Обобщение и ограничение понятий
Инструкция: «Произведите обобщение и ограничение понятий, т. е. подыщите каждому заданному понятию подчиняющее (более общее понятие) и подчиненное (более частное) понятия».
Для каждого понятия предлагается на выбор четыре понятия, среди которых надо назвать родовое и видовое.
Приведем несколько примеров.
1. «Лампа». Даны понятия – свет; осветительный прибор; телевизор; настольная лампа. Для понятия лампа родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым – «настольная лампа».
2. «Местоимениие». Даны понятия – часть речи; синтаксис; указательное местоимение; междометие.
3. «Словарь». Даны понятия – книга; учебник; орфографический словарь.
Выделение существенных и несущественных признаков понятий
Дать определение какому-либо понятию – означает назвать более общее понятие (родовое), в которое включается данное понятие, а также найти такие качества, которыми обладают все предметы, называемые данным понятием, и не обладают другие предметы (т. е. видовые признаки). Родовые и видовые признаки понятия называются существенными, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятий. Остальные признаки называются несущественными, случайными. Например, понятие «Архив». Существенный признак здесь – хранилище, для документов, а несущественные: большой, главный, военный.
|
|
Инструкция: «В следующих заданиях проведите анализ понятий, т. е. выделите существенные и случайные признаки».
«Ботаника» – учебный предмет, наука, скучный урок, сложная наука, не изучает человека, часть естествознания. (2,6)
«Золото» – металл, драгоценный металл, имеет желтый цвет, служит для изготовления украшений. (1, 2)
«Точка» – маленький знак, знак препинания, нужный знак, стоит в конце предложения. (2, 4)
Задания, которые помогают развивать операцию обобщения и умение выделять существенные и несущественные признаки – это, в частности, упражнения на определение понятий. Правильность определения понятий здесь надо проверять по словарю или энциклопедии.
Упражнения на определение понятий
Задание первого вида. Например: «Что такое автомобиль?» «Автомобиль» – это самодвижущееся транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки грузов и людей по безрельсовым путям. Или: «Что такое книга?» «Книга – это произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-либо текстом.
Задания второго вида – на умение выделять основной признак и делать обобщение. Например, дано слово «сад» и слова в скобках (растения, садовник, собака, забор, земля). Из прочитанных слов выбрать только 2 слова, которые обозначают основные признаки (без которых заданное понятие не может существовать). Следовательно, понятию «сад» должны соответствовать «земля» и «растения».
|
|
Материалы для работы
1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) – подошва и голенище.
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) – берег и вода.
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед) – здания и улица.
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) – крыша и стены.