Охота на шерстистого носорога

 

На стоянках позднепалеолитических охотников среди остатков убитых животных попадаются кости шерстистого носорога. Следовательно, это уродливое и опасное животное было тоже объектом их охоты. Если люди не пытались победить его с помощью обмана, то борьба с ним была всегда рискованной. Перед смертью он мог поранить или даже убить многих охотников. Потеря каждого охотника означала для коллектива определенное нежелательное ослабление, которое, особенно для небольших орд, было очень чувствительным. Поэтому необходимо было соблюдать очень большую осторожность и избегать опасности; однако иногда она наступала неожиданно, и для многих охотников битва с могучим зверем заканчивалась трагически.

Постоянную опасность таила охота на крупных животных; она часто заканчивалась тяжелыми ранениями. Трудная жизнь и различные болезни приводили к тому, что и позднепалеолитические люди не доживали до старости (скелеты старше пятидесяти лет составляют большую редкость). Из болезней, от которых страдали эти охотники, больше всего были распространены ревматизм, воспалительные процессы, поражавшие позвоночник и суставы, кариес. Были, конечно, и различные инфекционные заболевания, которые, однако, не оставили на костях никаких патологических изменений, поэтому о них можно судить только предположительно.

Позднепалеолитические люди получали тяжелые ранения, ведшие часто к смерти, не только во время охоты, но иногда и друг от друга. Так женщина из Кро‑Маньон умерла, по‑видимому, очень скоро после смертельного удара в область лба. Один охотник из Младечской пещеры около г. Литовел в Моравии (Чехословакия) был убит двумя ударами в затылок. Таких случаев можно было бы привести гораздо больше.

 

 

ОХОТА НА БИЗОНА

 

Наряду с мамонтами, дикими лошадьми, турами и северными оленями, важным объектом хоты для позднепалеолитических охотников был и бизон. На это животное особенно часто охотились мадленские охотники, которые и часто его изображали. Им перепадало не только много хорошего сочного мяса, была для них очень ценна и шкура. Они, по‑видимому, и для бизонов делали различные западни и ловушки. Но, конечно, охотились и так, что отбивали т стада отдельных животных, которых потом загоняли в подходящие места, на скалистые тропы, в тупики и топи, где могли их с большей безопасностью для себя настигнуть и убить.

В искусстве мадленских охотников бизон очень хорошо отображен на гравюрах и с помощью цветной живописи. Как раз изображения молодых бизонов в пещере Альтамира и послужили причиной того, что там впервые голос ученого провозгласил существование палеолитического искусства. В ноябре 1879 года, то есть спустя одиннадцать лет после обнаружения Альтамиры одним охотником, в пещеру зашла маленькая Мария, чтобы посмотреть, что собственно там постоянно ищет ее отец Марцеллино ди Саутуола. Когда же она увидела, что отец все время осторожно раскапывает и внимательно рассматривает землю, ей быстро надоело стоять около отца. Она осторожно вошла в низкий коридор, и в тусклом свете свечи осматривала его стены и потолок. Вдруг в подземной тишине раздался крик „Торос, торос!“ (быки, быки!) и Саутуола увидел, как из низкого коридора к нему бежит испуганная Мария. Когда же она рассказала ему, что на потолке низкого коридора изображены быки и настаивала на этом, Саутуола, согнувшись, на четвереньках вполз в коридор и оцепенел от удивления: весь потолок был покрыт прекрасными изображениями бизонов, среди которых изредка встречались и другие животные – лани, дикие лошади и кабаны.

Саутуола тотчас же понял, что он стоит перед художественными произведениями палеолитического человека. Когда же он в 1880 году на съезде в Лиссабоне объявил об этом, его мнение было отвергнуто и не было признано. Прошло много лет, пока согласились с тем, что Саутуола был прав и что Альтамира является действительно древней картинной галереей, своеобразным древним Лувром.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: