Поиск других людей, обладающих властью

 

Следующие ниже принципы поиска других трех категорий людей, обладающих властью, необходимой для реализации вашей цели (продюсеры, ключевые элементы и финансисты), такие же, как и для категории представителей.

1. Использовать контакты и все средства получения информации о том, кто обладает властью, чего эти люди ищут и где вы можете их встретить.

2. Когда ваш сценарий достаточно хорош, чтобы предлагать его кому-то, свяжитесь с этими людьми, написав почтовое или электронное послание, позвонив, встретившись лично или познакомившись по рекомендации ваших знакомых, в надежде убедить их прочитать ваш сценарий.

3. Если кто-то из этих людей, в чьей власти помочь вам, заинтересуется вашим сценарием, с ним надо встретиться, чтобы понять, те ли это отношения, которые вы хотите установить.

4. Не дайте отказу обескуражить вас, напротив, относитесь к поиску, как к лотерее, стараясь найти как можно больше людей всех четырех категорий.

5. Не позволяйте вашей деловой активности мешать вашему писательству. Поддерживайте свой творческий режим, а к нему добавьте часы на самомаркетинг, так, чтобы когда ваш следующий сценарий будет закончен, вы смогли начать процесс снова, имея еще один образец вашего таланта.

А теперь, используя эти принципы, я обрисую процесс поиска и подход применительно к продюсерам, ключевым элементам и финансистам.

 

Продюсер

 

Принципиальная разница между продюсером и представителем состоит в том, что представитель ищет писателя, которого он будет продвигать, а продюсер ищет возможность снять фильм. Если интересы представителя связаны с вашим талантом и карьерными перспективами, то продюсеру нужен законченный сценарий или ваша способность писать конкретно для какого-то проекта.

Я имею в виду независимых продюсеров, которые работают с материалом: их компании находят деньги для проектов, которые можно превратить в фильмы. Другая функция продюсера – позаботиться о том, чтобы фильм действительно был сделан, после того, как проект разработан и профинансирован.

Многие продюсеры выполняют обе функции, продюсируя фильмы, разработкой которых занимаются сами. Но бывает, что студии нанимают продюсера только для того, чтобы проект был реализован уже после того, как студия решит его профинансировать. Поскольку они не занимаются развитием новых проектов, их не будет интересовать ваш сценарий ни для кинопроизводства, ни в качестве литературного образца. Держитесь за компании и людей, которые вовлечены в проекты до финансирования.

Гораздо легче получить информацию о том, «кто, что и где», в отношении независимых продюсеров, нежели для представителей. Хотя и не существует такого источника, где можно взять список клиентов агента или менеджера, нетрудно найти информацию об участниках проектов этого продюсера. Это говорит о том, какого рода материал может интересовать их.

Достаточно посмотреть рекламу фильмов за последние несколько лет, чтобы выяснить имена сотни продюсеров. Перечни самых кассовых фильмов (доступных на boxofficemojo.com или в журналах Variety и The Hollywood Reporter) обеспечат вас списком продюсеров Голливуда. Продюсеры, кроме того, дают интервью в СМИ и спецвыпусках о DVD, с целью продвижения своих фильмов.

Как говорилось выше, сайты Internet Movie Database и Done Deal Pro – прекрасные источники информации о производственных компаниях, активно снимающих кино в Голливуде. Есть еще дополнительный каталог, доступный и в печатном виде, и онлайн: The Hollywood Creative Directory.

По мере того, как раздел, посвященный продюсерам, в вашей маркетинговой папке будет расти, вы начнете видеть, какая кинокомпания больше всего подходит для реализации вашего сценария. Допустим, вы обнаружили, что Джерри Брукхаймер был продюсером фильмов «Пираты Карибского моря», «Сокровище нации», «Плохие парни», «Скала», «Воздушная тюрьма», «Армагеддон», «Принц Персии» и около 40 других лент с напряженным действием и простым сюжетом. Вероятно, вы сделаете вывод, что это не тот продюсер, к которому есть смысл обращаться с вашим сценарием, рассчитанным на изящный, малобюджетный фильм наподобие «Кальмара и кита».

Но не надо подходить к классификации продюсеров слишком узко; именно «Кальмар и кит» может оказаться сценарием, который хотел бы продюсировать сейчас Джерри Брукхаймер. Кто знает, возможно, он всегда мечтал получить премию «Независимый дух» (Independent Spirit Award). Вряд ли, конечно, но кто знает? Большинство продюсеров устают от определенного жанра, и если вы принесете ему что-то отличное от клона его последних пяти фильмов, вы можете стать автором, которого он заметит.

Когда вы уже будете готовы обратиться к конкретному продюсеру, проверьте свои источники или позвоните в компанию, где работает этот человек, чтобы узнать имя руководителя отдела развития. Именно он (хотя их может быть несколько в компании) отвечает за приобретение и разработку новых сценариев и проектов. Называться должность этого человека может и вице-президент по развитию, и директор по творческим вопросам, и ответственный редактор, да как угодно. Вот к кому надо обращаться, а не к продюсеру, если, конечно, кто-то не направил вас именно к нему, представив и отрекомендовав вас.

Решив обратиться к конкретному сотруднику производственной компании, действуйте так же, как в случае с представителем. Единственная важная разница состоит в том, что вы контактируете с продюсером или директором по развитию не для того, чтобы он представлял ваши интересы, а в надежде, что он прочитает ваш сценарий, предполагая, что по нему можно поставить фильм, или что с вами можно сотрудничать при работе над другими проектами.

И в данном случае точно так же лучше всего, если вас отрекомендует продюсеру другой вызывающий доверие профессионал. Никогда не следует недооценивать ваших знакомых.

Всегда будьте готовы к очень короткой презентации и к обсуждению концепции истории и сценария с каждым человеком, к которому обращаетесь с намерением убедить его прочитать вашу работу. И не прекращайте своих усилий в случае отказа.

Если после прочтения вашего сценария продюсер проявит к вам интерес, то речь пойдет либо об использовании написанного вами сценария, либо о создании нового. Оба варианта в деталях описаны в этой главе.

 

Ключевой элемент

 

Ключевые элементы – это часть комплексного соглашения: настолько влиятельные звезды или режиссеры, что их желание участвовать в фильме по вашему сценарию резко увеличивает шансы на то, что ваш сценарий будет реализован. Самые мощные ключевые элементы – актеры и режиссеры, чьи фильмы приносят наиболее весомые кассовые сборы.

Большинство крупных режиссеров и кинозвезд (как в художественном кино, так и на телевидении) имеют собственные продюсерские компании. Следовательно, к ним можно обращаться как к продюсерам через их директоров по развитию так, как это описано выше. Разница в том, что вы обращаетесь к ключевым элементам с проектом, который, по вашему мнению, должен представлять для них интерес с точки зрения участия в качестве актера или режиссера, а не просто с точки зрения производства.

Если кинозвезда или режиссер не имеет независимой продюсерской компании, тогда вы должны найти другой способ довести до них ваш сценарий. Рекомендации и знакомства и в этом случае лучший метод. Обратиться к ним можно также через их менеджера, агента, или доверенное лицо. Это обычно непростой путь, поскольку агент, как правило, старается получить деньги вперед. Попробовать стоит, даже если у вас нет денег, которыми вы распоряжаетесь, но это риск.

Можно попытаться достичь звезд и режиссеров каким-нибудь причудливым способом, о которых порой рассказывают на писательских конференциях: спрятать сценарий в коробку с пиццей; увлечься теннисом, чтобы оказаться в числе приглашенных на домашний корт кинозвезды; спуститься с парашютом на съемочную площадку.

Основное правило такое: если это имеет смысл, если это не незаконно, если это никому не принесет вреда, стоит попробовать. Если даже это кажется бессмысленным, можно рискнуть.

 

Финансист

 

В эту категорию входят все, кто может достать деньги на съемки фильма по вашему сценарию: студии, телекомпании, частные инвесторы, агентства, предоставляющие гранты (частные фонды или правительство).

Можно смело не рассматривать студии и телекомпании, если только вы не знакомы лично с кем-то на уровне редактора и выше. В противном случае ваш сценарий ляжет на дно огромной стопки и при отсутствии ходатайства в конечном итоге будет отклонен. Гораздо лучше обращаться к независимым продюсерам, увлечь их вашим проектом и предоставить им удовольствие взаимодействовать с партнерскими студиями и телекомпаниями.

Для того чтобы выяснить, «кого» и «где» из других финансистов этой категории можно найти, начните, как всегда, со своих знакомых. Всякий раз, когда вы слышите о каком-либо кинопроекте, который получает независимое финансирование, начните задавать вопросы. А встречая кого-то, кто при деньгах, будьте дружелюбны.

Ваши исследования СМИ должны включать информацию о любых фильмах, имеющих независимый источник финансирования, о которых вы слышали или читали. Воспользуйтесь информацией о фильмах, финансируемых и снимаемых в регионах, – она есть у городских и национальных комиссий, которые охотно поддерживают кино на местном уровне. Ряд журналов и веб-сайтов предлагают сведения о малобюджетных и независимо финансируемых лентах. Поиск в Google по словам «финансирование кино» дает порядка 2 млн ссылок.

Помимо эмоционального участия, люди этой категории ищут возможность сделать хорошие вложения. Чем ниже предполагаемый бюджет и чем выше шанс быстрого получения прибыли, тем более привлекателен проект для большинства инвесторов. Поэтому в дополнение к оценке вашего сценария любой потенциальный инвестор захочет знать, какова потенциальная прибыль: сколько понадобится вложить в ваш фильм, какой доходности этих инвестиций можно ожидать, и когда начнутся прибыли. Следовательно, прежде чем обращаться к инвесторам, важно иметь предварительные расчеты, включая постатейную разбивку бюджета вашего сценария.

Если вы не знаете, как это делается, вы можете найти опытных людей, которые сделают это за вас. За это вам, вероятно, надо будет заплатить либо фиксированную сумму, либо процент от инвестиций в случае получения финансирования, либо предложить ему какое-либо участие в вашем проекте.

Это один из наиболее предпочтительных способов для тех, кто не живет в Южной Калифорнии. Большинство инвесторов в Лос-Анджелесе уже задействованы в кинобизнесе. Но богатые люди есть повсюду, а магия кино и возможность получить гигантские прибыли вполне может привлекать потенциальных инвесторов вашего родного города. Особенно это справедливо в случае, если фильм по вашему сценарию будет сниматься в том штате, в котором живет инвестор. Знание, что вложенные средства вернутся в экономику родного края, когда фильм будет снят, для многих финансистов служит дополнительным стимулом.

Вы можете захотеть исследовать фонды, предоставляющие гранты создателям кинофильмов. Агентства, выделяющие гранты, ищут иные качества в сценариях, чем частные инвесторы, поскольку прибыль для необлагаемых налогами фондов или американских правительственных агентств, как правило, не главное. Хотя предоставляющие гранты агентства интересуются тем, во что это обойдется, другой важный для них вопрос не в том, «Сколько денег я за это получу?», а скорее – «Какие идеи несет этот фильм?»

Для таких организаций важно, чтобы кино способствовало развитию киноискусства (если это Национальный фонд искусств), чтобы оно содержало образовательную и культурную информацию (если это Национальный фонд гуманитарных наук), или чтобы оно служило интересам той области, которую поддерживает фонд. Например, если ваш сценарий имеет отношение к центру по борьбе с насилием, то, безусловно, стоит рассматривать фонды, выделяющие гранты в поддержку женщин.

Гранты в качестве источника государственного финансирования чаще ориентированы на короткометражное кино. Но бывает, что финансирование от правительства получают и художественные ленты или телевизионные фильмы, снимаемые для государственного телевидения.

Конечно, если вы рассчитываете на финансирование за пределами США, то государственная поддержка не только более уместна, но часто необходима. Такие организации, как Канадская комиссия по кинематографии (Canadian Film Board), Экран Австралии (Screen Australia), Британский совет кинематографии (British Film Council), Шведский институт кино (Swedish Film Institute) и подобные им агентства почти во всех развитых странах на планете совершенно необходимы для вас, если вы хотите работать в одной из этих стран.

После того, как вы написали сценарий, составили бюджет, сделав разбивку по статьям, и готовы презентовать свой план, начинайте обращаться к финансистам и одновременно к другим трем категориям, используя все те же базовые методы. Не позволяйте сбить себя с пути истинного премудростям финансовой науки. Даже частичное финансирование может существенно увеличить интерес представителей других трех категорий.

 

Маркетинговые службы

 

С пришествием интернета и растущим интересом ко всему, что связано с написанием сценариев, возник целый промысел, помогающий вам вручить вашу работу людям, имеющим власть. Хотя предлагаемый ниже список, безусловно, не исчерпывающий (я уверен, что в момент, когда вы его читаете, появились новые формы, которых не существовало, когда я составлял перечень), но это самые важные категории служб, которые доступны сейчас для желающих продвинуть на рынке свой сценарий.

 

Питч-фесты. Когда-то для того, чтобы поговорить напрямую с агентом или руководителем, требовалось пройти весь процесс полностью. Теперь за эту привилегию можно заплатить. Организаторы питч-фестивалей собирают десятки потенциальных покупателей сценариев и тех, кто их представляет, в большом помещении, и всякий, кто внес соответствующую плату, садится напротив каждого из них поочередно и презентует свой сценарий.

Обычно на один питч отводится пять минут, хотя какие-то фестивали могут предоставлять больше времени, либо позволить покупателям выйти за рамки установленного времени. На некоторых питч-фестах также требуется «передача» – короткий синопсис презентуемого сценария, который получатель питча может передать своему боссу.

Плата за участие в фестивалях разная. Некоторые предполагают одноразовый взнос за неограниченное число питчей; на других берут деньги на поштучной основе. Во всех случаях писатели могут выбирать компанию, которой они представляют сценарий, при условии, что покупатель найдет для них время в своем расписании.

Очевидное преимущество питч-фестов состоит в том, что они сокращают путь сценариста к продюсерам и представителям. Вместо того чтобы потратить неделю на сбор информации и на контакты с 15 людьми, имеющими соответствующие полномочия, в надежде на то, что те ответят на ваше письмо или телефонный звонок или имейл, вы можете пообщаться с тем же количеством людей в течение нескольких часов. Изначально мое желание написать книгу «Как продать вашу историю за 60 секунд» возникло именно благодаря растущей популярности питч-фестов.

Есть, однако, и отрицательные стороны у таких фестивалей. Прежде всего, расходы; помимо платы за участие в питчинг-сессии, если вы живет не в Лос-Анджелесе (или где-то еще, где проводится мероприятие), придется тратить деньги на поездку. Второй недостаток – ограниченные возможности людей, которым вы представляете проект. Самая большая жалоба, которую мне пришлось слышать однажды по поводу питч-фестов, состояла в том, что люди, сидящие за столом, были всего лишь мелкой сошкой, которых послали только для того, чтобы собрать передачи, и у которых не было реальных прав даже просто реагировать на сценарий тем или иным образом.

Это можно понять, поскольку многие руководители и агенты вовсе не готовы отказаться от своих суббот и воскресений ради того, чтобы выслушать поток часто плохих питчей.

Тем не менее если выбранный вами питч-фест имеет хорошую репутацию и на нем присутствует достаточно большое число подходящих для вашего сценария компаний, к нему стоит отнестись серьезно. Если вы тщательно следовали вышеописанному процессу и довели сценарий до профессионального уровня, прежде чем начать его представлять, тогда лучше всего делать это на питч-фестивале, поскольку большинство людей на нем не пройдут этот процесс. Тем самым ваши шансы получить положительную реакцию по крайней мере от некоторых компаний, многократно увеличиваются.

Три ежегодных питч-феста наиболее известны и популярны в Голливуде: Golden Pitch Festival, проводимый совместно с Screenwriting EXPO (screenwritingexpo.com), большая конференция журнала Creative Screenwriting, которая проходит каждую осень в Лос-Анджелесе, и Hollywood Pitch Festival (fadeinonline.com), организуемый при поддержке журнала Fade In (и это событие послужило началом этому явлению в 1990-е). Большинство других писательских конференций в Соединенных Штатах и Канаде также предлагают возможность представить свои проекты агентам и руководителям (или издателям, если вы пишете романы), которые туда приезжают.

Питч-фесты, подобно другим возможностям, описываемым ниже, – еще один способ добиться того, чтобы ваш сценарий прочитало как можно больше людей, наделенных полномочиями. Подходит ли он вам, зависит от вашего проекта, от того, каков предполагаемый рынок вашего сценария, и, вероятно, больше всего – от вашего бюджета.

 

Виртуальный питчинг. Популярность и успех питч-фестов привели к питчингу в интернете. Он принимает разные формы.

• Story Link – сетевое сообщество, созданное Writers Store (см. выше). Это множество статей, блогов, источников и информации. Pitch Perfect на Story Link (storylink.com/pitchperfect) позволяет разместить свое видео, в котором вы презентуете ваш проект. Таким образом ваше видео становится доступным для профессионалов отрасли, которые ищут материал. Если вы посмотрите учебное видео об этом сайте (storylink.com/pitchhowto), вы увидите, как я даю советы по созданию эффективного видеопитча. Уже ради этого стоит обратиться на этот ресурс, или вы так не думаете?

• Pitch Q (pitchq.com) также дает возможность опубликовать питч – видео или текст, при этом можно сделать его доступным либо только профессионалам, либо для любых пользователей сайта, а также предлагает ряд других услуг.

• Журнал Fade In (см. выше) в настоящее время предлагает онлайн-версию голливудского фестиваля питчинга (Online Hollywood Pitch Festival), что позволяет участникам презентовать свои проекты в интернете десяти компаниям-участникам на выбор в течение трех дней. Размещаются только письменные питчи, так что это больше похоже на отправку вашего письма-заявки конкретным продюсерам и представителям, гарантирующим письменный ответ.

• Pitching Clips (pitchingclips.com) предлагает видеоклипы для игроков в бейсбол, помогая им улучшить свои удары. Я знаю, это не имеет отношения к написанию сценария, но это то, что вы получите, набрав в Google слово «видеопитчинг».

Логлайн и массовая рассылка. Вдобавок к питчам можно также опубликовать ваш логлайн, концепцию истории, письмо-заявку, предварительную версию сценария, первые 10 страниц или целый сценарий онлайн. Сайты InkTip.com, PitchQ.com, SellAScript.com, ScriptDelivery.net и ScriptBlaster.com помогут вам адресовать ваши материалы лучшим профессионалам, сделав их доступными для компаний, подписанных на их услуги, либо опубликовав их в ежемесячных журналах, или рассылая имейлы агентам и продюсерам. Многие из этих сайтов предлагают консультационные услуги по составлению ваших логлайнов и писем-заявок.

Аудиоверсия сценария. Учитывая, что загруженные работой руководители скорее готовы слушать, чем читать сценарий, сайты iScript.com и ScreenplayReadings.com могут создать аудиоверсию вашего сценария, используя профессиональных актеров и чтецов. Ее можно записать на CD, либо она будет доступна вам и потенциальным покупателям по уникальному URL-адресу.

Конкурсы. Меня постоянно спрашивают, рекомендую ли я конкурсы сценариев, и мой ответ одинаков для всех этих ресурсов: возможно. Если вы побеждаете в соревновании с участием более 15 конкурсантов, это упростит вашу задачу добиться того, чтобы сценарий был прочитан. Студии, продюсеры и агентства часто отслеживают победителей солидных конкурсов, чтобы раньше других познакомиться со сценариями победителей. Если вы вошли в тройку лучших, обязательно упомяните об этом в вашем письме-заявке там, где даете информацию о себе.

Многие конкурсы в стоимость вашего участия включают критические замечания, и это прекрасный способ получить лишний отзыв на вашу работу.

Но опять-таки это вопрос бюджета и эффективности затрат вашего времени. Например, в конкурсе на стипендию Никол (Nicholl Fellowship) Академии кинематографических искусств и наук – самом известном конкурсе сценаристов – участвуют от пяти до семи тысяч человек каждый год. И чаще всего даже по победившим сценариям не ставятся фильмы, так как работы, признанные высокохудожественными, не обязательно коммерчески привлекательны, по мнению финансистов. Так что даже прекрасный сценарий не гарантирует того, что именно он будет выбран из 5000 сценариев.

Я бы поискал соревнования с меньшим количеством участников, или с заданными параметрами. Например, некоторые конкурсы доступны только гражданам родного штата. Некоторые – гарантируют, что лучшие производственные компании и агентства рассмотрят победившие сценарии, хотя понятие «рассмотрят» – весьма туманное, поэтому не стоит этот критерий брать за основу.

Возьмите имена последних финалистов любого заинтересовавшего вас конкурса и посмотрите на сайтах Internet Movie Database и Done Deal Pro, привел ли их успех на конкурсе к сделке. Постарайтесь выяснить, о чем были победившие сценарии. Если все они – сплошь истории любви в Елизаветинскую эпоху, это не лучшее место для сценария фильма о зомби.

Любой перечень конкурсов сценариев оказался бы слишком длинным и разнообразным для того, чтобы приводить его здесь. К счастью, на сайте Done Deal Pro доступен замечательный подробный и бесплатный список сотен конкурсов.

Тем не менее хочу вас предупредить. Никогда не участвуйте в конкурсах, которые предъявляют какие-либо требования к победившим сценариям. Если участие в конкурсе предполагает уступку спонсорам прав на ваш сценарий в случае его победы, поищите другой конкурс.

 

 

Заключительное слово по поводу всех маркетинговых служб и о процессе маркетинга в целом. Я слышал успешные истории о каждом из подходов, описанных в этой главе – о сценаристах, чьи работы были прочитаны и рассмотрены в результате некоторых или всех этих шагов. Но я никогда не слышал, чтобы успех принес сценарий, не захватывающий эмоционально и не сулящий коммерческого результата.

Я знаю, кажется, будто самая важная вещь, которую вы можете усвоить, – это как найти агента, или как пройти систему отбора.

Это не так.

Главное – мастерство. Или по крайней мере на 90 процентов. Если у вас есть яркая идея, хорошо структурированный и хорошо написанный сценарий, он будет замечен, его будут рекомендовать, неважно, каким путем вы шли. Так что следуйте маркетинговому процессу, который я описал, изучайте все названные службы и используйте те, которые вам по душе, соответствуют характеру вашего проекта, вашему бюджету и доказали свою эффективность с другими писателями.

Безусловно, найти людей, обладающих властью, важно, но это бессмысленно, если вы не оправдаете их надежд. Ведь ключ к монетизации вашего таланта – хорошо написанный сценарий, вот почему бо́льшая часть этой книги посвящена тому, как писать сценарий. Вы можете до второго пришествия завязывать знакомства, но если вы не докажете свою состоятельность как писатель, все связи мира ничего не дадут вам. И, безусловно, они не принесут вам творческого удовлетворения.

Талант всегда всплывает на поверхность, поэтому ваша деловая активность ни в коем случае не должна мешать вам писать. Когда ваш первый сценарий будет завершен и готов к тому, чтобы его предлагать кому-то, немедленно начинайте работать над следующим. Найдите в вашем расписании время на поиски контактных лиц, агентов, продюсеров, ключевых элементов и финансистов.

 

Краткий обзор главы

 

1. Вы должны продвигать на рынке не просто ваш сценарий, а себя как сценариста.

2. Прежде чем предлагать ваш сценарий людям, обладающим властью, убедитесь в том, что он полностью готов.

• Защитите вашу работу, зарегистрировав ее в Бюро регистрации авторских прав США и в Гильдии писателей Америки.

• Раздайте экземпляры вашего сценария пяти людям, мнению которых вы доверяете, или опытным профессиональным сценарным консультантам.

• Переработайте и отшлифуйте сценарий с учетом их мнений и рекомендаций.

3. Есть три принципа самомаркетинга в качестве сценариста.

• Пробуйте все.

• Не думайте о статистике.

• Знание – сила.

4. Есть два источника информации о том, чего ищут люди, обладающие информацией, и где они находятся (или как можно их найти):

• связи – все люди, которых вы знаете;

• средства массовой информации.

5. Четыре необходимых ресурса для поиска людей, обладающих властью, и для составления вашего плана маркетинга:

• The Internet Movie Database (imdbpro.com);

• Done Deal Pro (donedealpro.com);

• The Writers Store (writersstore.com);

• StoryMastery (storymastery.com).

6. Четыре категории людей, обладающих властью, могут помочь вам достичь сделки:

• представитель (агент, менеджер, юрист);

• независимый продюсер, который разрабатывает проекты;

• ключевой элемент (кинозвезда или режиссер);

• финансист (студия, телекомпания, инвестор или агентство, представляющее гранты).

7. Вы должны обращаться ко всем этим четырем категориям одновременно.

8. Представители ищут в потенциальном клиенте:

• писателя, который будет приносить деньги;

• автора, имеющего потенциал;

• человека, который не создает лишних проблем.

9. От вашего представителя вы ждете, что он:

• будет руководить вашей карьерой;

• человек, обладающий властью в киноиндустрии;

• умеет договариваться.

10. Обращение к представителю предполагает следующее.

• Письмо-заявку, в котором должны быть такие элементы:

– цель письма;

– индивидуальный подход;

– ваш бэкграунд;

– описание сценария;

– предложение подписать отказ от претензий;

– договоренность о контактах с представителем.

– Звонок по телефону без предварительной договоренности.

• Визит в офис.

• Рекомендация от человека, которого представитель знает и кому доверяет.

11. Прежде чем звонить, по договоренности или без, будьте готовы лаконично и ярко описать ваш сценарий в шестидесятисекундном питче, в котором есть:

• описание вашего героя;

• ситуация, в которой ваш герой находится в начале истории;

• причины, по которым мы сочувствуем герою;

• благоприятная возможность, которая предоставляется герою;

• внешняя мотивация героя;

• конфликт: препятствия на пути героя, из-за которых его цель кажется недостижимой.

12. Если представитель захочет прочитать ваш сценарий, пошлите его ему немедленно.

• Спросите, в каком виде он предпочитает его получить – в напечатанном или по электронной почте.

• В сопроводительном письме или имейле напомните ему, кто вы, но не надо опять пытаться презентовать сценарий.

• Позвоните ассистенту, чтобы убедиться, что сценарий получен.

• Подождите месяц, прежде чем напоминать о себе, и продолжайте делать это ежемесячно, пока ваш сценарий не прочтут.

13. Если агент или менеджер заинтересовались вашим предложением представлять ваши интересы, встретьтесь с ними и задайте вопросы:

• понравился ли вам мой сценарий?

• кто ваши другие клиенты?

14. Следуйте аналогичным процессам при поиске информации и возможности встретиться с другими представителями людей, обладающих властью.

15. Множество разных мероприятий и маркетинговых служб могут помочь вам связаться с потенциальными представителями и покупателями:

• питч-фесты;

• виртуальный питчинг;

• логлайны и массовая рассылка;

• аудиоверсия сценария;

• конкурсы.

16. И два последних напутствия.

• Никогда не позволяйте маркетингу нарушать ваш режим писателя.

• Не принимайте отказ близко к сердцу!

 

 

Глава десятая

Контракт на сценарий

 

Теперь самая волнующая часть. Что происходит, если вы напали на золотую жилу? Что, если один из тех продюсеров или финансистов, которых мы обсуждали в предыдущих главах, прочитал ваш сценарий и теперь хочет заключить с вами контракт?

У сценариста есть три способа заработать деньги.

1. Продажа сценария.

2. Заключение контракта на разработку сценария.

3. Зарплата на должности штатного автора в сериалах.

В этой главе мы рассмотрим все эти ситуации, как они складываются, и детали контракта.

 

Продажа сценария

 

Продажа прав на сценарий почти всегда осуществляется на основании договора. Редко права на экранизацию сценария продюсером выкупаются полностью, обычно сначала заключается опцион на покупку.

Опцион в кинобизнесе такой же, как и опцион в недвижимости или любой другой области: это покупка исключительного права собственности за оговоренную сумму на ограниченный период времени.

Опционная премия выплачивается не за право снять фильм по вашему сценарию; опцион означает исключительное право на экранизацию впоследствии. То есть на самом деле оплачивается эксклюзив. Это дает приобретателю опциона время на сбор денег, и в течение этого периода никто другой не может делать вам лучшие предложения и заключать сделки.

Если вы заключили с продюсером сделку с премией $10 000, а на следующий день Мартин Скорсезе предложит вам $50 000, вам придется сказать: «Мне очень жаль, Марти, но права сейчас принадлежат продюсеру».

Следующий пример иллюстрирует действие опциона на покупку. Цифры выбраны произвольно, поскольку все может служить предметом сделки. Я беру просто круглые суммы, которые можно легко делить.

Допустим, продюсер делает вам следующее предложение: премия $10 000 в счет покупной цены $100 000 за один год, с правом пролонгации контракта на второй год за дополнительные $10 000. Это означает, что если вы соглашаетесь на эти условия, продюсер заплатит вам $10 000 за опционное право на экранизацию вашего завершенного сценария. Такой договор дает продюсеру один год на то, чтобы выплатить вам остальные $90 000 всей покупной цены (отсюда формулировка $10 000 в счет $100 000). Если в любой момент в течение года продюсер выплатит вам оставшиеся $90 000, он получит право на экранизацию вашего сценария навсегда. Если же продюсер не сможет найти эти деньги в течение года, у вас останутся $10 000, и вы сможете заключить контракт с кем-то еще.

Пункт о пролонгации контракта означает, что если в течение года продюсер не выплачивает вам оставшиеся $90 000, а вместо этого предлагает еще $10 000, он получает исключительное право на ваш сценарий еще на один год. Если в течение второго года он заплатит вам $90 000 (обычно плата за возобновление контракта на второй год не вычитается из полной покупной цены), тогда он приобретет право на ваш сценарий навсегда. Если же по истечении второго года продюсер не покупает ваш сценарий, тогда вы остаетесь при своих $20 000 и можете продавать сценарий дальше.

Продюсер потратил свои $10 000 или $20 000 за эксклюзивность. Вы не можете заключать никаких других договоров на экранизацию вашего сценария в период действия опциона.

Кроме суммы премии и покупной цены, с самого начала оговариваются и другие детали сделки. Ниже приводятся некоторые пункты контракта, которые вам, вероятно, понадобится согласовать перед тем, как подписывать соглашение.

1. Эксклюзивность. Это гарантирует, что вы будете единственным сценаристом на проекте, никакого другого автора не привлекут к переработке вашего сценария. Лишь лучшие сценаристы в Голливуде ставят такую оговорку в свой контракт. Если вы не Нора Эфрон или Нэнси Майерс, вы, вероятно рассмотрите следующую оговорку в качестве альтернативы эксклюзивности.

2. Переработка. Чем больше прав переработки сценария вам гарантировано до того, как может быть нанят другой писатель, тем больше у вас будет возможностей контролировать проект и вкладываться в него. Эта клаузула устанавливает плату за любые ваши потенциальные переделки, а также количество раз, когда вам гарантируется оплата вашего труда по переписыванию сценария в случае такой необходимости. Продюсер может договориться об определенном количестве переработок (обычно один раз переписывание и один раз «шлифовка»), которые он имеет право требовать от вас в счет покупной цены. Другими словами, продюсер заинтересован в осуществлении дополнительной работы без дополнительной оплаты.

Гарантированное количество рерайтов за определенную плату не означает, что вам обязательно придется делать их. Продюсер или режиссер может захотеть привлечь нового автора, даже если вы не сделали оговоренного количества рерайтов. И тем не менее вы должны получить деньги за те версии, которые сделали до момента, пока не наняли другого автора.

3. Бонусы. Вы можете договориться о получении бонуса в случае, если не понадобится нанимать другого автора для переработки вашего сценария. В этом случае часть денег, которые продюсеру пришлось бы платить второму сценаристу, достанется вам за то, что вы сразу написали такой хороший сценарий.

Вы можете также получить бонус, если и когда фильм поступит в производство, будет завершен, или выпущен. Иными словами, если ваш сценарий настолько хорош, что фильм приносит доход, вас вознаграждают. Эта оговорка чаще делается в контрактах на разработку (создание, написание) сценария (см. ниже). В договоре опциона на покупку опцион обычно не исполняется, пока продюсер не будет уверен, что фильм не будет снят.

4. Процент от прибыли. Даже если это ваша первая продажа, разумно вести переговоры о получении 2–5 процентов чистой прибыли от фильма (никогда не валового дохода). Конечно, то, как на самом деле определяется чистая прибыль, как раз и позволяет голливудским юристам получать свои щедрые гонорары. А у дистрибьюторов, похоже, есть способ никогда не выходить на прибыль с фильмами, но каким-то образом оставаться в кинобизнесе. Но всегда стоит провести переговоры об участии в чистой прибыли, просто на тот случай, если ваш фильм станет таким блокбастером, что не удастся скрывать дохода.

Участие в чистой прибыли может быть особенно важным в случае независимого, малобюджетного кино. Гонорар за сценарий для такого фильма бывает минимальный, поэтому доля прибыли – единственный способ заработать количество денег, пропорциональное результату. Вы только представьте себе даже маленькую долю доходов от «Паранормального явления»[8].

5. Сиквелы, спин-оффы, ремейки. Возможно, вам понадобится обсудить перспективу написания сценариев для сиквелов или телевизионных сериалов, производных от оригинального фильма по вашему сценарию. Этот пункт касался бы «права первого отказа»: вы не должны писать сиквел, но вам такая возможность с соответствующей оплатой должна быть предоставлена в первую очередь. Вы наверняка захотите принимать участие в сиквелах и спин-оффах и любых будущих ремейках вашего сценария, точно так же вам нужно оговорить процент чистой прибыли оригинального фильма.

6. Дополнительные права. Дополнительные права позволяют вам участвовать в доходах от вашего фильма в других областях: от продаж видеоигр, музыкальных альбомов, игрушек, постеров, брелоков для ключей и т. д. Иными словами, в ваших интересах получать долю доходов, извлекаемых из вашего первоначального сценария, в максимально возможном объеме. Каждый раз, когда кто-то покупает ланч-бокс «Аватар», Джеймс Кэмерон получает денежки.

Вы можете обговорить даже больше деталей вашего опциона на покупку. Чем яснее условия сделки при ее заключении, тем меньше разночтений, недоразумений и обманутых ожиданий.

Иногда в оригинальном контракте оговариваются только самые главные стороны сделки, а остальное откладывается на потом, так что никто не должен платить за юридическое сопровождение. Потом к контракту добавляется фраза «подлежит последующему обсуждению с честными намерениями». «С честными намерениями» означает, что когда придет время проработать остальную часть сделки, никто не вправе препятствовать переговорам, и платежи должны соответствовать стандартным для кинобизнеса суммам.

Здесь я все время пишу, что «вы» договариваетесь о том-то и том-то. Но на самом деле под «вы» я подразумеваю вашего агента, менеджера или юриста. Никогда не ведите переговоры сами! Если продюсер или финансист предлагает вам сделку, а у вас нет представителя, вернитесь ко всем тем людям, которые раньше не хотели читать ваш сценарий. Имея конкретное предложение, вы становитесь гораздо более привлекательным клиентом для них. Если они по-прежнему не проявляют к вам интереса, или если вы по-прежнему не можете найти подходящего для вас агента или менеджера, наймите юриста для сопровождения сделки для вас.

Если предложение уже обсуждается, а вы не можете найти агента, и вам не карману юрист, по крайней мере получите как можно больше информации, прежде чем соглашаться на что-либо. И наскребите хоть немного денег, чтобы заплатить юристу за проверку контракта, прежде чем подписывать. У вас талант писателя, а не переговорщика.

Самостоятельное ведение переговоров может к тому же ухудшить ваши отношения с продюсером. После сражения по поводу платежей и прибылей труднее понимать друг друга при обсуждении сценария. Лучше пусть ваш агент старается ради вас, не опасаясь выглядеть не слишком привлекательно.

Количество денег, обсуждаемых в опционе на покупку, может сильно разниться. Если вы член Гильдии писателей Америки или финансист, с которым вы имеете дело, является ее уполномоченным представителем, тогда ваша сделка по крайней мере будет отвечать требованиям минимальных ставок, установленных Гильдией. (Чтобы узнать, каковы минимальные ставки в настоящее время, кликните на сайте гильдии wga.org раздел Writer's Resources / Contracts and Compensation.) Контракты с киностудиями на художественные фильмы по большей части превышают минимальные ставки Гильдии. А если ваш сценарий готова приобрести не одна студия, ваша цена может существенно подскочить.

Если ни вы, ни ваш финансист не связаны с Гильдией писателей, тогда сумма просто оговаривается. Тут действует принцип спроса и предложения. Чем больше финансист заинтересован в вашем сценарии, тем больше вы сможете получить.

Сумма годового опциона часто составляет 10 процентов от покупной цены. Но это тоже обсуждается, и вы вполне можете согласиться просто на опцион в $10 – иными словами, безвозмездный опцион. Это может звучать, как бесcмыслица, но если продюсер, предлагающий вам десять баксов, одновременно обещает более высокую покупную цену в конечном итоге, если это единственный человек, который обратил на вас внимание, и если вы действительно думаете, что он постарается сделать все для вашего фильма, тогда, возможно, стоит принять его предложение.

Период опциона тоже обсуждается, и он может быть от шести месяцев до трех лет. Если продюсер, желающий безвозмездного опциона, требует год, вы можете договориться на шесть месяцев, чтобы ваш сценарий не простаивал так долго. Тогда продолжение опциона подразумевает существенный платеж, поэтому продюсеру придется не позднее чем через шесть месяцев предложить вам справедливую сумму, чтобы доказать свои честные намерения и способности.

Вы можете также отклонить предложение о безвозмездном опционе, но позволить продюсеру приобрести ваш сценарий, когда он сможет. Если вы отклонили безвозмездный опцион, а продюсер говорит: «Да я близкий друг Джонни Деппа, а он как раз такое сейчас ищет!», тогда можно сказать продюсеру, что вы согласны передать сценарий, но только Джонни Деппу.

Если продюсер сможет заключить договор с кинозвездой, он будет привязан к проекту. Но он не может отдать его другим звездам или финансисту, не получив вашего согласия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: