Задание 4. Справочный материал

 

1. Закономерность формирования действия

«Успех формирования умственного действия зависит от сформированности операций из его состава» (А.И. Раев).

2. Операционные составы познавательных логических универсальных учебных действий

Трудности формирования УУД у школьников

 

Существуют объективные и субъективные трудности в формировании универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале.

Опишем их подробнее. Универсальные учебные действия – это действия, которые формируются и выполняются на разном предметном материале. Универсальное учебное действие анализ, например, выполняется и в процессе разбора слова по составу, и при анализе текста, и при решении уравнений. Во всех названных случаях осуществляется разделение целого на части, выделение отдельных характеристик анализируемого объекта: деление слова – выделение приставки, корня, суффикса, окончания, основы; деление текста на смысловые части – выделение основной идеи всего текста, абзаца и т.п., выделение известных и неизвестного в уравнении. В то же время универсальные учебные действия не могут выполняться сами по себе, отдельно от своего содержания. Они проявляются в единстве с предметными действиями. В литературе известна закономерность «Интеллектуальные умения в обучении выполняют функцию средства и остаются незаметными». В этом и состоит трудность формирования универсальных учебных действий, поскольку практика показывает, что акцентируя внимание на формировании предметных действий, учителя оставляют «за кадром» универсальные действия. Включить универсальные учебные действия в учебный процесс как объекты изучения учащимися возможно только лишь при соответствующей организации их деятельности.

Вторая трудность заключается в том, что далеко не все учителя представляют, какие универсальные действия формируются у школьников при выполнении того или иного задания, не знают закономерностей формирования УУД, их состава и структуры. Все это приводит к стихийности в формировании УУД и, соответственно, к снижению вероятности достижения цели обучения.

Еще одна трудность нам видится в том, что пока еще в методической литературе очень слабо прослеживается обоснованность предлагаемых методических средств с психологических позиций, в том числе и с позиций теории деятельности. Мы не встретили в методической литературе ни одной технологии обучения, подробно охарактеризованной не только в процессуально-описательном, но и в научном аспектах. Отсюда существенное снижение эффективности реализации технологий обучения в несколько измененных условиях.

Процесс усвоения знаний и умений с одной стороны, индивидуален, специфичен для каждого ученика, с другой стороны, является объективным, имеющим общие характеристики для одинаковых по возрасту учащихся. Общность механизма усвоения (интериоризации) знаний и умений позволила психологам (Л.С. Выготскому, П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной, А.И. Раев и др.) выявить его закономерности. Напомним, что закономерность – это необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира.

Учет закономерностей процесса усвоения знаний и умений в обучении существенно повышает качество обучения без дополнительных затрат как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Действительно, если прочная и устойчивая связь между какими-либо психологическими явлениями существует, то достаточно создать условия для появления одного из событий и тогда событие-следствие обязательно произойдет. Другими словами, если учитель знает о прочной и устойчивой взаимосвязи некоторых психологических явлений и их следствий и с помощью набора методических средств на уроке вызывает появление одного события, то существует большая вероятность, что будет достигнут ожидаемый результат. В психологии взаимосвязанными явлениями могут выступать виды организованной учебной деятельности и качество усвоения способов действий и понятий; степень активности учеников в процессе учения и степень продвижения их вперед в своем развитии и т.п. 

Учитель не может влиять на существующие закономерности, изменять их, поскольку они существуют объективно и проявляются вне зависимости от нашей воли.

Приведем пример из жизни. Многие хозяйки умеют готовить вкусный борщ, хотя каждая готовит его немного по-своему. В то же время все хозяйки соблюдают некоторые общие правила: сначала долго варят  мясной бульон (мясо желательно взять с косточкой), а капусту, например, кладут в борщ только перед тем, как борщ почти доварился. Несоблюдение этих правил влечет за собой снижение вкусовых качеств борща. Откуда эти правила взялись? Они основаны на объективно существующих зависимостях (закономерностях): мясо варится медленно, а капуста быстро, значит, мясо нужно варить дольше, чем капусту; кость содержит костный мозг, в котором больше активных веществ и большее содержание жира, а мясо меньше, поэтому бульон из мяса на кости будет более насыщенным. Учет этих и других закономерностей позволяет получить запланированный результат (вкусный борщ). Этот пример прост, но дает возможность понять, что знание закономерностей процессов (в том числе и психологических) делает результат этих процессов предсказуемым и достигаемым.

 Таким образом, для успешного формирования УУД у обучающихся учителю необходимо знать о самих УУД, их структуре, психологических закономерностях формирования, способах педагогического управления деятельностью учащихся в процессе овладения УУД и в соответствии с этими теоретическими положениями подбирать методические средства и предметное содержание, наиболее благоприятное для формирования того или иного УУД.

 

Состав познавательных УУД

 

В литературе известна психологическая закономерность: «Успех формирования действия зависит от сформированности операций из его состава».

 Поэтому учителю для проектирования учебных задач с целью формирования УУД необходимо знать операционные составы формируемых действий и подбирать задания и системы вопросов к ним так, чтобы обучающиеся, отвечая на вопросы, выполнял операции, входящие в состав УУД.

Анализ и синтез

Анализ – это действие, которое заключается в расчленении предмета на части, выделении отдельных характеристик изучаемого объекта.

Проанализировать объект, явление, событие – значит разложить его на единицы, части, элементы, выделить его отдельные признаки, выявить принцип построения целого.

Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, достраивание и восполнение его недостающих компонентов. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез тесно связаны между собой.

Анализ и синтез – это операции, которые являются «кирпичиками» для построения других действий. Операционный состав этих действий обычно не выделяется.

Анализ и синтез имеют разные виды:

− в зависимости от объекта (материального или идеального) анализ и синтез бывает предметным или мысленным;

− в зависимости от того, сколько признаков выделяется, анализ может быть односторонним, разносторонним или всесторонним;

− в зависимости от того, какие признаки выделяются, анализ бывает существенным или несущественным.

Для понимания сути логических универсальных действий необходимо знать, что такое общие и отличительные, существенные и несущественные свойства, признаки предметов.

Окружающие человека предметы (вещи, объекты, явления) имеют разнообразные признаки и находятся в различных отношениях. При всем многообразии своих конкретных признаков и отношений предметы могут быть чем-либо похожи или отличаются друг от друга. Признаки, которые одинаковы у всех рассматриваемых предметов, это общие признаки. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, – отличительныепризнаки.

Кроме того, в предметах можно выделить признаки, которые в одних условиях ему принадлежат, в других – не принадлежат. При этом данный предмет не перестает существовать как таковой. Другими словами: если изменить такой признак, предмет будет относиться по-прежнему к тому же классу. Например, автомобиль остается автомобилем независимо от того, в какой цвет покрашен его кузов. Но в предмете можно выделить и такие признаки, которые обязательно принадлежат ему при любых условиях. Без них данный предмет не существует, при их изменении он становится другим.

Первые признаки – второстепенные, несущественные; вторые – основные, существенные.

Существенные признаки являются неотъемлемыми (неотделимыми) от определенного круга предметов. Они однозначно отличают эти предметы от каких-либо других предметов. Существенные - это признаки постоянные, устойчивые, сохраняющиеся у данной группы предметов при изменении несущественных.

Всякий существенный признак является вместе с тем и общим для данной группы предметов. Но не всякий общий признак является существенным. Общие признаки бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.

Сравнение

Сравнение – сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства или различия между ними (или того и другого вместе).

Сравнить – это значит найти, выявить, чем похожи и чем отличаются данные предметы.

Сравнение должно осуществляться в отношении однородных предметов.

Основания для сравнения – такие признаки (свойства, качества, особенности), по которым предметы могут быть сопоставлены (эти признаки соответствуют друг другу). Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны основания для сравнения.

Сравнение обычно производится по существенным признакам. Его необходимо проводить последовательно, сохраняя от начала до конца основание, выбранное для сравнения.

А.И. Раев выделяет в составе сравнения такие операции:

а) определение возможных линий сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками;

б) установление общих признаков по каждой из намеченных ли­ний               

сравнения;

в) установление особенных признаков по каждой из намеченных линий сравнений;

г) определение степени существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения;

д) соотнесение полученных данных по всем линиям;

е) формулировка вывода о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.

 


Операционный состав сравнения по его видам показано в схеме 1. 

                                                                                                                 

 

 
Нет неполное

 

 


Схема 1 - Операционный состав сравнения

 

Обобщение и абстрагирование

Обобщение - нахождение существенно общего в заданных предметах или явлениях. Этим общим могут быть их признаки или части, отдельные элементы. Выделение некоторого признака как общего и существенного включает его отчленение от других признаков.

Специальное отчленение, общего существенного и его противопоставление частному несущественному составляет содержание абстрагирования.Абстрагирование и обобщение осуществляются в тесной связи.

В зависимости от того, какая операция является основной, обобщение делится на эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое обобщение имеет следующий операционный состав:

1. Постановка цели действия.

2. Сравнение объектов с целью нахождения общих признаков.

3. Объединение объектов в группу по общим признакам.

4. Отвлечение от отличительных признаков объектов в группе.

5. Фиксирование общего в выводе.

6. Распространение общего вывода на все похожие объекты

Теоретическое обобщение   осуществляется путём анализа данного объекта, направленного на выявление всеобщего свойства, отношения, присущего всем предметам данной совокупности.

Операционный состав теоретического обобщения.

1.Постановка цели действия.

2. Анализ объекта с целью выделения существенного отношения.

3. Абстрагирование от несущественного.

4. Построение модели существенного отношения.

5. Формулирование вывода.

Классификация – это распределение предметов и явлений по классам и подклассам в зависимости от сходства и различия их друг с другом.

Основное назначение классификации заключается в систематизации, упорядочении предметов (понятий) некоторой области знаний, установлении закономерных связей между ними. Важнейшей ее задачей является построение схемы, фиксирующей систему предметов (понятий). По месту, занимаемому предметом в этой схеме, можно определить его свойства (и, может быть, предсказать свойства тех объектов, которые еще не найдены, но о существовании которых можно предполагать исходя из классификации).

Чтобы классификация выполняла эти задачи, необходимо в качестве основания классификационного деления предметов брать существенные и наиболее важные признаки.

При осуществлении классификации необходимо следовать определенным правилам деления предметов на классы:

ü Классы предметов должны исключать друг друга, каждый предмет может входить только в один класс.

ü При одном и том же разделении на классы нужно пользоваться одним основанием деления.

Любые предметы можно разделить по разным основаниям, но в каждом отдельном случае деления предметов должен выдерживаться один признак в качестве основания деления.

Выбор того или иного основания в каждом делении определяется целями, которые ставятся в процессе изучения предметов.

ü Деление на классы должно быть соразмерным, т.е. сумма предметов, входящих во все классы, должна равняться исходному множеству предметов.

Операционный состав действия классификации.

1. Выделить предметы (объекты, явления, процессы и т.д.), подлежащие классификации.

1. На основе анализа и сравнения установить общие и отличительные признаки изучаемых предметов.

2. Выбрать основание классификации (один или несколько существенных признаков), по которому она будет проводиться.

3. Разделить по этому основанию предметы на классы и подклассы. Объединить нужные предметы, отделив их от других, в характеристику которых не входит признак-основание классификации.

4. Проверить получившееся разбиение на классы:

ü Выбранное основание классификации (на уровне класса и подклассов) сохранено от начала до конца. (Каждый класс предметов получен по заданному основанию.)

ü Классы не содержат одни и те же элементы. (Каждый предмет относится только к одному классу.)

ü Все классы вместе составляют исходное множество предметов.

5. Назвать каждый класс предметов и построить иерархическую классификационную схему (в форме описания, таблицы, диаграммы и т.д.).

При изучении каждого учебного предмета данные логические универсальные действия конкретизируются и специализируются. Например, на уроках русского языка проводится фонетический анализ слова, на уроках истории - анализ исторического документа, на уроках математики – анализ доказательства теоремы или текстовой задачи. Вам приходилось сравнивать исторические документы, формы рельефа или геометрические фигуры; классифицировать музыкальные произведения или элементарные частицы по массе, обобщать уравнения (выделять те, которые имеют общий способ решения), ветры или приемы вытачивания на станке цилиндрических деталей, изготовленных из разных материалов.

Моделирование. В действии моделирования можно выделить следующий операционный состав:

Анализ ситуации. Выполняя эту операцию, ученики выделяют те свойства или отношения изучаемого объекта, которые затем будут использоваться при построении модели.

Кодирование выделенных свойств. Здесь каждому выделенному свойству присваивается свой символ, который может быть либо знаком (знаково-символьная модель), либо отрезком заданной длины (графическая модель), либо словом (словесная модель).

Построение модели. При выполнении этой операции восстанавливаются (вскрываются) взаимосвязи между выделенными элементами. В результате появляется некоторая целостность, которая называется моделью.

Преобразование модели. Здесь выявляются новые свойства изучаемого объекта, которые ранее были скрыты несущественными деталями.

Конкретизация модели. На этом этапе построенная модель соотносится с реальными объектами. Выявленные при преобразовании модели новые свойства «переносятся» на реальные объекты.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: