Моторика и координация движений

 

Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается постепенное приобретение чувства осознаваемости своего тела. Именно благодаря движениям устанавливается представление о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. В течение первой (статической) фазы ребенок изучает тело и его части. Во время второй (динамической) – ребенок проецирует изображение своего тела в окружающую среду, в пространство.

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний. Это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле. Сначала ребенок учится узнавать свое тело и его части, затем – он осознает свое тело в пространстве по отношению к другим телам. При этом движение – основной элемент, ребенок воспринимает свое тело как двигательную систему, постоянно изучая свои моторные возможности. Если двигательный аспект восприятия нарушен, то рисунки таких детей отражают умственную и эмоциональную девиацию.

В зависимости от степени нарушений в движении детей их восприятие будет ограничено, искажено, что повлияет на построение концепции тела и гештальт-функции, следствием чего будет невозможность скопировать геометрические фигуры, воспринять расстояния между движущимися предметами, а перцептивно-моторные нарушения приведут к трудностям чтения, письма.

Исследования влияния физического воспитания на развитие дошкольников позволили определить характер задач по развитию моторики и координации движений: это освоение эталонов основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) и создание условий для их осознания, что является предпосылками формирования произвольной моторики, двигательной самостоятельности, двигательной рефлексии и двигательной памяти, осознания схемы тела. На решение этих задач и направлены предлагаемые игры.

 

«Классики»

 

Изобретенное детьми для игры на асфальте, а также на любой поверхности, где можно рисовать мелом или палочкой, – это самое распространенное развлечение этого типа. «Классики» – старый, испытанный способ, хорошо развивающий координацию ног и глаз, умение удерживать правило, планировать свои действия. Цель игры – в определенном порядке по расчерченным квадратам пропрыгать как можно быстрее, не наступая на линии.

Игра не только забавна и увлекательна, но и развивает глазомер, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику руки, умственное планирование, удержание правила.

 

«Схвати!»

 

Эта простая, но всепоглощающая игра хорошо тренирует скорость реакции, зрительно-моторную координацию, все формы внимания, умственное планирование, творческое мышление.

Один игрок стоит, выставив вперед расставленные и чуть согнутые в локтях руки. Другой игрок держит коробок со спичками над руками первого и, выждав некоторое время для нагнетания напряжения, отпускает его. «Ловец» должен схватить коробок, прежде чем он коснется земли. Большинство людей соединяют для этого руки в хлопке, стараясь поймать коробок, но есть и более удачные приемы для этого. Попробуйте их найти!

 

«Штандер»

 

Это простая игра, подходящая для переменок в школе или прогулок. Участвующих может быть любое количество, но оптимальное число – шесть человек. Для игры все участники встают в круг или просто разбегаются недалеко друг от друга. Каждому игроку присваивается номер, либо вместо номера используется его имя. Водящий бросает мяч кверху и одновременно выкрикивает произвольный номер либо чье-то имя. Игрок, чей номер, имя было названо, должен успеть подхватить мяч, пока тот не коснулся земли. Если он сделает это, то теперь сам подбрасывает мяч, а водящий, который выкрикивал номер (имя), должен его поймать – иначе ему снова придется водить.

Игра очень захватывающая и хороша тем, что тренирует реакцию детей (заставляя их быть все время начеку), зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственную ориентацию и координацию движений.

 

«Ходим под музыку»

 

Упражнение направлено на развитие скоростных двигательных навыков, осознавание своих движений, слуховое сосредоточение, удержание правила, различение темпа музыки.

Детям предлагается ходить под музыку с внезапными остановками. После остановки ходьба возобновляется, но с ускорением или замедлением темпа. Частоту остановок и характер темпа музыки определяет ведущий.

 

«Наблюдаем за своими движениями»

 

Из практики известно, что в темноте, не имея ориентира, человек идет не по прямой, а по дуге большого радиуса. Однако и в темноте можно идти по прямой, если тщательно наблюдать (т. е. осознавать и контролировать) за своими движениями, запоминать их. Детям предлагается игра, позволяющая научиться ходить по прямой линии в темноте.

На ровной площадке вертикально ставится палка длиной в полтора метра. Ребенку, стоящему напротив, необходимо пройти точно к ней, наблюдая за своими движениями. Затем он должен попытаться сделать то же самое с завязанными глазами. Выигрывает тот, кто лучше пройдет по прямой с завязанными глазами и коснется палки.

 

«Семерки»

 

Эта захватывающая игра не только полезна, но и является хорошим развлечением. Здесь потребуется маленький мячик (резиновый или теннисный), стена и немного свободного места. Нужно бросить мячик о стену семью разными способами, причем делать это надо очень быстро. Если мячик падает, играющий начинает игру сначала. Последовательность и форма действий таковы:

1) бросить мячик прямо в стену и поймать;

2) поймать мячик после одного отскока от земли;

3) ударить мяч о землю так, чтобы он при отскоке ударился о стену;

4) бросить мяч под ногой в стенку и поймать, прежде чем он ударится о землю;

5) бросить мяч и, прежде чем поймать его, хлопнуть в ладоши;

6) бросить мяч в стену и, сделав поворот на 360°, поймать его;

7) повторить первый бросок.

В эту игру можно играть одному или по очереди с другими детьми. Сильная установка игры на улучшение своих прежних результатов в координации движений, ловкости, равновесии рождает у ребенка желание самосовершенствоваться. Эта игра развивает целеустремленность, координацию движений, удержание правила, переключение и распределение внимания.

 

«Слушай хлопки»

 

Игра направлена на развитие внимания, слухового сосредоточения, координации движений, пространственно-временных ориентировок, оперативной памяти, на удержание правила и последовательности действий.

Процедурно это выглядит следующим образом. Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.

 

Мелкая моторика руки

 

Исследования последних лет показали прямую связь трудностей формирования письма и чтения у младшеклассников не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов: зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координации, связанных со сформированностью тонкой моторики руки.

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв, о способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности двигательной памяти. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен видеть и понимать маленькие различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а также и осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных слева-направо.

 

«Джен-кен-пон»

 

Игра направлена на развитие тонкой моторики руки, слуховое сосредоточение, скорость реакции, избирательность и переключение внимания, удержание правила, развитие оперативной памяти.

Это – старая японская игра, хорошо известная на Западе под названием «Ножницы, бумага, камень». Но она по-прежнему остается одной из самых лучших игр, предназначенных для двух детей, и займет их минут на десять. Есть много вариантов этой игры. Самый распространенный из них, когда дети прячут руку за спину, а затем по команде «Джен-кен-пон» быстро показывают ее друг другу. Пальцы должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме двух выпрямленных, бумага – плоская ладонь, камень – кулак. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы побеждают, бумага завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы – побеждает камень. В эту игру нужно играть очень быстро. Кроме мгновенной реакции эта игра учит взаимодействию.

 

«Кто лучше нарисует?»

 

Игра направлена на развитие слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации на листе бумаги, последовательности действий, внимания, мелкой моторики.

У каждого из ребят листок бумаги и карандаш. Ведущий предлагает всем зажмуриться и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью и двумя деревьями по обеим сторонам домика. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуйте трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу. А теперь откройте глаза и посмотрите, что получилось. Сейчас трое из вас будут рисовать на классной доске».

Доска делится вертикальными линиями на три части. Каждая команда выделяет самого внимательного художника. Все трое становятся у доски, и им завязывают глаза.

 

«Рисуем снеговика»

 

Игра развивает пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение удерживать правило, зрительно-слуховое сосредоточение, разные формы внимания, знание различных геометрических фигур, различение их величины.

У детей на столе лист бумаги в клеточку, карандаш и пластмассовая фигурная линейка. Детям предлагается по инструкции руководителя нарисовать с помощью линейки снеговика: «Сначала рисуем круг средней величины, затем под ним рисуем большой круг, а теперь над средним кругом рисуем маленький круг. У нас получился снеговик, а теперь мы его заштрихуем: маленький круг штрихуем прямыми параллельными линиями, средний – косыми параллельными в направлении слева-направо, большой – косыми параллельными линиями справа-налево».

Варианты заданий с линейкой:  1) нарисуем елочку (рисуются треугольники разной величины); 2) нарисуем как рыбка уплывает от акулы (рисуются две параллельные волнистые линии, а между ними рыбка, которая должна проплыть от начала этих линий до их конца, желательно, не задевая за берега, т. е. линии; 3) нарисуем домик – рисуется квадрат и над ним треугольник.

 

Для развития тонкой моторики руки полезны действия такого типа, которые способствуют и зрительно-слуховому сосредоточению, зрительно-пространственной ориентации, развитию внимания, мышления, что и происходит при выполнении следующих заданий.

1. Попади мячом и сбей палочку.

2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

3. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.

4. Проведи свой корабль (кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на мель.

5. Попади мячом в баскетбольную «корзину».

6. Поезжай по извилистой дороге.

7. Быстро пробеги по лабиринту.

8. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

9. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом – в другую.

 

 

Также при работе с этой сферой личности ребенка можно использовать и методики, приведенные ниже.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: