Пути совершенствования операций учета движения основных средств

 

Сформулировать принцип учета основных средств достаточно просто: приобретенное имущество покупают, ставят на баланс и на его стоимость начисляют амортизацию, которая уменьшает налогооблагаемый доход организации. Однако на деле бухгалтеру приходится сталкиваться с множеством нюансов. Начиная с того, что относится ли вообще имущество к основным средствам, как правильно сформировать его первоначальную стоимость, и заканчивая такими тонкостями, как постоянные и временные разницы, возникающие при учете различных операций с основными средствами...

Самостоятельно разобраться во всем этом не всегда удается. К тому же задачу усложняют постоянные изменения в законодательстве, прямо или косвенно затрагивающие порядок учета основных средств.

Действительно, от того, как вы составите учетную политику, пропишете ли все существенные нюансы учета основных средств в различных производственных ситуациях, внесете ли корректные формулировки, зависит то, не переплатите ли вы в бюджет налоги. А также правильно ли будете использовать материальные ресурсы. Именно поэтому надо непременно внести в учетную политику положения, которые впоследствии помогут правильно отражать операции с имуществом и избежать финансовых убытков.

На практике встречаются ситуации, когда некоторые условия признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят объект к основному средству. Например, предприятием приобретено имущество, которое служит больше года и не подлежит перепродажи. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах.Только обосновав их "производственную необходимость" документально, можно включить данные объекты в состав основных средств.

    Как диктует бухгалтерское законодательство, каждое основное средство надо принимать к учету как отдельный инвентарный объект. Сложности возникают с основными средствами, работающими только комплексно. Примером могут служить компьютер, сканер и модем. Налоговые службы настаивают на том, что подобное оборудование может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Следовательно, такие предметы надо учитывать в составе единого инвентарного объекта.

    Но в то же время п.6 ПБУ 6/01 позволяет учитывать составные части одного объекта как самостоятельные инвентарные объекты, если они имеют разные сроки полезного использования. Так как все устройства имеют разные сроки полезного использования, учесть их как единый инвентарный объект нельзя. Следовательно, и монитор, и системный блок, и сканер, и принтер будут оприходованы как самостоятельные объекты основных средств. Поскольку стоимость монитора больше 10000р., по нему придется начислять амортизацию. А стоимость остального оборудования можно единовременно списать на затраты, как только его введут в эксплуатацию. Причем как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения [12, C.18].

Для целей бухгалтерского учета необходимо отметить в учетной политике организации выбранный способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств. В учетной политике ОП Барышские электрические сети ОАО «Ульяновскэнерго» сказано, что учет затрат на производство и реализацию продукции ведется с подразделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство» и косвенные, отраженные по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». Затраты на ремонт основных фондов включаются в себестоимость отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы.

Отдельно уделим внимание операциям по лизингу.

Если предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена - это сумма, которую он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей - собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Так вот, вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и т.д.).

Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления. А это невыгодно [19, C.54].

При выявлении обнаруженных бухгалтерских ошибок целесообразно составлять бухгалтерскую справку об исправительных проводках. В ней следует фиксировать факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и, кроме того, обосновать необходимость произведенных в учетных регистрах исправительных записей. Такая справка первичным документом не является.

Исправление ошибки не является хозяйственной операцией. Хозяйственной операцией признается факт хозяйственной деятельности, являющийся объектом учета. Само действие по отражению в учете фактов хозяйственной деятельности хозяйственной операцией не является. Соответственно, исправление ранее произведенных действий по отражению в учете фактов хозяйственной деятельности (исправление ошибки) не может считаться хозяйственной операцией.

Поэтому справка может быть составлена в любой форме, с любыми реквизитами, позволяющими бухгалтеру быстро сориентироваться: кем, когда и на каком основании была проведена данная исправительная проводка.

Рекомендуется прикладывать к бухгалтерской справке ксерокопии первичных документов, по которым были допущены (исправлены) ошибки, и соответствующие расчеты, чтобы в последующем не тратить время на подтверждение обоснованности исправительных проводок.

Способ исправления ошибки будет зависеть от периода обнаружения ошибки. Если ошибка допущена в прошлые отчетные периоды или дата ее совершения не установлена, исправление ошибки производится в отчетном месяце и отражается как прибыль или убыток по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году. Исправления производятся обычными бухгалтерскими записями с отнесением необходимой суммы на финансовый результат, если данная операция касается производственной деятельности организации.

Ошибки, допущенные в прошлых годах, рассматриваются как прибыль или убыток прошлых лет. Они подлежат обособленному отражению на счете 91 в составе внереализационных доходов (расходов) как прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, но относящаяся к операциям прошлых лет.

При составлении отчета о прибылях и убытках ошибки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются по строкам внереализационных доходов и расходов и затем приводятся в расшифровках отдельных прибылей и убытков по строке "Прибыль (убыток) прошлых лет".

    В 1997 г. профессиональными организациями была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, в которой определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности. Основными факторами, которыми была предопределена необходимость пересмотра схемы отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности организации, являются упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве; разработка и утверждение новых нормативных документов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, в том числе положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ), во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством РФ в 1998 г. В настоящее время проводится активная работа по дальнейшей гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.

 С введением гл.25 части второй Налогового Кодекса РФ был введен налоговый учет основных средств, который существенно отличается от бухгалтерского учета. В связи с этим, возникла необходимость ведения налоговых регистров, счетов и субсчетов налогового учета. Бухгалтерская программа «Парус» имеет возможность по начислению амортизации в целях налогообложения параллельно с бухгалтерским учетом. В карточках учета амортизационного имущества в целях налогообложения проставляется код налогового учета с отметкой «Н». Коды затрат в целях налогового учета могут совпадать с кодами затрат бухгалтерского учета. В налоговом учете хозяйственные операции отражаются без двойной записи, за исключением случаев, когда в проводке задействовано два счета налогового учета. Счета налогового учета вводятся только по тем операциям, которые оказывают или могут оказать влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль. С 01.01.2002 г введен в действие «Классификатор основных средств», который строго определил сроки службы объектов основных средств, распределив их по амортизационным группам.

Все вышеизложенное говорит о том, что государство заботится о совершенствовании налогового учета, упрощает систему налогообложения, уделяя внимание учету основных средств, подводя общую базу для налогообложения организации с различными формами собственности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: