Теоретические сведения

Класс

Мы – юные дизайнеры

С давних пор люди старались делать самые необходимые и нужные в быту вещи – кринки, рубахи, скамьи, инструменты – наиболее удобными. Какой, например, удобной формы горшок для приготовления пищи в печи? Донышко небольшое, но устойчивое. Выпуклые бока словно повторяют форму языков пламени. Огонь охватывает горшок со всех сторон, и пища проваривается в нем наилучшим образом. К тому же горшок приспособлен и для того, чтобы его легко можно было вынимать из печи ухватом. Это превосходный образец древнего народного дизайна. Затем на эту полезную, удобную вещь стали накладывать орнамент, рисунки, делая ее не только необходимой для быта, но и красивой.

Как развивается дизайн в наше время? Востребован ли он? Что мы ждем он дизайнера? Разберемся в этом сегодня на уроке.

Теоретические сведения.

Дизайн – английское слово, в дословном переводе означает «чертеж, рисунок, проект». Но сейчас термин «дизайн» чаще употребляют в значении художественное конструирование. Слово «дизайн» часто обозначает и сами промышленные предметы, прошедшие художественное конструирование, и вид искусства, и деятельность художников.

Художественное конструирование стало активно развиваться с начала 30-х годов ХХ века. Появилась новая профессия – дизайнер, в задачу которой входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых.

До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков и машин, заботились главным образом о том, чтобы они лучше работали. А для того чтобы привлечь покупателя, на машинах делали украшения в виде орнаментов, которые никоим образом не связаны с заботой об удобстве человека в работе с этой машиной.

Дизайн как область искусства предметного мира охватывает главным образом вещи, созданные индустриальным путем на современных заводах. Эти вещи служат людям, и поэтому они должны быть красивыми. Это автомобили, холодильники, телевизоры, пылесосы и т. д. Дизайнерской может быть также посуда и мебель. Ведь очень важно, чтобы посуда, например, выглядела эстетично, и легко мылась, чистилась, занимала минимум места при хранении и т. д. Все эти дополнительные качества, наряду с внешней привлекательностью, как раз и придает посуде художник-проектировщик, дизайнер.

Как правило, дизайнерские вещи просты по форме, имеют четкие членения, окраска их не пестрая и обычно выявляет конструкцию изделия. В связи с этим часто говорят, что красота дизайна функциональна, то есть соответствует назначению предмета и выполняемой им функции, работе. Станки, например, чтобы их цвет не утомлял глаз рабочего, красят преимущественно в зеленые, серо-голубые, светло-коричневые цвета. Вращающиеся части, которые человек должен заметить по соображениям безопасности, а также внутрицеховой транспорт выделяют желтым цветом. Это так называемый предупреждающий цвет.

Предметы частого пользования – посуду, мебель, рабочую одежду – стараются делать наиболее спокойными по форме и цвету, чтобы они не надоедали и не поглощали излишнего внимания.

Этим дизайнеры хотят подчеркнуть, что предметы должны быть помощниками, слугами человека, быть тем неназойливым, спокойным предметным фоном, на котором разворачивается многообразная деятельность истинного хозяина предметного мира – человека.

Существенная особенность красоты дизайнерских предметов – ее эстетическая широта. Ведь эти предметы предназначены для людей разных возрастов, профессий, национальностей.

Главный критерий ценности дизайнерских предметов – польза. Автомобиль с неработающим мотором никому не нужен, как бы он ни был красив, так же как и не охлаждающий продукты холодильник. Итак, в дизайне первенствует польза. А красота должна помогать пользе, то есть делать общение с предметом наиболее приятным, удобным, безопасным, легким, не требующим дополнительного напряжения духовных и физических сил человека.

Художественное конструирование – это не просто декоративное оформление изделия, не изящное рисование, а совершенно новый способ проектирования. Художник-конструктор должен создавать удобные и красивые вещи. Для этого он должен иметь большой запас знаний и в области техники, и в области моды, парфюмерии, изобразительного искусства.

Что же должен знать дизайнер, приступая к проектированию?

Во-первых, свойства материалов, из которых он будет создавать изделие, и способы его обработки. Например, проектируя чайный сервиз, необходимо знать, что нельзя для производства чайных чашек использовать хрусталь, так как от горячей воды хрусталь трескается.

Во-вторых, необходимо знать, для каких целей предназначено изделие, так как от этого зависит решение формы и украшение предмета.

Так, например, изделие может быть предназначено для повседневного употребления. Тогда декоративный мотив всецело подчиняется функциональной форме.

В другом случае декоративный мотив может преобладать над функциональным и уводить от практического использования предмета. И тогда, например, появляются вазы для цветов, которые не могут быть использованы по назначению, а используются лишь для украшения.

В третьем случае художественное решение предмета не мыслится без его практического использования; тем не менее изделие имеет богатый декоративный образ.

Например, такими предметами могут быть самые разнообразные по форме подсвечники с лепным и графическим орнаментом.

Сегодня вам предлагается побыть в роли дизайнера. Не хочу ограничивать вас в выборе предмета для конструирования, но все-таки предлагаю вам несколько вариантов.

1) Разработка дизайн-проекта одного из предметов бытовой техники: холодильника, телевизора и т. д. В этом случае нужно продумать не только форму и цветовое решение предмета, но и расположение и форму ручек для открывания дверей, расположение панели управления прибором.

2) Разработка дизайн-проекта флакона для одного из видов парфюмерной продукции: духов, шампуней и др. В этом случае необходимо решить не только проблему оригинальности формы, но и проблему отражения в форме флакона названия той парфюмерной продукции, для которой он предназначен. Например, всем известные духи «Красная Москва» разливались во флаконы, имеющие форму Кремлевской башни.

3) Разработка рисунка фирменного знака предприятия, выпускающего, например, детскую одежду или детскую обувь. При этом необходимо помнить, что фирменный знак должен быть запоминающимся и отражать ассортимент выпускаемой продукции или название предприятия.

4) Разработка рисунка экслибриса для своей библиотеки. Экслибрис (в переводе означает «из книг») – это миниатюрный художественный знак, определяющий владельца книги. Знак содержит не только фамилию владельца, но обычно раскрывает его профессию, его увлечения, тематику его любимых книг.

Работу можно выполнять в любой технике: акварелью, гуашью, тушью, пером или кистью.

Единственная рекомендация: рисовать экслибрис лучше пером и тушью.

Практическая работа.

ЗАДАНИЕ:

Выполнить дизайн-проект изделия по одному из выбранных вариантов. Работа акварелью, тушью (по выбору).

1.Разработка рисунка фирменного знака предприятия, выпускающего, например, детскую одежду или детскую обувь.

2.Разработка рисунка экслибриса для своей библиотеки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: