Мясо не было единственной пищей позднепалеолитических людей

 

Несмотря на то, что охота была основным занятием людей в эпоху позднего палеолита, можно все‑таки предполагать, что им не всегда удавалось добывать много мяса. После удачной охоты на крупных животных, например мамонтов, у них на некоторое время был избыток мяса. Но если охота была неудачна или если были убиты только мелкие животные, то люди нуждались в пище. Поэтому мясную пищу они должны были дополнять растительной, поиски которой приходились больше на женщин, детей и стариков. К тому времени люди уже имели определенный опыт в собирании растительной пищи и, конечно, хорошо знали места, куда и за какими растениями следует направляться. Остатки растительной пищи, конечно, не могли сохраниться до нашего времени, а изображения растений составляют большую редкость. Надо полагать, что, например, различные плоды, луковицы, съедобные корни составляли важную часть пищи членов позднепалеолитической охотничьей орды.

 

НУЖДА И БЛАГОПОЛУЧИЕ

 

Охотники позднего палеолита, жившие многочисленными группами, нуждались в огромном количестве пищи. Поэтому места охоты часто делались беднее зверями, да и растительных даров природы тоже становилось меньше; вот почему охотники должны были время от времени менять свои становища и искать новые участки для охоты. В больших группах избытка пищи никогда не было, и забота о ней была самой главной задачей. В морозные зимние дни, во время весенней и осенней слякоти люди, конечно, особенно часто нуждались в пище, а иногда и голодали. Но и летом, в период, подходящий для охоты, избытка пищи не было, так как мясо на теплом воздухе быстро портилось, и его нужно было возможно скорее съесть. Поэтому и летом голод и лишения чередовались с крупными удачами в охоте, когда съедались большие количества мяса. Зимой не было необходимости уничтожать мясо, так как сильные морозы предохраняли мясо от разложения, и его можно было без опасения оставлять на несколько дней, когда снежные бури и метели мешали охотникам выходить на охоту.

Нужда и голод могли уменьшиться только тогда, когда охотники научились сушить и коптить мясо. До копчения люди дошли, конечно, случайно. Какой‑нибудь кусок мяса, который в период благополучия забыли где‑то на скалистом выступе около огня, мог пропитаться дымом: он хорошо пахнул и был вкусным, когда его в период нужды обнаружили. А стремление человека к хорошей пище и к тому, чтобы избежать нужду в тяжелое зимнее время, способствовали тому, что копчение и сушка мяса у огня или на солнце стали позднее обычаем и необходимостью. Но хотя это и был значительный прогресс в стремлении сохранить средства к существованию, все‑таки обилие копченого и сушеного мяса зависело от счастья при охоте, потому что и охотники позднего палеолита еще не умели приручать животных и разводить стада. Это искусство освоили позже люди мезолита, то есть эпохи, переходной к новому каменному периоду, или неолиту.

 

СТОЯНКИ

 

Группа охотников раннего палеолита, о половых и семейных отношениях которых мы не имеем точного представления, была сначала основной общественной и экономической ячейкой. Позднее это был полностью развитый род.

Места, где селились позднепалеолитические охотники, мы называем стоянками, поселениями. В холодные ледниковые эпохи в качестве мест стоянок использовались пещеры. В более теплые интерстадиалы, когда ледник на время передвигался к северу и наступало значительное потепление, стоянки располагались под навесами скал или под открытым небом.

В пещерах охотники располагались всегда поближе к входу, куда проникал свет и где не было так сыро, как в глубине. Огонь пылал около входа в пещеру, распространяя около себя свет и тепло, а ночью отгоняя хищников. Пещеры с высокими и широкими входами, начинавшиеся большим просторным помещением, не намного отличались от стоянки под открытым небом. Дождь и снег сюда, правда, не попадали, и ветер не мог сюда залететь, но сюда вникал холод. Поэтому не исключено, что и здесь люди строили какие‑нибудь навесы или шалаши, чтобы легче переносить неблагоприятную погоду, а иногда прикрывали вход в пещеру чем‑то вроде меховых занавесок.

На стоянках под открытым небом охотники строили какие‑то хижины или шалаши, которые предохраняли их от ветра и дождя. Строились они, надо полагать, из толстых ветвей, которые они накрывали шкурами убитых животных. Это были легкие переносные жилища, которые легко разрушались и легко восстанавливались.

О стоянках ориньякских охотников под открытым небом мы узнали много нового и удивительного благодаря последним исследованиям советских ученых. Исследования показали, что открытая степь, расположенная в неблагоприятном климате, да еще без скалистых хребтов с пещерами и хотя бы нависшими скалами, не оттолкнула от себя ориньякских охотников за мамонтами, которые, наоборот, благодаря своему уму и изобретательности, сумели остроумно преодолеть неблагоприятные природные условия. Они делали себе здесь ямы, во многих случаях большого размера. Каждая из них была разделена на несколько самостоятельных частей, в которых пылали костры. Над ямой было нечто вроде крыши, остовом которой служили колья, покрытые шкурами или березовой корой; с боков остов был укреплен глиной и бивнями мамонтов.

Мадленские охотники, которые жили на Русской равнине, были тоже умные люди. Как показали раскопки В. А. Городцова в Тимоновке, близ г. Брянска, они при построении своих жилищ рыли ямы с правильными углами, а стены обшивали деревом. Затем покрывали ямы плоской крышей, сложенной из бревен толщиной около 20 сантиметров. Эта крыша засыпалась землей, которая быстро зарастала травой, так что ямы незаметно сливались со степью. Входом в яму служила наклонная лестница шириной в 1 метр, снабженная перекрытием. Интересно, что помимо жилых ям с очагом было еще несколько ям для запасов, которые имели коническую форму.

Но советские исследователи нашли следы позднепалеолитических людей также далеко на севере. Так, например, на стоянке Буреть на р. Ангаре, близ г. Иркутска, обнаружены четыре строения, которые были сделаны не из дерева, так как тогда там была безлесная степь, а из костей мамонтов и шерстистых носорогов, даже в тех местах, где должны были бы стоять деревянные стойки. Крыша опиралась на стойки не из стволов деревьев, а из больших берцовых костей либо из бивней мамонтов. Стены жилищ и их фундаменты были сделаны из черепов шерстистых носорогов и из больших костей разных животных с прокладкой каменных плит и земли, а сама крыша делалась из прочного материала, например из рогов северных оленей.

Позднепалеолитические охотники умели всегда выбрать подходящее место для своих стоянок. Они закладывали их чаще всего на южных солнечных склонах, по возможности защищенных скалистыми утесами или склоном горы от северных ветров. Всегда люди обосновывались вблизи воды. Если поселение было над рекой, они располагали его так, чтобы ему не угрожали половодья. К воде ходили пить и звери, и поэтому можно было сначала здесь напасть на них и убить. При выборе места стоянки играла роль и возможность обозревать окрестности, так как нужно было следить за движением стад животных или неприятельских отрядов. Однако основным требованием при выборе места для стоянки было обилие зверей в окрестностях.

Не все стоянки были большими, некоторые были малыми и временными, о чем свидетельствует тонкость культурного слоя. Часть стоянок существовала очень долгое время и была сильно населена. Здесь культурный слой мощен. Часто культурные слои чередуются со стерильными, которые означают, что становище временно оставлялось охотниками.

 

ЖИЗНЬ НА СТОЯНКАХ

 

Огонь служил центром жизни на стоянке. К нему охотники приносили пойманную добычу, здесь ее жарили и съедали. У огня они отдыхали, здесь трудились, веселились, совершали обряды. Во многих случаях лежат около очагов большие камни, которые, по‑видимому, служили сидениями для охотников. Иногда находят близ очагов и мастерские, где изготовлялось оружие и орудия. У огня охотники, по‑видимому, изготовляли разные мелкие домашние предметы, а также изделия для нужд охоты. Здесь, например, делались красивые костяные застежки, которыми они скрепляли одежду из шкур; изготовлялись костяные иглы и шила, примитивные дудки и флейты для сигнализации, здесь выделывались и мелкие художественные предметы, прежде всего различные ожерелья, браслеты, которые часто служили больше амулетами, чем украшениями. На стоянках вырабатывались шкуры убитых животных; здесь, по‑видимому, работали преимущественно женщины и девушки, изготовлявшие одежду.

О том, как древние охотники одевались, у нас нет большого количества сведений. Статуэтки и портреты мужчин и женщин того времени представляют голые фигуры. Несмотря на это, мы уверены, что хотя бы зимой они должны были одеваться в звериные шкуры и мех, которые у них были в избытке. Летом, может быть, им было достаточно только нацепить кусок шкуры вокруг бедер и плечей, но зимой они должны были кутаться в мех. Иглы, найденные на многочисленных стоянках, являются достаточным доказательством того, что люди умели сшивать отдельные шкуры и делать из них подобие штанов и жакетов, которые застегивали специальными застежками с отверстиями или с вырезами по краям. Судя по некоторым находкам, они свою одежду украшали. Примером может служить погребение двух детей в Гроте Детей около Ментоны; в области таза этих скелетов было найдено более тысячи просверленных раковин, которые были, очевидно, когда‑то пришиты к одежде. На черепе скелета негроидного юноши из той же пещеры были четыре ряда просверленных скорлупок улиток рода насса (Nassa), которые явно составляли украшение на шапке.

Одна советская находка, сделанная недавно, дала нам сведения о способе одевания. В прибайкальской палеолитической стоянке Буреть была найдена статуэтка женщины, которая отличается от всех остальных тем, что на ней намечена и одежда. На фигурке мастерски схвачен выразительный характер северной одежды: это какой‑то меховой комбинезон (без разреза впереди) с капюшоном. Одежда была прекрасно приспособлена к северным условиям, хорошо защищала ее владелицу от морозной зимы и леденящих ветров.

Охотники украшали не только одежду, но и тело. Наряду с ожерельями и браслетами им служили украшением и перья, которые они летом втыкали в косы. Женщины часто имели очень заботливо сделанные сложные прически, как об этом свидетельствуют некоторые фигурки женщин. Тело сильно разрисовывалось различными цветными глинами.

Но около огня не только господствовал труд и обнаруживалась радость жизни, там раздавались и стоны. Часто охотники возвращались в лагерь с ранеными товарищами, пострадавшими во время охоты или борьбы с врагом. Мужчины, женщины и дети метались в горячке при различных заболеваниях, эпидемиях. Нам почти ничего неизвестно о том, как в то время лечили раны и болезни. Мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что уже в то время была известна лечебная сила различных растений, их листьев, корней и плодов. Может быть, старухи передавали свои знания следующему поколению во все более совершенной форме. Однако из врачевального искусства того времени нельзя исключить стариков и колдунов.

Для поддержки костров, которые пылали на стоянках, больше всего использовались деревья из ближайших окрестностей. Люди сжигали не только дерево, но и кости крупных убитых животных. Так, например, в Дольних Вестоницах были обнаружены остатки костра с лежавшими полукругом длинными костями мамонтов. Обломанные концы костей были направлены к огню: ясно, что здесь огонь поддерживали жиром, который капал с концов горевших костей в огонь. И еще одна заслуживающая внимания находка была недавно сделана в Чехословакии: в одной позднепалеолитической стоянке в Остраве охотники для поддержания огня использовали, по‑видимому, и каменный уголь, который они добывали из выходящих на поверхность слоев.

 

ПОГРЕБЕНИЯ

 

Известно много погребений, относящихся к ориньяку. В общем о них можно сказать, что мертвых хоронили часто там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место. Иногда клали труп прямо на очаг; если в нем еще был огонь, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем иногда обкладывали голову и ноги камнями. Кое‑где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Это, вероятно, вызывалось страхом перед мертвыми, возвращению которых нужно было всеми возможными способами воспрепятствовать. Поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в скорченном виде. Мертвецов иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большим камнем. Нередко труп или только голову посыпали красной краской: при раскопках могил это заметно по окраске земли и костей. С мертвым в могилу клали много различных даров – украшения, каменные орудия, пищу, от которой остаются только кости. Но хоронили не только взрослых, но и детей, что свидетельствует о любви к ним.

Из ориньякских погребений очень многие получили мировую известность. Уникальным открытием служит погребение охотников на мамонтов в Пршедмости около Пршерова. Находка сделана в 1894 году К. Е. Машкой. Здесь было найдено двадцать скелетов, погребенных в скорченном положении и обращенных головой к северу, из них пять скелетов взрослых мужчин и три взрослых женщин, два скелета молодых женщин, семь детских и три от грудных детей. Могила была овальной формы, имела 4 метра в длину и 2,5 метра в ширину. Одна ее сторона была обложена лопатками мамонтов, другая – их челюстями. Сверху погребение было покрыто слоем известковых камней толщиной 30–50 сантиметров, которые должны были служить защитой от разрушения могилы хищными зверями. Предполагается, что в могилу время от времени клали умиравших членов племени.

 

У КОЛЫБЕЛИ ИСКУССТВА

 

Если искать зачатки искусства, то не у древних египтян, халдеев пли вавилонян, а в более далеком прошлом, у ориньякских охотников, которые вместе с мадленскими охотниками оставили после себя первые произведения искусства, причем такие совершенные, что перед ними с удивлением и восторгом стоим даже мы, люди XX века. Такие произведения палеолитического искусства были обнаружены, прежде всего, во французских и испанских пещерах.

Уже с самого начала ориньяка искусство развивалось как бутон прекрасного цветка. В полную красоту и силу оно развилось и засверкало в эпоху мадленских охотников на северного оленя. Звери, на которых они охотились, и женщина составляли самый большой интерес для палеолитических охотников, были главной темой их искусства; все остальное отходило на второй план.

Официальная наука долго не принимала во внимание палеолитическое искусство. Однажды она даже остро выступила против него, когда испанец Марселино де Саутуола открыл пещеру в Альтамире, а в ней прекрасные и удивительные многоцветные росписи, которые он отнес к палеолиту. За признание палеолитического искусства нужно было усиленно бороться.

Палеолитические произведения искусства можно разделить на три группы: 1) мелкие (переносные) объекты, украшенные рисунком, гравировкой или резьбой; 2) скульптуры, изображающие фигуры зверей и животных, и 3) настенную живопись на пещерных или скалистых стенах.

К наиболее древним художественным произведениям ориньякских охотников на мамонтов относятся статуэтки обнаженных женщин, так называемые „венеры“. Лицо, руки и ноги у этих статуэток не особенно выражены, но, как правило, выделены грудь, живот и бедра, то есть физические признаки, характеризующие женщину. Обычно такие фигурки вырезаны из бивня или кости мамонта.

Но известны и фигурки, изготовленные из других материалов, например из песчаника. Специальная мягкая масса из обожженных костей, глины и жира послужила для изготовления известной Венеры в Дольних Вестоницах. К настоящему времени открыто большое количество венер из самых различных мест раскопок. Их средняя величина 5–10 сантиметров, в некоторых случаях они достигают даже величины 12–15 сантиметров. Все такие скульптуры лишены одежды, за исключением буретьской венеры из Прибайкалья. У некоторых туловище изображено схематично, так что они представляют собой стилизованные подобия женщин. Подобную идеопластику может различить только специалист.

Общие приемы изготовления таких „венер“, включая и стилизованных, ясно доказывают, что здесь только старались подчеркнуть функцию женщины как продолжательницы рода. Женские фигурки служат памятниками какого‑то древнего религиозного культа, прежде всего связанного с плодородием.

Гораздо реже встречаются статуэтки с резко выделенными мужскими признаками. Такая уникальная находка была сделана в могиле ориньякского охотника на мамонтов в г. Брно. Статуэтка вырезана из куска бивня мамонта.

Известны и фигурки животных, относящиеся к той же палеолитической эпохе. Некоторые из них являются выдающимися произведениями искусства.

В гораздо большем количестве, чем статуэтки, в палеолитическом искусстве представлены простые или орнаментальные резные работы. Так как люди ориньяка и мадлена были прежде всего охотниками и от успешности преследования животных зависела судьба всего племени, то не удивительно, что резьба в большинстве случаев изображала зверей, на которых охотились.

Известно большое количество более или менее совершенных графических изображений животных. По ним видно, что их творцы хорошо знали животных. Их изображения вырезались на бивнях мамонтов, на рогах, костях и камнях, на стенах сталактитовых и других пещер.

Многих животных они изображали так удачно, что можно сразу узнать их различные типы, например диких лошадей. Некоторые графические изображения характеризуют животных в типичных позах или во время характерного движения. Палеолитические охотники могли прекрасно изображать также раненых и издыхающих животных.

Кремневый резец был единственным инструментом палеолитических художников‑скульпторов. Несмотря на примитивность рабочего инструмента, некоторые произведения являются поистине прекрасными и обладают высокой художественной ценностью прежде всего в тех случаях, когда при резьбе на стенах пещеры были умело использованы и неровности скалистого основания.

Вершиной художественного мастерства палеолитических художников служат прекрасные цветные изображения животных, которыми были украшены некоторые французские и испанские пещеры: сюда относятся наиболее ценные и удивительные памятники древнего искусства. К наиболее широко известным пещерам относятся прежде всего испанская пещера Альтамира, французские пещеры Фон‑де‑Гом, Комбарелль, Ласко. Красками палеолитическим художникам служили цветные горные породы, в первую очередь охра и красный гематит, имеющий мягкие оттенки от коричневого до красного. Краски разводились жиром убитых животных и наносились пальцем либо какими‑то стерженьками из дерева или кости. Не исключено, что из кожи и щетины изготовлялись какие‑нибудь простейшие кисти, которые, конечно, не могли сохраниться до нашего времени. Палитрой служили лопатки убитых животных.

Сейчас мы уже не верим, что палеолитический охотник‑художник рисовал изображения животных ради удовольствия, для удовлетворения тоски по красоте либо для украшения пещер, в которых он жил. Животные изображались как объект охоты, которым охотник хотел овладеть. От богатой охоты зависело благополучие и подъем жизни племени, а поэтому охотники старались как‑то повлиять на саму охоту и ее результаты. И с полным правом можно предположить, что эти изображения свидетельствуют прежде всего об охотничьей магии. В пользу такого вывода говорят очень многие факты. Во‑первых, изображения и росписи находятся всегда далеко от входа в пещеру, очень часто в самых скрытых и недоступных ее участках. Художники находились всегда в темноте, которую могли разгонять лишь горящие факелы тех, кто лишь очень редко посещал с той или иной целью отдаленные уголки пещеры. О том, что изображения животных были, действительно, связаны с какой‑то охотничьей магической деятельностью, свидетельствуют та резьба и те росписи, в которых туловища животных проткнуты нарисованными стрелами и дротиками. Известны также картины, по которым было установлено, что в них стреляли настоящими стрелами, и такие, на которых изображения животных нарисованы с различными ловушками.

Многие помещения в пещерах столь богато украшены резьбой и росписью, что их можно смело считать какими‑то первобытными святынями, где производилось колдовство, основанное на суеверии.

Одна из таких первобытных святынь была обнаружена в пещере Монтэспан в департаменте Верхней Гаронны (Южная Франция), другая – в пещере Тюк д'Одубер, тоже на северной стороне Пиренеев, близ г. Арьежа. Вход в пещеры образован отверстием, куда пропадает река Вольп в скалистом массиве. В последнем зале пещеры была обнаружена скульптурная группа высотою почти в один метр, представляющая двух бизонов – быка и корову перед случкой. Она сделана из глины, взятой со дна пещеры, а на земле еще видны следы ног людей, которые вокруг этой скульптуры танцевали. В данном случае мы стоим перед первобытной святыней, которая, конечно, не означает охотничьего культа. Скульптурная группа, показывающая, что бизон готов к скачку, ясно показывает, что здесь производилось колдовство, которое должно было обеспечить не только размножение зверей, на которых охотились, но и плодородие у самих людей. Обряды, по‑видимому, состояли в основном из танцев, потому что пещерная глина около скульптуры бизонов полна человеческих следов. Интересно, что следы принадлежат почти исключительно молодым людям. Поэтому можно судить о том, что в тайном месте обрядам подвергались юноши и девушки, которые должны были быть затем приняты в племя уже как мужчины и женщины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: