Семинарское занятие № 4-5 (2ч. в интерактивной форме)

Тема: Мышление. Речь.

Для человека практически невозможно ни минуты прожить, чтобы не мыслить. Мышление является одним из фундаментальных процессов психики человека. Без мышления невозможно познание окружающего мира. Мышление – это обобщенное и опосредованное познание окружающей действительности. Речевая деятельность человека тесно связана со всеми сторонами его жизни, деятельности, сознания. Посредством языка и речи формируется мышление, складывается структура сознания.

Цели. Студент должен:

- иметь представление о природе мышления, о мышлении как познавательном процессе, об основных теоретических и экспериментальных подходах к исследованию мышления, о взаимосвязи мышления и речи.

- знать основные характеристики мышления, физиологические основы мышления, основные этапы развития мышления в фило-и онтогенезе, классификацию видов мышления и речи, основные виды мыслительных операций и функции речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика мышления как познавательного психического процесса.

2. Виды мышления.

3. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация, сравнение.

4. Взаимосвязь мышления и речи. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

5. Мышление и решение задач.

6. Интеллект. Особенности творческого мышления.

7. Речь. Значение речи в жизни человека. Понятие о языке.

8. Виды речи и их характеристика.

Задачи:

1. Что такое аналогия? Как можно установить истинность-ложность аналогий и на чем основывается такое доказательство? Установите, какие из приведенных ниже примеров истинны, а какие ложны. Постарайтесь обосновать истинность-ложность аналогий.

А. Мир вещей, по Платону, аналогичен миру теней.

Б. В планетарной модели атома его строение уподобляется строению солнечной системы.

В. Алиса спрашивает Чеширского кота:

- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

- Начнем, что пес в своем уме. Согласна?

- Допустим, - согласилась Алиса.

- Дальше, сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно я не в своем уме.

2. Какой вид мышления обнаруживается в данных ситуациях? Каковы его существенные характеристики?

А. Вхудожественномтворчестве очень важно развитие «языкового чувства».

Б. Внезапное понимание оказывается спасительным для работников «скоростных» профессий: когда ответственные решения должны приниматься в условиях дефицита времени и информации.

В. Врач может ощутить общие тенденции заболевания. Но при этом он затрудняется объяснить, на какие именно симптомы ориентировался при постановке диагноза.

3. Верно ли предложенное утверждение:

1. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи называется мышлением.

2. Вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, называется оперантным.

3. Осознание есть понимание.

4. Дискурсивное мышление не является функцией мозга.

Тестовые задания:

1. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

А) наглядно-действенным;

Б) наглядно-образным;

В) словесно-логическим;

Г) абстрактным.

2. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

А) мышление;

Б) инсайт;

В) интеллект;

Г) одаренность.

3. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

А) сравнением;

Б) анализом;

В) синтезом;

Г) абстрагированием.

4. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

А) индукцией;

Б) дедукцией;

В) понятием;

Г) суждением.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: