Еволюція поглядів підприємців.
1. Конец 19 – начало 20-го века (30-е годы). Эпоха массового производства. Рынки были открыты и не существовало монополии разделения рынков. Маркетинг еще не был востребован, существовал как приложение. Задачей маркетинга в то время было: прием заказов и доставка товаров.
2. Середина 30-х годов и до II мировой войны. Эпоха сбыта. Из-за насыщения спроса и первого раздела рынка появляется учение о сбыте. В центр внимания выходит сам товар. Функции маркетинга – как и прежде доставка товаров и предоставление услуг, а также реклама и подготовка торгового персонала. Суть маркетинга – управление движением товара от производителя до потребителя.
3. Конец 40-х годов – 70-е годы. Эпоха маркетинга. Формируется рынок потребителей и маркетинг рассматривается как научная основа в принятии решений.
4. 80-е – 90-е годы. Этап учения о маркетинге как функции и инструментарии предпринимательства. Этот этап характерен возникновением маркетингового менеджмента. Разрабатывается теория управления маркетингом.
|
|
5. С 1995 года. Эпоха современного маркетинга. Доминирование теории маркетинга взаимодействия. Маркетинг рассматривается как сложное социально-экономическое явление, включающее 4 фактора деятельности:
· маркетинг как концепция управления;
· маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе;
· маркетинг как поиск решений;
· маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности.
6 концепций:
1. Концепция совершенствования производства – производственная концепция. Соответствует 1-му этапу развития маркетинга как науки. Суть: потребители предпочитают ту продукцию, цена которой наиболее благоприятна. Задача маркетинга – совершенствование производства, уменьшения себестоимости и цены. Девиз: «Произвожу то, что могу». Инструментарий: повышение производительности труда и снижение себестоимости. Цель увеличение продаж, совершенствование производства и максимизация прибыли.
2. Концепция совершенствования товара. Суть: потребители предпочитают качественную продукцию. Задача: совершенствование продукции. Ведущая идея: качество товаров. Основной инструментарий: товарная политика. Цель: совершенствование потребительских свойств товара.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель покупает лишь тогда, когда его побуждают к этому значительными мероприятиями, поощряя при этом продажу и сбыт. Основная идея: развитие сбытовой сети и каналов сбыта. Инструментарий: сбытовая политика. Цель: интенсификация сбыта товара за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товара.
|
|
4) Концепция традиционного маркетинга Прежде всего – нужды и запросы потребителей. Залог успеха деятельности: предложение товара, который более подходит покупателю, чем товар конкурентов. Средства достижения цели: комплекс маркетинга. Цель: получение прибыли за счет удовлетворения потребности покупателя.
5) Концепция социально-этичного маркетинга. Предприятия должны учитывать долгосрочный общественный спрос путем балансирования трех факторов: благосостояние людей и общества, удовлетворение потребителей или покупателей, прибыль общества. Главная идея: производить то, что нужно потребителям с учетом требований общества. Цель: удовлетворение нужд потребителей при условии сохранения человеческих, материальных, энергетических, экологических и других ресурсов, охрана окружающей среды.
6) Концепция «маркетинг взаимодействия». Основная идея: произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу. Инструментарий: методы координации сетевого анализа и комплекс маркетинга «микс». Цель: удовлетворение потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.
2. Система чинників маркетингу.
С точки зрения влияния факторов на фирму различают:
1) микросреду, когда факторы влияют непосредственно;
2) макросреду, когда факторы влияют опосредованно.
Факторы микро и макросреды в совокупности называются внешними факторами.
С точки зрения влияния фирмы на факторы различают:
1) неруководимые факторы – факторы на которые фирма непосредственно не может повлиять;
2) руководимые (или внутренние) факторы – это факторы, которые формируются фирмой и которой она оперирует в своей деятельности.
3) промежуточные (полуруководимые) факторы – факторы, на которые фирма влияет частично.
Факторы | |||
неруководимые факторы | Экономические | Макросреда | Внешние факторы (экзогенные) |
Демографические | |||
Социальные | |||
Природные | |||
Политические | |||
Культурные | |||
Конкуренты | Микросреда | ||
Контактные аудитории | |||
промежуточные факторы (полуруководимые) | Поставщики | ||
Банки | |||
Посредники | |||
Потребители | |||
Страховые организации | |||
Персонал | |||
руководимые факторы | Стратегия маркетинга | Внутренние факторы (эндо-генные) | |
Выбор целевых рынков | |||
вид маркетинга | |||
Комплекс маркетинга | |||
Организация службы маркетинга |
Моделювання поведінки споживачів.
Поведение потребителей объясняется исходя из 2-х теорий.
1) Теория мотивации. Преставители: Зигмунд Фрейд и Авраам Маслоу. На основе «пирамиды Маслоу» (потреби: Самовираження; Поваги; Соціальні; Безпеки; Фізіологічні) было разработано большое количество матриц потребностей.
Критерий оценки: если товар набрал меньше 5 баллов, то выпускать этот товар будет большим риском. Если товар набрал от 6 до 10 баллов, то можно сказать, что этот бизнес реален для данного рынка. От 10 баллов – потребность в этом товаре достаточно развита и бизнес будет успешный.
2) Экономическая теория и теория рационального потребления.
Кроме того на поведение потребителей имеет влияние ряд факторов.
1. культурные
культура - совокупность основных ценностей, моделей восприятия, потребностей и стереотипов поведения. Маркетологи стремятся выявлять культурные сдвиги (здоровье, отдых), чтобы узнать, какие новые товары хотели бы приобрести потребители.
Субкультура – группы людей (объединённых по нац., религиозным, расовым признакам или проживающих в одном географич. регионе), придерживающихся определённой системы ценностей на их общем жизненном опыте и положении в обществе.
Общественный класс – стабильные и упорядоченные группы общества, члены которых имеют приблизительно одинаковые интересы, поведение и систему ценностей. Принадлежность определяется сочетанием рода занятий, дохода, образования и т.д.
|
|
2. Социальные факторы:
Референтные группы – прямые или косвенные объекты для сравнения. (Mary Kay)
Группа, влияющая на выбор торговой марки | |||
Группа, влияющая на выбор товара | сильное | слабое | |
сильное | Общественные предметы роскоши (клубы для гольфа, яхты, курорты) | Индивидуальные предметы первой необходимости (кровати, холодильники) | |
слабое | Общ. предметы первой необходимости (часы, одежда) | Инд. предметы роскоши (компьютерные игры) |
Семья – в значительной мере может повлиять на покуп. поведение человека.
Роли и статусы Менеджер покупает одежду, которая отражает его роль и статус.
3. Личные факторы:
Возраст и этап жизненного цикла. Меняясь с возрастом, люди меняют товары и услуги.
Род занятий оказывает влияние на выбор товаров и услуг. (Рабочие покупают больше рабочей одежды, служащие – больше костюмов и галстуков)