоззрения. На первый взгляд, это хаотичный подбор обращений автора к своему адресату. На самом же деле это постепенное и все более углубленное изложение взглядов автора на окружающий мир, на место человека в нем. Сенека берет какие-то события, факты и на их основе формулирует правила поведения, создавая в конечном итоге завершенную этическую систему. Какие вопросы затрагивает Сенека? Необходимость самосовершенствования, признание ничтожности внешних благ, призыв следовать благим примерам, обязательность формирования правильного отношения к старости и смерти и самое главное - необходимость философского отношения к окружающей действительности. Читать книгу не очень легко. Требуется терпение и внимание. Но человек, прочитавший и прочувствовавший труд великого древнеримского философа, не потеряет время даром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: