Теоретические основы выбора электродвигателя

ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

 

Методические указания к практическому занятию

по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»

для студентов направлений 151900.62, 190600.62, 241000.62,

по дисциплине «Основы проектирования»

для студентов направления 150700.62,

по дисциплине «Прикладная механика»

для студентов специальности 130400.65

всех форм обучения

 

Составитель О. В. Любимов

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 4 от 27.11.2013

 

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

направления 151900.62

Протокол № 2 от 13.01.2014

 

Электронная копия находится

в библиотеке КузГТУ

 

Кемерово 2014

Цель занятия. Общие положения

 

Цель практического занятия – освоение методики выбора электродвигателя, являющегося основным источником движения приводов общего назначения.

Работа рассчитана на 2 часа.

Современная машина имеет, как известно, рабочие органы и их привод. Конструкция и вид рабочих органов определяются целевым назначением машины. Структурная схема машины включает двигатель какого-либо определенного типа и одну или несколько связанных между собой передач. Последние служат для передачи энергии двигателя к рабочему органу и могут быть механическими, электрическими, гидравлическими, пневматическими и комбинированными.

В современной технике у подавляющего числа машин движение рабочих органов является вращательным. К таковым относятся транспортные машины, разнообразное основное и вспомогательное оборудование, средства механизации различных работ и т.п. Приводы большинства этих машин допускают применение стандартных двигателей и типовых механических передач, т.е. это – приводы общего назначения.

Рациональное проектирование приводов общего назначения должно способствовать повышению их КПД и надежности.

Тип двигателя выбирается с учетом:

1) назначения машины;

2) наличия того или иного источника энергии;

3) величины потребной мощности;

4) ограничений по массе, габаритным размерам и условиям работы привода;

5) режима работы привода.

Наличие электроэнергии предопределяет выбор электропривода как наиболее простого и надежного [1, 2].

Кинематический расчет привода позволяет определить:

1) передаточное отношение привода при выбранном двигателе и его разбивку по ступеням;

2) частоты вращения валов привода, мин–1;

3) мощности на валах привода, кВт;

4) вращающие моменты на валах редуктора, Н∙м.

Теоретические основы выбора электродвигателя

 

Выбор электродвигателя из стандартного ряда осуществляется по мощности и частоте вращения.

Ориентировочная мощность электродвигателя

, кВт,                            (1)

где  – мощность на приводном валу, кВт;  – общий КПД привода.

Значение мощности на приводном валу  известно из технического задания на проектирование привода или определяется:

,                                   (2)

где  – тяговое усилие на рабочем органе, Н;  – скорость рабочего органа, м/с.

Величина общего КПД  определяется по формуле

,                                 (3)

где  - КПД отдельных звеньев кинематической цепи [1], ориентировочные значения которых приведены в табл. 1.

Таблица 1

Тип передачи h
Зубчатая (с опорами, закрытая):  
- цилиндрическая 0,96...0,98
- коническая 0,95...0,97
Планетарная (закрытая):  
- одноступенчатая 0,9...0,95
- двухступенчатая 0,85...0,9
Червячная (закрытая) при передаточном числе:  
- св. 30 0,7...0,8
- св. 14 до 30 0,75...0,85
- св. 8 до 14 0,8...0,9
Ременная (все типы) 0,94...0,96
Цепная 0,92...0,95
Муфта соединительная 0,98
Подшипники качения (одна пара) 0,99

Принимаемая паспортная мощность двигателя и его габариты, оказывающие влияние на общие габариты привода, будут меньше, если вести выбор по эквивалентной мощности, учитывающей переменный режим работы привода:

, кВт,                        (4)

где  – мощность двигателя при i -м режиме работы, кВт;  – время действия i -го режима работы, ч; t – общее время работы привода, ч.

Ориентировочная частота вращения электродвигателя

, мин-1,                       (5)

где  – частота вращения приводного вала, мин-1;  – ориентировочное общее передаточное отношение привода.

Значение частоты вращения на приводном валу  известно из технического задания на проектирование привода или определяется:

а) для привода ленточного конвейера

, мин-1,                  (6)

где  – диаметр тягового барабана, мм;

б) для привода цепного конвейера

, мин-1,                 (7)

где z – число зубьев тяговой звездочки; t – шаг тяговой звездочки, мм.

Величина ориентировочного общего передаточного отношения определяется по формуле

,                                (8)

где  - передаточные отношения механических передач, входящих в кинематическую цепь привода [1], рекомендуемые значения которых приведены в табл. 2.

Таблица 2

Вид передачи Твердость зубьев

Значение передаточных

отношений

   
Зубчатая цилиндрическая:      
- тихоходная ступень во £ HB 350 2,5...5 6,3
всех редукторах ( Т) HRC 40...56 2,5...5 6,3
  HRC 56...63 2...4 5,6
- быстроходная ступень в £ HB 350 3,15...5 8
редукторах с развернутой HRC 40...56 3,15...5 7,1
схемой ( Б) HRC 56...63 2,5...4 6,3
- быстроходная ступень в £ HB 350 4...6,3 10
соосном редукторе ( Б) HRC 40...56 4...6,3 9
  HRC 56...63 3,15...5 8
Коробка передач Любая 1...2,5 3,15
Зубчатая коническая £ HB 350 ³ HRC 40 1...4 1...4 6,3 5
Червячная 16...50 80
Цепная 1,5...4 10
Ременная 2...4 8

По полученным значениям осуществляется выбор электродвигателя из стандартного ряда таким образом, чтобы его паспортная мощность  несколько превышала ориентировочную , а паспортная частота вращения  как можно меньше отличалась от ориентировочной .

Допускается перегрузка двигателя до 5...8 % при постоянном режиме работы и до 10...12 % при переменном режиме [2].

При выборе  предпочтение отдается двигателям с большей паспортной (асинхронной) частотой вращения – из габаритных соображений.

В качестве примера стандартного ряда в табл. 3 приведены паспортные данные трехфазных асинхронных короткозамкнутых двигателей серии АИР ТУ 16-525.564-84 [1]; в прил. А – эскизы основных исполнений электродвигателей этой серии. В аналогичный стандартный ряд организованы двигатели серии 4А ГОСТ 19523-74 [2].

Таблица 3

,

кВт

Синхронная частота, мин-1

3000

1500

Тип

, мин–1

Тип , мин–1
0,25  

 

   
0,37  

 

   
0,55  

 

71A4 1390
0,75 71A2

2840

71B4 1390
1,1 71B2

2810

80A4 1420
1,5 80A2

2850

80B4 1415
2,2 80B2

2850

90L4 1425
3 90L2

2840

100S4 1435
4 100S2

2880

100L4 1430
5,5 100L2

2880

112M4 1445
7,5 112M2

2900

132S4 1455
11 132M2

2900

132M4 1460
15 160S2

2940

160S4 1465
18,5 160M2

2940

160M4 1465
22 180S2

2945

180S4 1470
30 180M2

2945

180M4 1470

,

кВт

Синхронная частота, мин-1

1000

750

Тип , мин–1

Тип

, мин–1
0,25    

71B8

680
0,37 71A6 910

80A8

675
0,55 71B6 900

80B8

700
0,75 80A6 915

90LA8

700
1,1 80B6 920

90LB8

700
1,5 90L6 935

100L8

700
2,2 100L6 950

112MA8

700
3 112MA6 955

112MB8

700
4 112MB6 950

132S8

720
5,5 132S6 965

132M8

720
7,5 132M6 970

160S8

730
11 160S6 975

160M8

730
15 160M6 975

180M8

730
18,5 180M6 975

 

 
22    

 

 
30    

 

 
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: