Проблема познаваемости Мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм

 

   

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека. Иначе она называется гносеологией. Говорят, гносеология – это знание о знании. Задача гносеологии – осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. На современном уровне теория являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира.

Человеческий разум всегда пытался ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? В самом деле вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его опыта невозможно познание того, что бесконечно.

В попытке ответить на данный вопрос можно обозначить 3 варианта решения познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира и это доказывается всей историей человечества и его практической деятельностью. Это легко проверить: если человек поставил цель и достиг ее – значит его знания верны. Агностики отрицали возможность познаваемости мира. Источником агностицизма неизбежно является гипотеза о трансцендентности знания.

Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем сведения о нем лишь в том виде, какой он приобретает в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле мы не знаем и знать не можем. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. И сегодня ряд течений современной западной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросах о познаваемости сущности мира, а особенно человека и общества.

Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Скептицизм, наиболее развившийся в период, когда нечто, считавшееся ранее истинным, оказывается в свете новых данных науки и практики ложным, несостоятельным. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но и заодно все новое, нарождающееся. Как доктрина скептицизм принижает практически-позновательные способности человека. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, что является шагом к истине. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; знание – сомневается.

Представители скептицизма: Пиррон, Секст Эмпирик, академики Аркесилай, Карнеад, Эразм Роттердамский, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень. Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов – Протогора, Горгия, Антифента, Гиппия.

Аристотель заметил: «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться».

Агностицизм традицией, восходящей к философии Юма и Канта.

Суть кантовского агностицизма состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляется сама по себе (ноумен), принципиально различно. Это разделение мира на доступные познанию «явлению» и «непознаваемые «вещи сами по себе» исключает возможность постижения сути вещей.

Однако сам Кант вряд ли счел себя агностиком. Он верил в бесконечный прогресс познания. При этом Кант поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта; также признавал, что действительность всегда выходит за пределы существующего знания. Он констатировал, что мир познается всегда в формах его данности человеку. Это дало ему возможность утверждать, что вещь познается в явлении, а не так, как она существует сама по себе.

 

26. Структура познавательного процесса. Формы чувственного иррационального познания. Рассудок и разум, воображение и интуиция.

 


   

Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философском, научном).

В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.
Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; в) опосре- дованностью языком и культурной традицией.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум.

Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта.

 

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику пещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

ВООБРАЖЕНИЕ-фантазия, психич. деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогдав целом не воспринимавшихся человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретнымичувств. образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного,обобщённого познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для В. отход от реальностипозволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Гл. функция В. состоитв идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, впредвосхищении того, чего ещё не существует. С этим связана способность делать открытия, находитьновые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию

ИНТУИЦИЯ

(позднелат. intuitio, от лат. intueor — пристально смотрю), способность постижения истины путёмпрямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: