· Органы законодательной власти представлены общегосударственными парламентами (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также надпарламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий. Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. К парламентам примыкают некоторые другие органы, не входящие в понятие парламента (аппарат, обслуживающий палаты парламента и их постоянные комиссии, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т.д.).
· Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.) он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возвозглавляет правительство (премьер-министр). В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.
· Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это сами судьи и обслуживающие суды, технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и т.д.), в других — так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали.
Формы государственного режима
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма — и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства — и тоталитаризм, и правовая демократия.
Вопрос
Понятие и сущность права, принципы и функции
Право – это мера проведений установления охраняемом государством, без него не может существовать общество.
1) Источник формы права – это способы укрепления правовых норм. Первый источник права – это правовой обычай.
2) Юридический прецедент (судебная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое придает обязательный характер, решается по аналогии.
3) Нормативно – правовой акт (НПА): Делится на законы и под.законы.
Законы:
Фед.закон
Фед. Конституционный закон
Фед. Закон субъектов РФ
Подзаконы:
Указ призедента
Постановление
4) Религиозные нормы – на основе священных текстов, пример «Коран».
5) Социальные нормы — это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции:
служат образцами, эталонами поведения;
регулируют общий ход социализации;
интегрируют, включают индивидов в социальные общности;
контролируют отклоняющееся поведение.
Принципы и функции права.
К числу общих принципов относятся:
· приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;
· социальной справедливости;
· законности;
· юридическое равенство граждан перед законом и судом;
· гуманизм;
· демократизм;
· единство прав и обязанностей;
· ответственности за вину:
· сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.
Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п.
Функции права – это основные направления его воздействия на общественное отношение и поведение людей.
Функции: регулятивная и охранительная.
Вопрос
Нормы права и их структура
Норма права – это исходная норма законодательства. Норма права состоит из 3 частей:
1 Начало статьи (Гипотеза – это элемент правовой нормы, указывает при каких условиях следует руководится(введение нормы))
2 Диспазиция (Начинка – указывает поведение участника)
3 Санкция (Концовка – меры и гос.взыскания).
Способы изложения правовых норм НПА:
1 Прямой способ
2 Отсылычной – отсылает нас к другой стать, чтобы понять
3 Бланкетный – устанавливает ответственность за нарушение определенных правил, следует обратиться к другому НПА.
Вопрос
НПА и их систематизация
Это проведение нормативно правовых актов в порядок:
1 Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового свободного НПА, которое осуществляется путем глубокой и все сторонний переработки, действующий законодательством и внесение в него измений.
2 Инкорпарация – это способ объедение в сборнике или собрании действующих НПА, определенном порядке без изменения содержания.
3 Консолидация – происходит объедение нескольких НПА, действующих в одной и тоже области в единый НПА без изменений содержания.
4 Журнальный и карточный учет
Вопрос