Тема: Мышление. Речь.
Для человека практически невозможно ни минуты прожить, чтобы не мыслить. Мышление является одним из фундаментальных процессов психики человека. Без мышления невозможно познание окружающего мира. Мышление – это обобщенное и опосредованное познание окружающей действительности. Речевая деятельность человека тесно связана со всеми сторонами его жизни, деятельности, сознания. Посредством языка и речи формируется мышление, складывается структура сознания.
Цели. Студент должен:
- иметь представление о природе мышления, о мышлении как познавательном процессе, об основных теоретических и экспериментальных подходах к исследованию мышления, о взаимосвязи мышления и речи.
- знать основные характеристики мышления, физиологические основы мышления, основные этапы развития мышления в фило-и онтогенезе, классификацию видов мышления и речи, основные виды мыслительных операций и функции речи.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика мышления как познавательного психического процесса.
|
|
2. Виды мышления.
3. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация, сравнение.
4. Взаимосвязь мышления и речи. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
5. Мышление и решение задач.
6. Интеллект. Особенности творческого мышления.
7. Речь. Значение речи в жизни человека. Понятие о языке.
8. Виды речи и их характеристика.
Задачи:
1. Что такое аналогия? Как можно установить истинность-ложность аналогий и на чем основывается такое доказательство? Установите, какие из приведенных ниже примеров истинны, а какие ложны. Постарайтесь обосновать истинность-ложность аналогий.
А. Мир вещей, по Платону, аналогичен миру теней.
Б. В планетарной модели атома его строение уподобляется строению солнечной системы.
В. Алиса спрашивает Чеширского кота:
- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?
- Начнем, что пес в своем уме. Согласна?
- Допустим, - согласилась Алиса.
- Дальше, сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно я не в своем уме.
2. Какой вид мышления обнаруживается в данных ситуациях? Каковы его существенные характеристики?
А. Вхудожественномтворчестве очень важно развитие «языкового чувства».
Б. Внезапное понимание оказывается спасительным для работников «скоростных» профессий: когда ответственные решения должны приниматься в условиях дефицита времени и информации.
В. Врач может ощутить общие тенденции заболевания. Но при этом он затрудняется объяснить, на какие именно симптомы ориентировался при постановке диагноза.
|
|
3. Верно ли предложенное утверждение:
1. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи называется мышлением.
2. Вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, называется оперантным.
3. Осознание есть понимание.
4. Дискурсивное мышление не является функцией мозга.
Тестовые задания:
1. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
А) наглядно-действенным;
Б) наглядно-образным;
В) словесно-логическим;
Г) абстрактным.
2. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
А) мышление;
Б) инсайт;
В) интеллект;
Г) одаренность.
3. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
А) сравнением;
Б) анализом;
В) синтезом;
Г) абстрагированием.
4. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
А) индукцией;
Б) дедукцией;
В) понятием;
Г) суждением.
Основная литература:
1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.
Дополнительная литература:
1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.
2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.
3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591