Тема: Общение
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга.
Вопросы для обсуждения:
- Определение общения, подходы к пониманию общения в психологии.
- Структура общения.
- Виды общения и их характеристика.
- Общение как восприятие людьми друг друга.
Основная литература:
1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
4. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
5. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
|
|
6. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591
Семинарское занятие № 9
Тема: Личность
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о личности в психологии;
2. Соотношение биологического и социального в структуре личности;
3. Индивид и личность. Индивидуальность и личность;
4. Понятие структуры личности. Структура личности по С.Л.Рубинштейну и К.К.Платонову
5. Активность и направленность личности;
6. Потребностно-мотивационная сфера личности. Характеристики мотивов;
Основная литература:
1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б.Ф. Ломова
2. Почему в современной психологии не существует единой теории личности?
3. Какую роль играет наследственность и социальная среда в психическом развитии личности?
Семинарское занятие № 10
Тема: Деятельность
Вопросы для обсуждения:
1. Активность и деятельность.
а) потребности как источник активности;
б) виды потребностей;
в) особенности развития потребностей человека;
г) понятие о деятельности и ее целях.
|
|
2. Физиология движений и физиология активности
3. Деятельность и психические процессы.
4. Освоение деятельности:
а) автоматизация движений и возникновение навыка;
б) структура навыка;
в) освоение деятельности и управления;
г) умения, привычки, навыки
5. Стратегия формирования психики – стратегия интериоризации, стратегия экстериоризации.
Основная литература:
1.Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591
Семинарское занятие № 11
Тема: Способности
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие способностей. Исследование проблемы способностей в психологии.
- Классификация способностей. Виды способностей.
- Уровни развития способностей.
- Методы диагностики способностей.
Основная литература:
1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 582 с.
3. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
4. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
5. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: МПСИ: Флинта, 2004. – 464с.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какие способности человека наиболее социально обусловлены? Ответ обоснуйте.
2. Что такое потенциальные и актуальные способности?
3. Какая связь существует между способностями и знаниями, умениями, навыками?
4. Какие уровни развития способностей вы знаете?
Семинарское занятие № 12
Тема: Темперамент. Характер.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая характеристика темперамента. Теории темперамента
2. Физиологическая основа темперамента
3. Типы темпераментов и их характеристика. Взаимосвязь темперамента и деятельности
4. Понятие о характере. Черты характера
5. Проявление характера в деятельности, речи, различных жизненных ситуациях.
6. Условия формирования характера: биологические и социальные (воспитание)
7. Выраженность отдельных черт характера. Акцентуации характера
Основная литература:
1.Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Можно ли утверждать, что темперамент идентичен поведению? Свой ответ поясните.
2. Что вы знаете о типологии характера Э.Кречмера
3. Что общего между характером и темпераментом? И в чем заключаются различия между ними?
4. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.