Судьба и творческий путь

Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий (СПБТБ и ИТ)

 

Реферат на тему"Поэт в Петербурге"

Иннокентий Федорович Анненский

Выполнила студентка 211 группы

Широкова Лидия Николаевна

Проверила: Серова Татьяна Вадимовна

                  Санкт-Петербург

2019

 

 

 

Содержание:

 

Место поэта в истории русской литературы...................................................

Судьба и творческий путь...............................................................................

Поэт и Петербург..............................................................................................

Анализ стихотворения......................................................................................

Список рекомендованных стихов.............................................................

Места в Петербурге..........................................................................................

Заключение........................................................................................................

Информативный список............................................................................

Приложения.................................................................................................

 

 

Место поэта в истории русской литературы

                                                                                                                                                             

 

"Не только Россия,но и вся Европа потеряла одного из больших поэтов ",так откликнулся на смерть Анненского Николай Гумилев."Это один из самых настоящих подлинников русской поэзии."Тихие песни" и "Кипарисовый ларец" хочется целиком перенести в антологию",-оценил поэзию Анненского Осип Мандельштам.И наконец Ахматова подвела черту:"Убеждена, Анненский должен занять в нашей поэзии такое же почетное место,как Баратынский,Тютчев,Фет

Именно такими строками охарактеризовали другие поэты Иннокентия Фёдоровича Анненского. Кто знал, знал его близко, не мог не восхищаться этим умный, образованным, талантливым в свое время. То,что было сделано Анненским для стремящихся к знанию учеников почти не подается описанию: он хлопотал за неимущих, выручался "политически неблагонадежных",который был популярен и знаменит в свое время, и к большому сожалению о котором в наше время наши современники практически ничего не знают.

 

 

 

Судьба и творческий путь

Иннокентий Федорович Анненский родился 20 августа(1 сентября) 1855 года в Омске, где отец его, Федор Николаевич,занимал должность советника и начальника отделения Главного управления Западной Сибирью.Семья Анненских жила до этого в Петербурге и переехала в Сибирь в 1849 году, когда отец получил туда назначение.Но уже в 1860 году они возращаются в столицу.Приблизительно в это время пятилетний Иннокентий перенес опасную и длительную болезнь, оставившую след на всю жизнь, - тяжелый сердечный недуг.

В столице служебная карьера Федора Николавича сложилась много скромнее: он получил - и притом не сразу - место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и выше этого уже не подымался.

Федор Николаевич занял пост чиновника особых поручений в Министерстве внутренних дел, но на этом его карьера и закончилась. Желая разбогатеть, он позволил вовлечь себя в сомнительные финансовые предприятия, однако потерпел крах: Федор Николаевич разорился, был уволен в отставку в 1874 г., а вскоре у него случился апоплексический удар. В семью разорившегося чиновника пришла нужда.

По-видимому, именно бедность явилась причиной того, что Иннокентий Федорович вынужден был прервать свое обучение в гимназии. В 1875 г. Анненский сдал экзамены на аттестат зрелости. Впоследствии юноша Анненский расскажет в своей автобиографии: "... первые годы жизни оставили в памяти моей чрезвычайно слабое впечатление...С тех самых пор, как я ясно начинаю себя помнить, я рос слабым, болезнненым ребенком. Учение давалось мне легко, и, выучившись читать,под руководством моей старшей сестры, принялся я за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию.Обстановка, среди которой я рос, вероятно, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня; надзор за мной тоже был преимущественно женский".

 О матери поэта, Наталии Петровне,урожденной Карамолиной - или Кармалиной, - известно мало, но с ее именем убедительное, пусть не до конца доказанное предположение о том, что она происходила из рода Ганнибалов, что её мать была замужем за одним из сыновей Арапа Петра Великого, а тем самым Иннокентий и Николай Анненские находятся в дальнем родстве с Пушкиным. Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (1865—1868). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. Важную роль в жизни Анненского сыграл старший брат Николай Фёдорович, известный экономист и публицист: у него младший и живёт большей частью, и к сдаче экзаменов экстерном готовится с его помощью именно у него он жил перед поступлением в университет, в 1875 году.Советы не печататься до 30 лет, давать стихам годами «вылёживаться» – станут законами для Иннокентия Федоровича до конца жизни. В университете Анненский специализировался по античной литературе и овладел четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским. В университете Анненский занимался успешно, и болезнь в этот период, видимо, отступила. По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета закончил году со званием кандидата – оно присваивалось выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность.Стихи он начал писать рано, еще до университета.Много времени спустя, в уже цитированной автобиографической заметке,он отзовется о них сурово-иронически: "...так как в те годы (70-е)еще не знали слова символист, то был мистиком в поэзии...В университете - как отрезало со стихами. Я влюбился в филологию и ничего не писал, кроме диссертаций..." Видимо, поэт не случайно и в молодые годы не стремился к обнародованию своих стихотворных опытов. Они, действительно, были слабы.Да и сохранилось их немного - единичные вещи, не считая большой поэмы "Магдалина" - на евангельский сюжет, трактованный,правда, не в традиционно-каноническом духе: тема ее- земная,"грешная" любовь Магдалины к Иисусу,его видения и душевные страдания перед смертью на кресте и на гибель героини. Среди этих произведений выделяется лишь одно лирическое стихотворение под заглавием «Из поэмы "Mater dolorosa"»(1874). По окончании университета уже в осени 1879 года служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Ф.Ф.Бычкова(ныне - Я.Г.Гуревича.)О личной жизни поэта информации мало, ведь даже в своих произведениях литератор редко делился душевными переживаниями и тем, что осталось под завесой тайны. Современники Иннокентия Федоровича говаривали, что тот был лояльным и добрым человеком. Но иногда излишняя мягкость играла злую шутку. В 1877 году Анненский страстно влюбляется в Надежду Валентиновну Хмара-Барщевскую, вдову с двумя детьми, которая была четырнадцатью годами старше него. По окончании университета он женится на ней. В 1880 году у них родился сын Валентин. В 1870 – 1880-ые годы Анненский пробует себя в стихах и переводах, известных только его близким и друзьям. Эти ранние опыты поэт уничтожил в 1908 году, посчитав их подражательными и неталантливыми.

Для Иннокентия Федоровича 1880-е годы наполнены интенсивным педагогическим трудом,кроме гимназии Гуревича еще и в Павловском институте -закрытом среднем учебном заведении для девушек (уроки русской словесности); в 1890-й он приглашен, читать лекции по теории словесности на Высших женских (Бестужевских) курсах. Стремясь обеспечить семью, молодой преподаватель ведёт в гимназии до 56 уроков в неделю, что и совсем здоровому человеку не под силу.В 1890-е годы Иннокентий Анненский совершил ряд поездок в Италию и Францию. Увлечение поэзией и прозой французских писателей, переводы их стихов дали толчок для развития творчества и самого поэта.

В 1891 году он был назначен на пост директора киевской гимназической Коллегии.В Киеве же написана большая статья «Гончаров и Обломов»- одна из лучших и наиболее оригинальных работ о знаменитом романе. Также он печатает "Педагогические письма"..

Киевский период оказался непродолжительным: он завершился для Анненского конфликтом с почетной попечительницей Коллегии Екатериной Галаган.О причинах конфликта позволяет судить ее письмо от 1892 года к Анненскому, в котором она упрекает его в том,что он во все время управления Коллегией «систематически нарушал основные положения,ясно выраженные в высочайше утвержденном уставе ее,и те порядки,которые выработались с течением времени и по указаниям опыта и находятся в полном соотвествии с духом того же устава в дальнейшем». В заключение она сообщает:«Действуя таким образом, Вы поставили меня в необходимость обратиться к высшему начальству с просьбой дать Вам другое назнвчение, более соотвествующее воззрения Вашим на учебно-воспитательное дело....»Дело все же обернулось благоприятным для Анненского образом: он переведен был в родной город на пост директора 8-й мужской гимназии (на 9-й линни Васильевского острова) Служба здесь тоже была недолгой (1893 – 1896) и Николаевской гимназии в Царском Селе (1896 – 1906) Он преподавал древние языки, читал курсы по истории древнегреческой литературы.Благородный в обращении, привлекательный, вежливый Иннокентий Фёдорович был кумиром для своих учеников, заражал их интересом к античности. Для самого Анненского античность была любимой эпохой. Главное увлечение всей его жизни — перевод наследия греческого трагика Еврипида на русский язык. «Нисколько не смущаюсь тем, что работаю исключительно для будущего», — так Анненский определял значение своего перевода. Он также сам создавал трагедии на античные сюжеты, а в его стихах часто встречаются образы древнегреческих мифов. В своих педагогических письмах он высказывал свои взгляды на «гуманное образование», которое должно развивать в ученике ум и фантазию, утверждал первостепенную роль родной речи в воспитании. Как педагог он оказал благотворное влияние на целую плеяду русских поэтов. Многие из них были лично знакомы с Анненским, поскольку учились в его гимназии; среди них и Гумилёв, который сделал первые шаги в поэзии именно под его руководством.Позже Николай Гумилев в своем воспоминании напишет:

"Я помню дни: я, робкий, торопливый,

Входил в высокий кабинет,

Где ждал меня спокойный и учтивый,

Слегка седеющий поэт."

За годы работы в царскосельской гимназии Анненский опубликовал трагедии, написанные на античные сюжеты: "Меланиппа-философ","Царь Иксион", Первый сборник стихотворений, написанных в 80-90 годы 19 века, – «Тихие песни» - появился в печати только в 1904 году. Этот сборник вышел под псевдонимом Ник. Т-о. Но известность Анненский приобрел только в последний год своей жизни. Сразу по оставлении должности выходят трагедии на сюжеты античной мифологии — «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902) и «Лаодамия» (1906). Четвертая пьеса «Фамира-кифаред» — была издана посмертно в 1913г. Уже в 1916г. она была поставлена на сцене.

 Символисты (Блок, Брюсов) отнеслись к сборнику более чем сдержанно. Но Анненский и не рассчитывал на успех и понимание. После издания почти не замеченных «Тихих песен» он пишет, оттачивая свою чуждую всем стандартам критическую прозу, ряд оригинальных по мысли и слогу статей о Гоголе, Достоевском, Тургеневе, Чехове. Статьи были собраны в «Книге отражений» (1906); критика и публика встретили их с безразличием и недоумением.

В 1909 году Анненский создал самые глубокие из своих стихов: «Баллада», «Будильник», «Дождик», «Прерывистые строки», «Старые эстонки».

Также в 1909 году выходит вторая «Книга отражений», включающая, помимо статей о русской классике, исследования творчества Гейне, Ибсена, образов Гамлета и Иуды. "Книга отражений"(критическая проза) и первый том "Театра Еврипида"- результат многолетних трудов Анненского-переводчика и исследователя античности. Вторая книга стихов поэта – «Кипарисовый ларец» (1910) – пробудила жгучий интерес к Анненскому, его личности и его творчеству. Жаль, что уже посмертно.В биографии Анненского многое произошло «посмертно»: посмертным было издание его стихов, посмертным же стало и его признание как поэта.

В том же году С. Маковский приглашает Анненского в открывающийся журнал «Аполлон» как поэта и критика-редактора. В первом номере журнала публикуются стихи Анненского и начало его программной статьи «О современном лиризме». Статья вызвала обиду и раздражение у ряда поэтов и повлияла на добрые отношения с Маковским; публикация цикла стихотворений для второго номера была отложена на неопределённый срок.

  По окончании университета Анненский преподавал древние языки, античную литературу, русский язык, а также теорию словесности в гимназиях и на Высших женских курсах. В 1896 г. его назначили директором Николаевской гимназии в Царском Селе.

Должность директора гимназии всегда тяготила И. Ф. Анненского. В письме А. В. Бородиной в августе 1900 года он писал:

Вы спросите меня: «Зачем Вы не уйдёте?» О, сколько я думал об этом… Сколько об этом мечтал… Может быть, это было бы и не так трудно…Но знаете, как Вы думаете серьёзно? Имеет ли нравственное право

убеждённый защитник классицизма бросить его знамя в такой момент, когда оно со всех сторон окружено злыми неприятелями?…

                                                          — Иннокентий Анненский. Избранное

В царскосельской гимназии он проработал до 1906 г., - затем его уволили с поста директора в связи с заступничеством за гимназистов старших классов — участников политических выступлений 1905 г.

Душа Анненского было слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные “оружию пролетариата”. И все же, если идеал поэзии и красоты, очерченный поэтом еще на первых страницах “Тихих песен”, в общем мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с четко обозначенной авторской позицией.

Особенно мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние годы жизни в двух стихотворениях: “Старые эстонки” и “Петербург”.

“Старые эстонки” — отклик поэта на революционные события 1905 года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского правительства. В стихотворении — гневный упрек себе в пассивности, в неспособности к действию. Поэт разговаривает в кошмарном сне с матерями казненных и произносит слова, в которых единственный раз проходит мотив народного гнева и расплаты, ждущей палачей и их молчаливых либеральных пособников:

“Погоди — вот накопится петель, / Так словечко придумаем, скажем”.

В стихотворении “Петербург” четко высказана мысль об исторической обреченности российского самодержавия, воплощенного в мрачном образе столицы империи:

А что было у нас на земле,

Чем вознесся орел наш двуглавый,

В темных лаврах гигант на скале, —

Завтра станет ребячьей забавой.

 

Недаром исследователь творчества Блока замечал по поводу этих двух стихотворений: “Вероятно, в границах первого десятилетия XX века в русской поэзии наиболее сильными стихами “гражданского” плана являются “Старые эстонки” и “Петербург” Анненского.

Эти стихи — мощный порыв гражданственности. И они в поэзии Анненского не случайны, они гармоничны со всем творчеством поэта поразительной искренностью тона, отмечавшейся многими критиками. И главное — глубина переживаний.

Так Иннокентий был переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа. В число его новых обязанностей входило регулярное инспектирование учебных заведений, расположенных в уездных городах Петербургской губернии. Частые и утомительные для Анненского, тогда уже немолодого человека с больным сердцем, поездки неблагоприятно отразились на его и без того слабом здоровье.

Осенью 1908 г. Анненский смог вернуться к педагогической деятельности: его пригласили читать лекции по истории древнегреческой литературы на Высшие историко-литературные курсы Н. П. Раева. Теперь Анненский постоянно ездил из Царского Села, расстаться с которым он не желал, в Петербург. П.П Митрофанов, близкий друг поэта, работавший с ним долгое время в Николаевской Царскосельской гимназии, говорил: “Чтобы не погибнуть и иметь возможность жить, то есть думать и чувствовать, необходимо другое — сострадание к человеку, мука за брата своего. Анненский исповедовал эту мысль тайно в кругу друзей и явно в своих произведениях. Он выработал себе по этому поводу целую мистическую теорию: мир заключает в себе лишь известную сумму зла, и страдающие должны радоваться, если свалится на них лихая беда или лютая болезнь, они тем облегчают бытие всего человечества” Наконец в октябре 1909 г. Анненский подал в отставку, которая была принята 20 ноября. Но вечером 30 ноября 1909 г. на Витебском вокзале в Петербурге Анненский скоропостижно скончался от паралича сердца.

Похороны поэта состоялись уже вскоре, - 4 декабря в Царском Селе на Казанском кладбище. В последний путь учителя и поэта пришли проводить многие из его последователей в литературе, учеников и друзей. Тогда, как свое личное горе воспринял смерть Анненского молодой Николай Гумилев.

        

 

                      Казанское кладбище, могила поэта

 

Поэт и Петербург

Иннокентий Анненский в своих стихотворениях видит город по-другому.Но Для начала вспомним, как воспринимали Санкт-Петербург российские поэты, предшествующие Анненскому.

 

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

 

Как мы видим, образ Санкт-Петербурга здесь очень противоречивый. С одной стороны, этот город «пышный» и имеет «стройный вид», а с другой стороны, это «город бедный», где царят «скука, холод и гранит». В разные периоды поэты по-разному воспринимали эти стороны. Так, современники Ломоносова возносили этот город до небес, а ближе к середине и концу XIX века в поэзии заметнее другая сторона этого города — бедная, холодная, жестокая.

Анненский в стихотворении «Петербург» продолжает традицию Некрасова и Достоевского, описывая Петербург с его мрачной стороны. Уже самое первое четверостишие нагнетает таинственно-зловещую обстановку:

Желтый пар петербургской зимы,

Желтый снег, облипающий плиты...

Я не знаю, где вы и где мы,

Только знаю, что крепко мы слиты.

 

Уже в самом начале Анненский словно отсылает нас к роману «Преступление и наказание». Даже невнимательный читатель заметит, какой цвет преобладает в романе, — желтый цвет. В желтом цвете описана квартира старухи процентщицы, желтого цвета обои в каморке Раскольникова, лица Раскольникова, Мармеладова, Катерины Ивановны — болезненно-желтые, и, конечно, желтый билет Сони. Как мы видим, желтый цвет в романе не предвещает ничего хорошего. Этот цвет несет в себе нечто зловеще-пессимистичное, болезненное, унылое. И у Анненского «желтый пар», «желтый снег» и «Нева буро-желтого цвета» создают соответствующую картину. Уже с самых первых строк становится понятно, в каком ключе поэт собирается показать нам город.

Большую часть жизни поэт провел в Петербурге он здесь: рос, учился и преподовал. Здесь продолжалось его творчество-переводчика и истолкователя Еврипида.

Анализ стихотворения

Иннокентий Анненский "Петербург"

1.Стихотворение «Петербург» было создано И. А. Анненским в 1909 году, вскоре после событий 1905-1907 гг. известных в русской истории как «первая русская революция». Они сопровождались кровью, насилием, большим количеством жерт.

2.Название выбрано не случайно, автор посвятил стихотворение городу

3. Тема стихотворения - судьбах России поэт рассказывает о тяжелом прошлом нашей страны, о ее истории, наполненной кровью и насилием. Кроме того, в строках этого произведения звучит немой вопрос о настоящем и будущем родины, который для лирического героя решается, скорее, в пессимистическом ключе.

На это настраивают уже строки первой строфы, которая является своеобразной вступительной частью стихотворения. В ней же звучит одна из главных мыслей лирического героя:

Я не знаю, где вы и где мы,

 

Только знаю, что крепко мы слиты.

 

4.Стихотворения наполнен разнообразными средствами выразительности. Стихотворение насыщено всевозможными тропами. Так, мы можем выделить метафоры: «пустыни немых площадей»; «что было у нас на земле, Завтра станет ребячьей забавой»; «царь змеи раздавить не сумел»; «камни из мерзлых пустынь»; «разлиты Белой ночи над волнами тени»; «чары весенней мечты»; «отрава бесплодных хотений».

Помимо этого, в стихотворении много эпитетов: «немых площадей», «в темных лаврах», «бешеный скакун», «мерзлых пустынь», «весенней мечты», «бесплодных хотений». Есть здесь и антитеза:

Кроме того, в «Петербурге» присутствуют повторы и перечисления, которые выполняют ту же функцию, что и анафора: «Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слез, ни улыбки.» Есть здесь и эмоциональные риторические вопросы – «Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли?» - акцентирующие внимание на важных, с точки зрения поэта, мыслях произведения.

«Петербург» написан довольно сложным размером – трехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой, в нем чередуются мужские и женские рифмы (зимы-мы, плиты-слиты).

В совокупности все художественные средства произведения помогают передать глубокие социально-философские размышления Анненского о судьбе России и ее народа в переломную эпоху – на временном стыке двух веков. Поэт создает масштабную картину истории России – охватывает ее прошлое, на основе которого анализирует настоящее и будущее. Мне кажется, выводы автора пессимистичны – несмотря на всю его несомненную любовь к своей родине, он не видит яркого света «в конце тоннеля»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: