Руководитель - лицо, занимающее руководящую должность. Руководство - физическая и умственная деятельность руководителя, цель которой - достижение эффективной дея-ти организ.
Лидерство рождается потребностью и практикой неформального управления. Человек имеющий такой статус в группе - лидер. Лидер - член социальной группы, выдвигаемый в результате взаимоотношений ее членов в лидерской ситуации для достижения поставленной цели.
Характерные черты руководителя - Официальные отношения в группе,субъект управление - элемент макросреды, Руководитель назначается целенаправленно,осознанно, Система санкций, Наличие властных полномочий. Характерные черты лидера - Неофициальные отношения в группе, субъект управления - элемент микросреды, Выявляется стихийно на эмоциональном тоне, Отсутствие формальных властных полномочий, Влияние на группу через авторитет, симпатии. ОБЩЕЕ между этими понятиями - наличие субординации, субъекты управления, реализуют процессы социального влияния в группах. РАЗЛИЧИЯ - руководство это социальный феномен,официальные отношения, лидерство - психологический феномен, неформальные отношения. Говоря о руководстве мы имеем в виду действия "формального лидера". Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В соответствии с самой распространенной в управленческой науке классификацией, разработанной Куртом Левиным выделяют:
|
|
· авторитарный стиль - характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя.Сотрудники пассивны.Метод руководства - принуждение и контроль.
· демократический стиль - характеризуется дейентрализацией власти. Подчиненные получают всю нееобходимую инфо для того, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Оказывает влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных
· либеральный стиль - характеризуется минимальным вмешательством руководителя в дея-ть группы. Руководитель пассивен. Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться.
|
|
Организационная культура в системе управления: сущность, функции, элементы и типология.
Организационная культура – это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организациями. С позиций теории организации культура служит проявлением общественного сознания, отражающим процесс самоорганизации общества.Организационная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Также организационная культура формирует имидж организации. Ценность организационной культуры для организации в целом состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в действиях работников.
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности: объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке»).
• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам.
• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
Формирование организационной культуры — это попытка влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение.
Наряду с элементами и функциями выделяют и типы организационной культуры. Наиболее известная классификация предложена Камероном и Куинном.Основые типы организационной культуры - Клановая (дружный коллектив и командная работа), Адхократическая (высокая доля риска, наличие экспериментирования), Иерархическая (формально и официально), Рыночная (ориентация на результат, люди соперничают между собой, внутренняя конкуренция).