Охота на пещерного медведя

 

Позднепалеолитические люди охотились и на пещерных медведей. Как правило, они подстерегали их на узких скалистых тропинках и оттуда бросали на них большие камни. Иногда они и прямо нападали на медведей. В этих случаях длинные копья были самым подходящим оружием. Чем больше было охотников, тем меньше была опасность и тем скорее они убивали медведя.

Один памятник такой борьбы с пещерным медведем считается особенно важным. Он был обнаружен в период, когда еще не верили, что одновременно с мамонтами, шерстистыми носорогами и пещерными медведями мог жить и человек. Индржих Ванкель нашел в Слоупской пещере (Слоуп), недалеко от Босковиц в Моравии (Чехословакия), череп пещерного медведя с тяжелой, но хорошо зажившей раной на черепной крышке: она, безусловно, была сделана каменным оружием ориньякского охотника. Около черепа был найден и обломленный кончик копья. Охотник, нападавший на пещерного медведя, нанес ему копьем с наконечником из яшмы такую сильную рану, что наконечник застрял в кости и обломился. Пещерный медведь пережил рану, которая хорошо зажила, но наконечник копья остался в черепной кости до самой смерти зверя. Только после того, как медведь околел в Слоупской пещере, обломленный наконечник при разложении мягких тканей головы выпал из зажившей кости. В результате находки Ванкеля полностью опровергнут ошибочный взгляд, будто человек не жил одновременно с плейстоценовыми животными.

 

 

ВЕНЕРА ИЗ ВЕСТОНИЦ

 

К самым древним произведениям искусства позднепалеолитических охотников относятся статуэтки обнаженных женщин, или так называемые Венеры. Как правило, у этих статуэток нет лица, рук и ног (их не намечали), но зато чрезвычайно рельефно изображены грудь, живот и бедра, то есть физические признаки, отличающие зрелую женщину, мать. В настоящее время известно много таких статуэток: места их находок тянутся от южной Европы далеко на восток до Сибири включительно. Чаще всего фигурки изготовлены из бивней мамонта. Но известны венеры из камня либо из других материалов.

Одна из таких статуэток была найдена и в Моравии (Чехословакия), а именно в Дольних Вестоницах‑на‑Дыйе. Древний скульптор вылепил из мягкой податливой массы (которую он приготовил из золы от костей животных и из глины, вероятно, перемешав с жиром) прекрасную нагую женскую статуэтку, которую он затем обжег на огне, так что она стала твердой как камень. Может быть тот же скульптор изготовлял прекрасные фигурки животных. На Венере из Вестониц можно хорошо проследить все отличительные признаки подобных женских статуэток: сильно развитые грудь, бока и бедра. Но лицо оставлено совершенно без внимания.

Из особенного материала была также сделана Венера, найденная в другом месте Чехословакии, на возвышенности Ландек в Остраве‑Петршковицах. Здесь позднепалеолитический художник вырезал Венеру из гематита. Но у этой статуэтки отсутствует голова. В отличие от других, эта фигурка имеет стройные формы тела, без преувеличенной толщины.

Если все известные до настоящего времени Венеры были представлены нагими фигурами, то все‑таки известна одна, на которой схематически, но очень наглядно изображена одежда, представляющая какой‑то комбинезон из шкур без разреза впереди и с типичным скандинавским капюшоном. Такая одежда была очень удобна при жизни в неблагоприятных климатических условиях арктических областей и полностью предохраняла ее владелицу от сильных морозов с леденящими ветрами. Эта Венера была найдена в Бурети, в Прибайкалье.

 

 

ДРУГИЕ ВЕНЕРЫ

 

Некоторые находки Венер всемирно известны. Такова, например, Венера (на рисунке первая слева) из Виллендорфа (Австрия). Она представляет фигуру сильной, полной, зрелой женщины; голову ее художник украсил пышной прической (статуэтка изготовлена из мягкого известняка, высота ее 11 сантиметров. Известна также Венера (на рисунке в середине) из Савиньяно (Италия); статуэтка изготовлена из серпентина, высота ее 22,5 сантиметра. Вершиной художественного мастерства является Венера из Леспюг во Франции (на рисунке справа): она вырезана из кости мамонта, высота ее 14,7 сантиметра). Хотя ее тело обладает невероятно преувеличенными чертами, но имеет гармоничный облик и сделано с большим художественным вкусом. Вся ее фигура симметрична и образует правильный ромб. Небольшая голова переходит в узкую грудь, тело расширяется в сильные бока и вновь суживается к едва намеченным ногам. Действительно, это произведение большого мастера.

Непроработанные руки и головы этих и других Венер, как и преувеличенные женские особенности, служат ясным доказательством того, что при их изготовлении не имели решающего значения понятия женской красоты и нежности более поздних исторических периодов. Здесь речь шла не об эротике, а скорее о почтении к женщине. Нельзя забывать, что в те времена возникал матриархат и женщине принадлежало важное место в хозяйстве и в обществе. При существовании группового брака отец не был известен. Поэтому и родство считалось по женщине. Женщина‑родительница была уважаемым членом общества. Возникающее родовое общество вело свое начало от какой‑то древней женщины‑праматери и также ее почитало. Поэтому представляется более правдоподобным, что все статуэтки Венеры представляют собой предметы и символы культа, скорее всего, культа женщины‑прародительницы и, одновременно, культа плодородия.

Позднепалеолитические художники не делали изображения женщин только в виде небольших статуэток. Иногда они выполняли очень трудоемкую работу и вырезали фигуры женщин в стенах пещер. Примером таких барельефов, высотой приблизительно в полметра, выполненных на этот раз мадленским художником, могут служить те, которые были обнаружены в Лосселе (Франция); наиболее интересный из них изображает молодую нагую женщину с рогом бизона в руке.

Современному художественному вкусу больше отвечают фигуры женщин, обнаруженные недавно в убежище Рок‑о‑Сорсьер (тоже во Франции): здесь мадленский художник вытесал в скале изображение молодых и стройных женщин.

На рисунке: слева – Венера из Виллендорфа (Австрия); в середине – Венера из Савиньяно (Италия); справа – Венера из Леспюг (Франция), все из отложений ориньякской эпохи.

 

 

ВЕНЕРА ИЗ ПРШЕДМОСТИ

 

К давно известным и наиболее значительным стоянкам ориньякских охотников на мамонтов в Моравии относится Пршедмости около Пршерова (Чехословакия). Эта стоянка была уже давно известна по находкам костей мамонтов. Первое упоминание о ней сделал в одной из своих книг ученый Ян Благослав 400 лет тому назад. Благоприятное положение Пршедмости под известняковыми скалами, нахождение поблизости морен с кремневыми валунами, места богатой охоты при слиянии двух рек и много других преимуществ привлекали сюда палеолитических охотников уже в самые древние времена. В разрезе стоянки было зафиксировано много культурных слоев; наиболее важны три средних слоя, относящихся к различным ступеням развития ориньяка. Из них наиболее мощным был нижний культурный слой со скоплениями костей мамонтов, достигающий толщины в 1 метр. Остальные два слоя тонкие, а иногда и совсем исчезают. Пршедмостская стоянка по тем временам была действительно большой. Она расположена веерообразно около восточной скалы на площади почти 10 тысяч квадратных метров. Здесь было найдено много каменных орудий. Совершенно исключительной находкой была общая могила. В результате подробного исследования профессора Индржиха Матейки было установлено, что пршедмостские охотники на мамонтов обладали некоторыми признаками, которыми напоминали неандертальцев; все же они относятся к виду Homo sapiens, к тем охотникам, которые проникли к нам откуда‑то с востока, принеся с собой и свою культуру.

Связи пршедмостских охотников с Востоком лучше всего проявляются в их художественных произведениях. Многие костяные орудия украшены простым геометрическим узором, а его происхождение можно искать только на Востоке, где известен подобный орнамент. Связь с Востоком видна и по уникальной венере из Пршедмости. Это не пластика, а резное изображение, сделанное острым кремневым инструментом на обломке клыка мамонта. Фигура женщины здесь опоэтизирована в геометрической схеме. При помощи ровных линий, треугольников и овалов пршедмостский ориньякский художник создал произведение, которое не имеет себе равных и которое нас по праву восхищает.

 

 

СТИЛИЗОВАННЫЕ ВЕНЕРЫ

 

Среди Венер мы находим и таких, у которых вся фигура схематизирована, так что они являются каким‑то стилизованным подобием или идеопластикой. Во многих случаях их может распознать только специалист. В чехословацком позднем палеолите были также найдены подобные идеопластики. Например, одна из них, вырезанная из кости мамонта и найденная в 1935 году в Дольних Вестоницах, на первый взгляд напоминает вилку; вся верхняя часть фигурки имеет форму валика или цилиндра, а нижняя часть представлена ногами с глубоким надрезом в середине (на рисунке изображение 4). Другая такая Венера была найдена тут же в 1937 году; верхняя и нижняя часть тела у нее стилизованы в форме орнаментированного цилиндра, на котором выделяются только мощные груди. Подобные венеры, трудно различаемые дилетантами, известны и из Пршедмости около Пршерова; здесь художник совершенно игнорировал физические подробности и, будучи связан формой костей (кости запястья мамонта), создал склоненную фигуру женщины, по‑видимому, беременной. Очень долго эти статуэтки, которые будто бы служили пршедмостским роженицам фетишем, предохраняющим от тяжелых родов, считались уникальными. Когда же несколько лет назад была обнаружена большая палеолитическая стоянка Авдеево, близ Курска (СССР), там были найдены совершенно такие же фигурки, изготовленные из того же материала. Родство этих культур не вызывает сомнений, однако пришел ли пршедмостский человек в Пршеров из далеких русских равнин или он ушел когда‑то из Моравии на восток – неизвестно.

На рисунке: I – Венера, найденная в долине реки Белая около деревни Мальта в Прибайкалье (СССР); этой статуэтке не хватает признаков типичных Венер; 2 – стилизованная Венера из Пршедмости около Пршерова, Моравия; 3 – идеопластика женщины (Венеры) из Дольних Вестониц на Дыйе, Моравия; 4, 5 и 6 – идеопластические подвески, припоминающие женские фигуры из Дольних Вестониц, из пещеры Пекарна около Мокрой в окрестностях города Брно, Моравия, и из Петерсфельса близ Бадена (Германия); 1, 2, 3 и 4 – ориньяк, 5 и 6 – медлен. Рисунки сделаны в разных масштабах.

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ МУЖЧИН

 

Позднепалеолитический человек очень редко изображал сам себя так, чтобы из его художественных произведений можно было узнать, как он выглядел. Хотя ориньякские Венеры анатомически иногда выполнены очень хорошо, все‑таки лицо оставалось без внимании. Если – очень редко – оно и было сделано, то совсем поверхностно, схематично. Почему художник уклонялся от изображения лица, неизвестно. Зная его художественные произведения, нельзя предположить, что он не смог бы этого сделать. По‑видимому, был такой обычай или указание, связанное с магией, которые ему это не позволяли. То, что сказано о Венерах, которые были какими‑то идолами, относится и к уникальной статуэтке обнаженного мужчины, найденной в Брно в могиле ориньякского охотника на мамонтов (см. на рисунке изображение 3). Резные изображения людей на костях или на стенах пещер также напоминают скорее детские рисунки, чем художественные произведения, если это вообще не замаскированные люди или карикатуры (см. на рисунке изображение 2).

Несмотря на это, все же изредка находят скульптурные и резные изображения, где лица похожи на человеческие. Примером может служить человеческая голова, вырезанная из кости мамонта и найденная в Дольних Вестоницах в Моравии. „На куске кости мамонта“, – написал об этом художественном произведении академик Я. Бем, – „изображено продолговатое лицо с высоким лбом, переходящим в прическу. Устремленные вдаль глаза, длинный узкий нос и неопределенно сомкнутые губы характеризуют лицо благородного выражения, и трудно поверить, чтобы оно вышло из человеческих рук десятки тысяч лет тому назад. Мелкие трещины, частично смягченные желтоватым тоном патины, не могут нарушить покой и мир, которыми дышит это удивительное лицо“. С этой скульптурой, которая относится к наиболее совершенным произведениям ориньякского искусства, мы могли бы связать еще две скульптуры той же эпохи – голову взрослого человека из Ментоны на Ривьере и голову девочки из Брассампуи (Франция). К ним можно отнести и рельеф мадленского охотника, обнаруженный на стене навеса Рок‑о‑Сорсье, и барельеф мадленского охотника из Лоссель (Франция).

На рисунке: 1 – человеческая голова из кости мамонта, найденная в Дольних Вестоницах, Моравия; 2 – человеческая фигурка, вырезанная на кости, оттуда же; 3 – фигурка мужчины из кости мамонта (а – спереди, б – сзади ив – сбоку), Брно. Все скульптуры относятся к граветтской фазе ориньякской эпохи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: