Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».
2. Средняя группа «Художник и природа родного края».
3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».
4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».
Структурная особенность программы — блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.
Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Основу каждого занятия по программе составляют созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного их воплощения. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
|
|
Программа «Природа и художник» предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.
С детьми разных возрастных групп предлагается проводить занятия в живом уголке, а для подготовительной к школе группы организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.
Мир природы по программе «Природа и художник» выступает как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
|
|
Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в том, что экология природы и экология культуры — грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Педагог — главный устроитель художественно организованного занятия. Поэтому в поведении воспитателя важно все, он камертон доброжелательности, чутко реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса.
Программа «Наш дом — природа»
Автор Н.А. Рыжова
Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
«Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.