Структурно-содержательная характеристика

Программа «Семицветик» рассчитана на детей от 3 до 7 лет. В программе приводится план работы по годам. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки. Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». В тему «Природа» входит все, что относится к проявлениям природы на нашей планете: четыре царства природы (минеральное, растительное, животное и человеческое) и четыре стихии (земля, воздух, огонь и вода), а также все, что существует вне Земли, т.е. в ближнем и дальнем космическом пространстве. Природу с большой буквы мы будем рассматривать как все сущее, Вселенную, а природу с малой буквы — как проявление Природы на нашей планете Земля.

Тема «Человек» рассматривается с позиции высоких духовно-нравственных качеств, которые достойны звания Человека с большой буквы, а также всего прекрасного и общеполезного, что человек создал, создает и может создать в будущем.

Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем.

1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии.

2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба.

3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры.

4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники.

В программе вопросы экологического воспитания и культуры стоят на первом месте. В основе построения и развития программы лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы, взаимосвязь тем с фенологическим, в отдельных случаях с астрономическим, народным и существующим социально-бытовым календарем. В фенологическом календаре отражена жизнь природы, в астрономическом — движение Солнца и светил, в народном — даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном основные праздники и даты. Такой метод построения тематического плана программы делает ее более жизненной и связывает занятия с окружающей ребенка жизнью.

Программа строится по принципу спирали. Каждый тематический блок и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.

В программе процесс воспитания строится на питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра и Красоты. Первое место в воспитании отводится именно Красоте, раскрытию ее в восприятии ребенка. Образы настоящего искусства, живописи, музыки, литературы, как и сама природа, являются материалом, используемым в программе в первую очередь.

Программа предполагает постепенный переход от более обобщенной, символической и образной формы подачи материала в среднем возрасте к более детальному его постижению и расширению, усложнению задач в старшем.

В программе выделяются основные задачи по тематическим блокам.

 

«Планета Земля». Четыре царства природы, стихии

В этом тематическом блоке ставится задача показать красоту и разнообразие этих царств, как они зависят друг от друга и взаимодействуют, что в них общего и в чем различие, а также каковы их основные свойства. Для этого предполагается использовать наблюдения в природе, наглядные пособия, диа- и слайд-фильмы, литературные произведения, элементарные опыты и т.д. Основная идея, которую авторы программы стремятся донести до детей: все царства нужны друг другу и должны мирно сосуществовать, как им завещала мать-природа. Сказки и легенды, создающие живой образ Камня, Дерева или Цветка, Животного или Человека, способствуют формированию у детей доброго отношения ко всему в природе, ощущения, что вся природа живая, что все в ней взаимосвязано.

 

«Небо»

В этот блок входит все, что касается мира надземного, т.е. то, что существует над землей, над нами. Задача данного блока — рассказать детям о небе, о том, что в небе живет, что с неба приходит к нам на Землю, каким небо бывает, т.е. показать жизнь неба, без которого не может быть жизни на Земле. Тем самым мы будем формировать основу целостного восприятия мира, ощущения и осознания связи земли и неба, своей связи с единым миром. И начинаться это должно с самых элементарных понятий и представлений об этой связи на примерах зависимости нашей жизни и жизни природы от солнышка, тепла и света, которые оно нам посылает.

Рекомендуется рассказать детям о Солнце и семье его планет, о других системах и мирах, показать наиболее известные созвездия и звезды (Орион, Большая и Малая Медведица, Полярная звезда) и т.д. Для этого используются определенные сказки и легенды.

 

«Искусство»

Ставя задачу воспитания детей через Культуру и Красоту, нельзя обойтись без всего того, что подарило человечеству Искусство. Именно оно, Искусство, является сокровищницей Красоты, которая облагораживает наш дух и поднимает его. Необходимо по крупицам собирать все Высокое, Вечное. Произведения великих мастеров прикладного искусства, архитектуры, театра, живописи, музыки несут в себе свет культуры, потому что создавались они творцами, мыслящими о Прекрасном, Высоком, Совершенном, стремящимися через свое искусство выразить этот свет.

С самого раннего возраста необходимо окружить ребенка красивыми образами Искусства, создать на занятиях особое настроение, соответствующую атмосферу. Вначале ребенок просто видит и восхищается этой красотой, затем узнает, как она создавалась, начинает с нашей помощью замечать особые приметы красоты, видеть новые грани, больше вникать в созданные мастерами образы. Ребенок начинает ценить красивое и прекрасное, только когда оно вызвало у него эмоционально-духовный отклик, как-то его восхитило, удивило. Постепенно дети начинают отличать красоту от безобразия, сознательно делать свой выбор, творить и поступать по законам Красоты. Все это входит в задачи эстетического воспитания, неразрывно связанного с воспитанием нравственным. Проникаясь уважением к творчеству мастеров, дети будут стараться бережно к нему относиться, ценить и стремиться создать своими руками что-то красивое и полезное.

В этом блоке могут проходить темы: «Красота природы в изобразительно-прикладном искусстве, поэзии, музыке, архитектуре», «Мир животных в прикладном и изобразительном искусстве».

 

«Светочи»

В содержание этого блока входят легенды, мифы, былины и сказания о народных героях и богатырях, а также пересказанные для детей жизнеописания великих Святых и Подвижников общего блага. Все они, несущие свет людям, названы в программе Светочами. Примеры людей, их жизнь и подвиги ради служения людям призваны увлечь ребенка, вызвать желание чем-то быть похожим, формировать в сознании высокий образ Человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: