Отличительные особенности СС мигрантов

Социальные сети как ключевой фактор успешности миграции.

Введение

В современном мире миграция - перемещение людей из одних регионов или стран в другие[1]- достигла огромных масштабов. По данным ООН в 2019 объем мировой миграции достиг отметки в 272 миллиона человек, что на 14 миллионов превышает данные за 2017 год[2]. Люди решают покинуть свою страну по разным причинам: от начавшихся военных действий до желания получить качественное образование. Но перед любым мигрантом появляется одно и то же препятствие – интеграция в совершенно новое, незнакомое ему общество, а значит и создание новых социальных связей. В своем микроисследовании я проведу анализ социальных сетей, образуемых мигрантами на новом месте проживания, и оценю их важность в процессе интеграции индивида в принимающее сообщество.

 

Социальные сети (СС) являются неотъемлемой частью социологической теории, благодаря данному явлению ученые могут рассматривать жизнь общества и человека как взаимосвязанный механизм. Эти объединения рассматриваются как «неформальные сообщества» внутри которых происходит обмен информацией между индивидами основанный на доверии и взаимной симпатии, то есть от личности информация переходит к обществу и наоборот.

 

Социальные сети в Жизни мигрантов

Еще на этапе планирования миграции человек задействует свои слабые и сильные связи, стараясь разузнать у знакомых информацию о работодателях, расспрашивая об их опыте, чтобы развеять свои сомнения о поездке. Только определившись  с возможными местами трудоустройства и проживания, мигрант решается на переезд. Попадая в новую страну, индивид становится частью СС мигрантов, которая была организованна его соотечественниками. Данное сообщество обладает ключевым набором функций, помогающим освоиться вновь прибывшему: защита от дискриминации, поиск работы, обеспечение досуга и общения, накопление запаса базовых знаний для образования новых социальных связей.

 

Примером подобных сообществ может послужить диаспора украинских «заробитчан»[3], проживающих в Неаполе: согласно исследованиям, мигранты создали социальную сеть, которая позволяет им не только успешно справляться с трудностями неаполитанской жизни и находить работу, но и обеспечивать своих знакомых информацией о местных реалиях своих родных и знакомых. Благодаря этому, каждый новый украинский иммигрант уже знает, где он будет жить и трудиться. (Харни 2010: 409) Тем самым образуется мост от работодателя/арендодателя к потенциальному приезжему, происходит диффузия информации.

 

Отличительные особенности СС мигрантов

Социальные сети мигрантов обладают рядом отличительных особенностей:

· Легкость

Приезжие общаются с людьми, чьи действия и слова понятны и предсказуемы. В основном это носители того же языка и менталитета, то есть бывшие соотечественники. Однако с развитием языковых способностей мигранта, в круг «легкого общения» попадает все больше и больше людей: он начинает включать в себя местных жителей, которые часто контактируют с приезжими, т.к. модели поведения данной группы индивидов приезжему хорошо известны, а языковой барьер исчез.

· Рациональность

Мигранты стараются в первую очередь обрести знакомства, которые помогут им встать на ноги на новом месте. Таким образом, безработные вступают в контакт с потенциальными работодателями или людьми, кто поможет найти новое место занятости. Благодаря этой деловой заинтересованности, социальная сеть распространяется на местных предпринимателей, которые готовы к сотрудничеству с иностранцами, что позволяет расширить возможности трудоустройства приезжих.

· Доверие

Отношения между мигрантами строятся на принципе доверия/подчинения[4]. Данный вид отношений подразумевает примерно одинаковый социальный статус сторон, а также наличие рычагов давления у обоих субъектов. Например, лавочник на рынке может дать денег взаймы торговцу напротив, так как знает, что всегда сможет найти его на рынке, в случае невозвращения средств и оказать на него давление посредством физического принуждения или общественного мнения (коллективного порицания нечестности торговца, бойкота, жалобы управляющему и т.д.).

· Физическая доступность

Приезжие вступают в контакт преимущественно с людьми, с которыми они постоянно пересекаются: на работе, рынке, месте проживания. Их общее физическое пространство переходит в общее социальное пространство, благодаря чему образуются связи. Данный феномен опять же, помогает облегчить обыденную жизнь, так как социальная и территориальная общность подразумевает схожие интересы и цели, а также обмен информации по их реализации и достижению. Торговец может найти поставщиков, интересующих его товаров, не выходя с территории рынка, просто поинтересовавшись у знакомых, найти подобного рода информацию у них куда проще и быстрее.

 

Как правило, длительное проживание мигрантов в новой стране улучшает их социальное положение: они овладевают языком, приобретают друзей, устанавливают прочные деловые отношения с работодателем, что позволяет им расширить социальные сети. (Tastsoglou, Hadjiconstanti 2003; Kaurinkoski 2009) Примером может послужить эмигрантка Надежда из Украины, нашедшая работу у пожилых итальянцев. Поначалу девушка жила в квартире работодателей, была зависима от них экономически, но со временем она освоилась в местном окружении, стала посещать выставки, музеи, концерты, что позволило завести знакомства с музыкантами и интеллектуальной элитой. Благодаря своим творческим талантам, Надежда смогла заинтересовать любителей музыки, они стали приглашать ее давать мини-концерты, что помогло приезжей обрести языковые навыки, расширить ее круг общения, а самое главное, обрести финансовую независимость.[5]

 

«Антисоциальная» сторона социальной сети

Несмотря на огромный список преимуществ, предоставляемых социальной сетью, принципы взаимопомощи и доверия нередко нарушаются на практике. Многие мигранты оказываются обманутыми своими же соотечественниками или же другими членами СС. Такие мошеннические схемы крайне просты в исполнении и имеют большие шансы на успех, так как члены социальной сети мигрантов знают в чем «слабы» новички и как их стоит обмануть, что предложить. К примеру, по приезду в страну, неопытному человеку предлагают найти работу за определенную сумму. Место трудоустройства ему быстро находят, только за этим сразу следует увольнение, которое вынуждает новичка-мигранта вернуться к мошеннику, предлагающему работу. Таким образом социальная сеть может эксплуатироваться предприимчивыми лицами для личного обогащения.

 

Помимо предоставления информации мошенникам, социальная сеть может препятствовать развитию связи мигранта с коренными жителями страны. Вопреки изначальной функции адаптации, СС может предоставить приезжему некую «идеальную модель дома» - зону комфорта, из которой он не захочет выходить, ведь индивиду не придется сталкиваться с трудностями освоения языка, чуждым ему менталитетом, необходимостью освоения новых социальных ролей, если он будет говорить только с носителями родного языка. Мы можем проследить подобную ситуацию в современной Германии, где мигранты с ближнего востока общаются исключительно между собой, не стараются учить немецкий язык или же как-то контактировать с коренным населением, найти работу. Все это приводит к полной изоляции социальной группы, ее отчужденности от всех сфер жизни общества, росту непонимания между народами.

 

Заключение

Социальные сети являются неотъемлемым инструментом в решении бытовых вопросов жизни мигрантов. СС не только обеспечивают людей средствами на существование, но и позволяют пройти процесс интеграции в новое общество, в результате чего индивид становится экономически и социально независим. Связи иммигрантов основаны на принципах доверия, обладают уникальной структурой, которая позволяет приезжим удовлетворять насущные потребности в месте для проживания и заработке, а также досуге и общении. В то же время СС, зачастую, эксплуатируются эгоистичными личностями для реализации собственных меркантильных целей, которые подрывают принципы взаимопомощи и доверия. Несмотря на это, социальные сети остаются главным каналом получения информации для мигрантов, который обеспечивает их материальными и духовными благами.

 

Литература

· А.В. Толстокорова «И сто рублей и сто друзей: роль самоорганизации и социальных сетей в социальной включенности украинских «заробитчанок»

· Ольга Бредникова «Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов»

 


[1] Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

[2] https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/migration/index.html

 

[4] Ольга Бредникова «Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов» стр. 78

[5] А.В. Толстокорова «И сто рублей и сто друзей: роль самоорганизации и социальных сетей в социальной включенности украинских «заробитчанок» стр. 174





double arrow
Сейчас читают про: