Личностно-гуманная модель общения

 

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты: Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

. Уроки познавательного чтения.

. Уроки письменноречевой деятельности.

. Уроки родного языка.

. Уроки математических воображений.

. Уроки духовной жизни.

. Уроки постижения красоты.

. Уроки планирования и деятельности.

. Уроки смелости и выносливости.

. Уроки о природе.

. Уроки о мире наук.

. Уроки общения.

. Уроки иностранной речи.

. Уроки игры в шахматы.

. Уроки компьютерной грамотности. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.

Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.

. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления - непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

ТЕСТ “ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ К СТИЛЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ”

Цель: выявление тенденций к стилям педагогического общения.

Оборудование: бланк с текстом методики, карандаш или ручка.

Ход методики: Испытуемому выдается бланк с текстом. Учителей просят подписать бланк. Им читают инструкцию и отвечают на возникающие у них вопросы. Время проведения не ограничено. После получения данных, их обрабатывают и на основе полученной информации делают выводы о ведущем стиле педагогического общения данного учителя.

Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом “+”, если можете с ними согласиться, и символом “-“, если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Обработка: Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

 

Ключ теста

Модели общения Да “+” Нет “-“
Дикторская “Монблан” 4, 6, 11, 15, 17, 23 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24
Неконтактная “Китайская стена” 9, 1, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21
Дифференцированное Внимание “Локатор” 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23
Гипорефлексивная “Тетерев” 9,11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22
Гиперрефлексивная “Гамлет” 3, 12, 14, 18, 19, 20, 22 2, 5, 6, 11, 13, 23
Негибкого реагирования “Робот” 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 ?, 8, 9, 11, 16, 21, 24
Авторитарная “Я - сам” 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21
Активного Взаимодействия “Союз” 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23

 

Вывод: На основе полученной информации делается вывод о доминировании определенного стиля педагогического общения учителя.

Результаты опроса.

№п\п Ф.И., класс

Стили педагогического общения

   

 

1 АВ, 4 “Луч” Авторитарный Негибкого реагирования "Робот"
2 АТ, 4 “Фант” Демократический Активное взаимодействие "Союз"
3 НВ, 4 “Юниз” Попустительский Активное взаимодействие "Союз"

 

Вывод: У классных руководителей данной параллели присутствуют все три стиля педагогического общения. Это зависит, от личностных показателей человека, от его педагогического мастерства и других не менее важных характеристик.

Соотнося результаты двух опросников, мы получили почти схожие данные. Наибольшее различие в стиле педагогического общения имеет учитель 4 “Луч” класса, а наиболее схожие результаты у учителей 4 “Фант” и 4 “Юниз” классов.

 


 


Заключение

 

Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию

 


 


Список литературы

 

1. Азаров Ю. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.- 2-ое изд.,испр. и доп.М., 1985.

. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.,1986. 3.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. 4.Андреева Г.М. «К проблематике психологии социального познания». Под ред. В.А. Ядова. М,2000г.

. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. - М., 1987.

. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987. 7.Красникова Е.А., Соснин В.А. Социальная психология PDF. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004

. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972..

. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986. 10.Сухов А.Н. Издатели: Academia, год выпуска 2011

. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981. 12. Соколова В.В. Культура речи и Культура общения. Москва «Просвещение» 1995г. 13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.,2000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: