Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
|
|
. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты: Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
. Уроки познавательного чтения.
. Уроки письменноречевой деятельности.
|
|
. Уроки родного языка.
. Уроки математических воображений.
. Уроки духовной жизни.
. Уроки постижения красоты.
. Уроки планирования и деятельности.
. Уроки смелости и выносливости.
. Уроки о природе.
. Уроки о мире наук.
. Уроки общения.
. Уроки иностранной речи.
. Уроки игры в шахматы.
. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.
ТЕСТ “ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ К СТИЛЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ”
Цель: выявление тенденций к стилям педагогического общения.
Оборудование: бланк с текстом методики, карандаш или ручка.
Ход методики: Испытуемому выдается бланк с текстом. Учителей просят подписать бланк. Им читают инструкцию и отвечают на возникающие у них вопросы. Время проведения не ограничено. После получения данных, их обрабатывают и на основе полученной информации делают выводы о ведущем стиле педагогического общения данного учителя.
Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом “+”, если можете с ними согласиться, и символом “-“, если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
Обработка: Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ теста
Модели общения | Да “+” | Нет “-“ |
Дикторская “Монблан” | 4, 6, 11, 15, 17, 23 | 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24 |
Неконтактная “Китайская стена” | 9, 1, 13, 14, 15 | 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21 |
Дифференцированное Внимание “Локатор” | 10, 14, 18, 20, 21 | 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 |
Гипорефлексивная “Тетерев” | 9,11, 15, 17, 23, 24 | 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22 |
Гиперрефлексивная “Гамлет” | 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22 | 2, 5, 6, 11, 13, 23 |
Негибкого реагирования “Робот” | 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 | ?, 8, 9, 11, 16, 21, 24 |
Авторитарная “Я - сам” | 5, 10, 14, 15, 18, 24 | 2, 8, 16, 21 |
Активного Взаимодействия “Союз” | 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 | 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23 |
Вывод: На основе полученной информации делается вывод о доминировании определенного стиля педагогического общения учителя.
Результаты опроса.
№п\п | Ф.И., класс | Стили педагогического общения | |
| |||
1 | АВ, 4 “Луч” | Авторитарный | Негибкого реагирования "Робот" |
2 | АТ, 4 “Фант” | Демократический | Активное взаимодействие "Союз" |
3 | НВ, 4 “Юниз” | Попустительский | Активное взаимодействие "Союз" |
Вывод: У классных руководителей данной параллели присутствуют все три стиля педагогического общения. Это зависит, от личностных показателей человека, от его педагогического мастерства и других не менее важных характеристик.
|
|
Соотнося результаты двух опросников, мы получили почти схожие данные. Наибольшее различие в стиле педагогического общения имеет учитель 4 “Луч” класса, а наиболее схожие результаты у учителей 4 “Фант” и 4 “Юниз” классов.
Заключение
Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию
Список литературы
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.- 2-ое изд.,испр. и доп.М., 1985.
. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.,1986. 3.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. 4.Андреева Г.М. «К проблематике психологии социального познания». Под ред. В.А. Ядова. М,2000г.
. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М., 1987.
. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987. 7.Красникова Е.А., Соснин В.А. Социальная психология PDF. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972..
. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986. 10.Сухов А.Н. Издатели: Academia, год выпуска 2011
|
|
. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981. 12. Соколова В.В. Культура речи и Культура общения. Москва «Просвещение» 1995г. 13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.,2000