Поиск оригинальных идей

 

Как вы уже поняли, выразить идею истории в одном предложении – проще простого. Вот придумать персонажа и снабдить его желанием – куда сложнее.

Иногда, если повезет, муза сама сядет вам на плечо, и идея распустится у вас в голове, как цветок. Если такое случится, воспользуйтесь ситуацией в полной мере. Но если нет, переживать не стоит. Вдохновение чаще приходит отнюдь не спонтанно.

Чтобы возникли концепции сюжета для ваших сценариев, практически всегда нужно стимулировать мышление: наблюдать, записывать все, что ежедневно попадается на глаза, обращая внимание на все, что может пригодиться, и использовать этот материал для мозгового штурма.

Очень рекомендую завести и повсюду брать с собой блокнот, диктофон или мобильный телефон с функцией записной книжки. Как только вам придет в голову идея истории, черта характера героя или ситуация, записывайте. Чем раньше у вас войдет в привычку рассматривать все события и всю поступающую извне информацию как потенциальный материал для истории, тем легче вам в итоге будет «создавать» сюжетные концепции.

Важно: вы должны фиксировать не просто хорошие, но вообще любые идеи для сценария. Это та самая фаза мозгового штурма, когда важно количество, но не качество. Оценку концепций мы обсудим позже, но на данной стадии ни в коем случае нельзя стопорить процесс, пытаясь анализировать идеи. Просто начните подмечать, обдумывать и записывать.

Помимо записи идей, персонажей и ситуаций в том виде, в каком они попадаются, вы должны активно искать идеи истории. Вот несколько надежных источников, которые могут подстегнуть творческую мысль и натолкнуть на потенциальную концепцию:

1. Личный опыт. Первый (чаще всего, трактуемый неверно) совет, который получает писатель: пиши о том, что знаешь. В Голливуде издавна бытует шутка, что 90 процентов сценариев про то, как некто приехал в Голливуд, чтобы сделать карьеру, потому что это знакомо почти каждому сценаристу.

Писать о том, что знаешь, опасно, поскольку у большинства из нас не слишком яркая и интересная жизнь. Писать сценарий на основе автобиографии – если, конечно, она у вас не такая, какой позавидовал бы сам Джейсон Борн, – не самая блестящая идея. То же самое касается сценариев, основанных на травмирующих событиях прошлого. В написании сценариев очень много преимуществ, но переживать личные драмы куда лучше, ведя дневник.

При описании личного опыта есть и дополнительная сложность – объективность. Мне пришлось прочесть не один сценарий, изобилующий логическими изъянами и вряд ли способный привлечь публику. Авторы частенько оправдывались тем, что описываемые события происходили на самом деле. Пренебрежение драматургической и художественной достоверностью ради фактической – очень большой недостаток автобиографической истории.

Есть гораздо более эффективный способ писать о том, что вы знаете. Используйте личный опыт как основу для концепции вымышленной истории, и тогда можно смело обращаться ко всем принципам написания впечатляющего сценария.

Прекрасный пример – «Повелитель бури». Это не правдивая история сценариста Марка Боула о поездке в Ирак. На самом деле он был не сапером, а военкором, прикрепленным к отряду взрывотехников. Глубина, богатство, достоверность и эмоциональное воздействие достигаются потому, что автор сценария, будучи журналистом, писал о том, что лично видел на войне.

2. Заголовки в СМИ. Темы историй из газет, журналов, анонсов теле– и радионовостей – превосходный трамплин, отталкиваясь от которого можно выдумать историю. Помните: на стадии мозгового штурма вы ищете любую идею, и совершенно неважно, насколько она правдоподобна, ужасна или абсурдна, – нужно, чтобы заработали креативные механизмы.

Оригинальный сценарий фильма «Малыш-каратист» – прекрасный пример действия этого принципа. Продюсер фильма, Джерри Уайнтрауб, увидел в новостях сюжет о мальчике из Сан-Фернандо-Вэлли, который дал отпор школьным хулиганам, обучившись карате. Сценарий, написанный Робертом Марком Кэменом на основе этих фактов, включал любовную историю, стареющего инструктора из Окинавы и соревнования. Эти элементы, разумеется, имеют мало общего с реальной историей. Но новостной сюжет дал продюсеру пищу для размышления, и вскоре появился фильм, сценарий которого соответствовал всем критериям убедительной концепции.

Сериалы изобилуют выдуманными историями, основанными на реальных событиях или новостных сюжетах. На них строится два десятилетия «Закон и порядок», им мы обязаны таким лентам, как «Анатомия Грея», «Доктор Хаус», «Сестра Готорн», а также несметному количеству других сериалов, рассказывающих о медицинских случаях и курьезах.

Эффективно использование заголовков и тогда, когда вы ломаете голову над тем, как совместить две совершенно не связанные темы в одной истории. Несколько лет назад в газете Гонолулу появился заголовок «Водители экскурсионных автобусов угрожают забастовкой». На какие мысли может навести такой заголовок? Это может быть драматическая история о водителе автобуса, который участвует в забастовке, и о том, как это отразилось на нем и его семье, – или комедия о причудливых подработках, на которые он идет, чтобы прожить во время забастовки. Дав волю воображению, можно додуматься до истории об экономических трудностях и о том, как они влияют на детей, – не имеющей ничего общего ни с забастовками, ни с водителями автобусов. Или можно историю о забастовке рассказать с точки зрения событий в музее, где останавливался экскурсионный автобус. Чем дальше вам удастся отойти от первоначального заголовка, тем лучше.

В той же самой газете из Гонолулу была еще одна отличная возможность для комбинирования двух заголовков. Другой заголовок того дня гласил: «Секте Харе Кришна предъявлен иск на $1 млн». Скажем, вы хотите связать этот заголовок с предыдущим.

В результате выйдет полностью вымышленная комическая история о женщине, унаследовавшей небольшую компанию, занимающуюся автобусными турами. Водители-мужчины не желают подчиняться женщине и объявляют забастовку. Пока наша героиня ищет сменных водителей, чтобы спасти свой бизнес, сектанты ищут деньги, чтобы заплатить по иску, так что соглашаются работать водителями экскурсионных автобусов, и это порождает множество уморительных ситуаций. (Если кто-то заинтересовался именно этим концептом, пусть позвонит мне, и мы обговорим условия покупки идеи.)

Суть приведенных примеров в том, что процесс поиска заголовков в качестве отправной точки для мозгового штурма и всестороннего анализа темы – вполне реальная задача. Пока вы не опускаете рук, не ограничиваете себя и не занимаетесь самоцензурой, у вас могут возникать нестандартные мысли, имеющие мощный потенциал.

3. Другие фильмы. Совершенно очевидно, что Голливуд – большая фабрика клонов, и продюсеры с киностудиями вновь и вновь тщатся повторить неожиданный успех блокбастеров, сочетая элементы разных жанров и концепции истории. (В самом деле, был бы снят «Перси Джексон и Похититель молний», не будь франшизы про Гарри Поттера?) Так почему не воспользоваться тем же подходом для генерирования собственных идей? Не пытайтесь повторить успех: просто попробуйте совместить два концепта или две ситуации, кажущиеся совершенно различными по жанру или по сюжетной линии. В результате могут возникнуть совершенно новые, оригинальные идеи, никем не использованные, но вполне способные вписаться в коммерчески жизнеспособные жанры и сюжетные линии.

Рассмотрим два самых кассовых фильма 2009 года: «Добро пожаловать в Зомбиленд» и «Район № 9». Сценарий Ретта Риза и Пола Верника «Зомбиленд» совмещает два очень распространенных жанра: фильм о зомби и комедийное роуд-муви, и комбинирует их так, как прежде (на моей памяти) еще никто не делал: группе случайных попутчиков приходится объединять усилия, чтобы добраться до Лос-Анджелеса из Техаса и уцелеть в мире, захваченном зомби, в итоге все герои практически сроднились.

В результате получилась хоррор-версия «Маленькой мисс Счастье» (даже с Эбигейл Бреслин в одной из главных ролей), а вовсе не бледная копия оригинала; два жанра здесь сливаются только для стартового рывка. Герои, зомби, ситуации, юмор и любовная история в основе сюжета – оригинальны и захватывают зрителя.

«Район № 9» имел даже большие кассовые сборы в мировом прокате и номинировался на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и как лучший фильм. В нем использовался сходный прием: жанр «пришельцы из космоса», но снятый ручной камерой в стиле документального кино. Подобный прием уже использовался при съемках более традиционного ужастика «Монстро». Но Нил Бломкамп и Терри Тэтчелл написали сценарий, в котором эти элементы помогли показать более сложный образ отталкивающего героя, правительственный заговор, то, что сначала пришельцев неправильно поняли, и в конечном счете получилась смесь боевика с фильмом о мужской дружбе, с намеком на апартеид.

Так что составьте список ваших любимых фильмов и сочетайте сюжеты любых двух методом случайного выбора. Или возьмите один и поменяйте жанр: превратите драму в комедию, саспенс-триллер в научно-фантастический триллер, измените пол, возраст героя и/или его занятие, сделайте из злодея героя. По большей части у вас выйдет чушь, но некоторые варианты могут вызвать у вас интерес и послужить отправной точкой для сюжетных концепций с настоящим коммерческим и художественным потенциалом.

 

Адаптации

 

Помимо оригинальных сюжетов, самым очевидным источником для киноистории является адаптация произведений других жанров – романов, пьес и рассказов. У них есть преимущество в виде уже готового сюжета, к тому же если вы будете позиционировать сценарий как адаптацию уже опубликованного или поставленного произведения, это дополнительный коммерческий плюс. Если вы считаете, что создание оригинальных сюжетов «из воздуха» – ваше слабое место, а сильная сторона, напротив – умение переплавить историю в сценарий, то, возможно, вам стоит начать карьеру именно с адаптаций.

Если вы нашли произведение, на основе которого желаете написать сценарий, вам следует отыскать автора или издателя (или их представителей) и начать переговоры о правах на экранизацию. Выйдет это у вас или нет, зависит от того, что вы сможете предложить: какую сумму (авансом и после съемок фильма); сколько таланта и опыта можете вложить в написание; насколько деликатно отнесетесь к исходному материалу.

Разумеется, если вы не миллионер, то вряд ли собираетесь приобретать права на экранизацию очередного сериала по книгам Джоан Роулинг. (Если же у вас есть такие деньги, позвоните мне, и я расскажу вам, что такое сопродюсер.) Но поскольку не все книги и пьесы – бестселлеры, то литературные и драматические произведения вполне могут стать источником материала даже для не самого опытного сценариста со скромными средствами. Вполне возможно, что найденный вами текст никогда не был коммерчески успешен или написан 10–15 лет назад, и весь интерес и энтузиазм, сопровождавшие появление этого произведения, давно позади.

Оригинальный источник вообще может быть отнюдь не шедевром. Но поскольку вам нужна всего лишь отправная точка, возможно, все равно стоит поинтересоваться правами. Альфред Хичкок большую часть своей кинокарьеры занимался тем, что отыскивал малоизвестные книги и снимал по ним великие фильмы.

 

 

Поскольку для того, чтобы рассказать выдуманную историю, и романисту, и сценаристу нужен герой, то логично предположить, что героя можно позаимствовать из литературы. Однако не стоит спешить – сначала подумайте о том, какая пропасть разделяет эти жанры.

Сценаристы должны придерживаться достаточно жестких правил и параметров, тогда как у романистов куда больше свободы изложения. Романы могут следовать тем же требованиям по структуре, что и сценарии, и тогда их можно переносить в кино напрямую. Но как бы вы ни любили оригинальное произведение, необходимо устранить из него все элементы, не отвечающие правилам написания сценария. Это может даваться с болью, но это необходимый процесс – иначе не удастся создать фильм, который дойдет до массовой аудитории.

Ниже приведены основные принципы, которые нужно держать в уме, если соберетесь адаптировать литературное произведение для экрана, или даже если вы – новеллист, решивший переквалифицироваться в сценаристы, с оригинальной идеей:

1. Хорошая книга – вовсе не гарантия хорошего фильма. Кажется, Голливуд никогда не усвоит этот урок. То, что приносит роману одобрение критиков, обычно предполагает богатый, объемный текст, множество подтекстов, мыслей, внутренних переживаний, описаний, сложное содержание, обилие символов и аллегорий. Ничего из вышеперечисленного нельзя перенести на экран.

Будучи сценаристом, вы можете перенести на экран только три составляющие оригинального текста: персонажей, сюжет и иногда диалоги. Стиль, настроение, рисунок и структуру сценария нужно придумать самим. Не стоит думать, что зрителям понравится фильм только потому, что вам понравилась книга.

2. Сценарий для вас важнее первоисточника. Если потребуется изменить или удалить некоторую часть оригинального материала, чтобы сценарий соответствовал требованиям, диктуемым структурой и персонажами фильма, сделайте это без промедления.

3. Нежелательно адаптировать ваш собственные романы или пьесы, особенно не изданные и не поставленные. Если изначально ваша история – это роман или пьеса, значит, такой вы ее увидели и в таком виде ей лучше и остаться. Если вы хотите написать сценарий, придумайте другую концепцию, более подходящую для фильма.

Обычно мне достаточно прочитать не более пяти страниц сценария, чтобы догадаться, что раньше автор написал текст в виде романа или пьесы. Адаптация пьес обычно превращается в сценарий с «говорящими головами» (с редким вкраплением уличных сцен), а адаптациям романов не хватает структуры хорошо написанного сценария. Книги есть книги, а фильмы есть фильмы, – и если это ваше произведение, вы должны четко понимать это.

4. Фильмы должны укладываться в бюджет. Если в вашем романе орды монголов форсируют горный перевал, все, что вам надо, это волнующие описания. Если то же самое происходит в сценарии, прибавьте сюда лишние $3 млн в бюджете фильма.

5. Для тех, кто финансирует фильм, главное – коммерческая привлекательность. Хотя издателей тоже интересует прибыль, сотни издательств ежегодно выпускают тысячи наименований, тогда как студий значительно меньше, и они снимают не больше сотни фильмов, средний бюджет производства и дистрибуции которых свыше $100 млн. Столь большие расходы порождают спрос на такие фильмы, которые смогут заинтересовать самую широкую аудиторию.

6. Жанр принципиально важен. Романы могут быть написаны в любом жанре, но в Голливуде есть неписаное правило: отдавать предпочтение боевикам, триллерам и комедиям в сравнении с мюзиклами, историческими лентами, вестернами и драмами.

7. Фильмы имеют определенную продолжительность. Роман по размеру может быть и чуть больше повести, как «Звероферма», и четырехтомной эпопеей, как «Война и мир», однако протяженность фильма варьирует от полутора до двух часов, а объем сценария соответственно – от 105 до 119 страниц. Это означает, что, если вы вознамеритесь переложить для экрана талмуд страниц на 300 (не самый толстый по книжным меркам), вам придется проделать немалый труд, редактируя и сокращая историю.

8. Время в фильмах предельно сжато. Действие большинства голливудских картин охватывает часы, дни, недели – реже месяцы и годы. Роман-эпопея – это обычное явление для беллетристики, книгу можно отложить, чтобы потом к ней вернуться, но сидящий в кинотеатре зритель не станет дожидаться, пока герои состарятся.

9. В сценарии отражается лишь то, что зритель увидит и услышит на экране. В книге могут быть иллюстрации, сноски, карты, причудливые шрифты и заголовки. Здесь уместны лирические отступления, мысли и чувства героев, исторические сведения или другая информация, которую автор считает полезной или интересной. Ничего подобного не может быть в сценарии, за исключением того, что отражается в действии или диалоге.

10. Стиль изложения в сценарии практически не важен. Цель сценариста – сделать так, чтобы в головах читателей прокрутился фильм, для чего повествование должно быть по возможности легким, интересным и динамичным. Качества, присущие хорошей беллетристике, – обширный словарный запас, богатая речь, неповторимый авторский язык, – совершенно излишни для сценария, всего этого надо избегать.

 

Реальные истории

 

Сходных принципов следует придерживаться и тогда, когда для экрана адаптируются реальные события, в том числе исторические. Большинство самых эффектных фильмов, созданных на основе реальных событий, повествует не о легендарных или известных личностях, а о простых людях, оказавшихся в ситуациях, в которых приходится проявить храбрость и человечность. К примеру, Джон Нэш в «Играх разума», тренер Герман Бун из «Вспоминая Титанов», Крис Гарднер в «Погоне за счастьем» или Ли Энн Туи в «Невидимой стороне». Мало кто знал об этих людях, пока не вышли фильмы.

Иными словами, возможные источники реальных историй неисчерпаемы. Большинство исторических событий, по крайней мере те, что случились давным-давно, относятся к публичному достоянию, и информация о них находится в открытом доступе – все действующие лица давно умерли, так что нет нужды покупать права. Однако использование одной книги в качестве источника для сценария об историческом событии предполагает тот же процесс приобретения прав, что и при адаптации романа. Если возникает вопрос касательно авторских прав, как, скажем, в случае, если персонажи истории еще живы, советую обратиться за юридической помощью.

Самые лучшие и сильные исторические сценарии те, в которых актуальные темы, нравы и обстоятельства помещаются в исторический контекст. Вполне современные вопросы бедности, человеческого достоинства и отваги поднимаются в фильме «Нокдаун», хотя его действие происходит во времена Великой депрессии.

К сожалению, как и в случае с романами и пьесами, использование реальных историй в сценарии сопряжено с рядом художественных и коммерческих проблем:

1. Сама по себе правдивость истории не означает, что она пригодна для сценария. Реальная жизнь плохо вписывается в четко очерченную концепцию и структуру фильма со счастливым или обнадеживающим финалом. В реальном мире события и ситуации обычно просто длятся, развиваются или прекращаются, но не разрешаются. Так что если герой найденной вами истории не преследует внешней цели, а сама история не удовлетворяет прочим перечисленным в этой главе условиям, – я бы на вашем месте с ней не связывался.

2. Реальная история больше подходит для документального фильма или выпуска новостей. Наиболее драматичный и впечатляющий эффект достигается, когда реальный случай показан в телешоу вроде «60 минут» или описан в журнале Rolling Stone, и адаптировать его под формат стандартного сценария – значит искусственно растягивать историю.

3. Важнее верность сценарию, чем оригинальному источнику. Точно так же, как и в случае с адаптацией романов и пьес, ваша задача – создать историю, которой будут сопереживать, даже если для этого придется менять факты исходного материала. К сожалению, у вас куда меньше свободы действий, чем при адаптации вымышленного источника. Уже сама заявка о том, что действие основано на реальных событиях, требует определенной верности им.

4. Сюжеты о прошлом сложнее продать. Истории, действие которых происходит не в настоящем или будущем, возможно, труднее всего пристроить в Голливуде – даже читать сценарий станут неохотно. Просто зритель не ходит на исторические драмы, предпочитая современные комедии, истории любви, боевики или триллеры.

Да, есть исключения, но их очень, очень мало. Из 50 самых кассовых фильмов с 2005 по 2009 год только 11 были основаны на реальных событиях. Вдумайтесь: 11 из 250 успешных фильмов! Немудрено, что в Голливуде стараются избегать такого материала.

Вот почему лучше всего использовать исторический материал как трамплин для полета фантазии. Коммерческие трудности, связанные с воспроизведением исторического контекста, все равно возникнут, но, по крайней мере, будет свобода в отношении структуры истории и привязки к современности. Фильмы «Титаник», «Последний самурай» и «Нефть» – как раз такой случай.

Если вы уловили мысль, что в качестве источника идей можно использовать практически что угодно, вы все поняли правильно. Фильмы вырастали из видеоигр, песен, названий песен, мифов, шуток, объявлений, настольных игр и походов в парк развлечений. Основное правило – не редактировать, не судить и не одергивать себя в процессе поиска идей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: