Задачи, средства и методы обучения

Задача 1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить его основные недостатки и пути их устранения.

Средство. Повторный бег 60—80 м (3—5 раз).

Методические указания. Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистанцию в свойственной ему манере [3].

Задача 2. Научить технике бега по прямой дистанции.

Средства.

1. Бег с ускорением на 50—80 м в 3/4 интенсивности от максимальной.

2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60—80 м).

3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30—40 м).

4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30—40 м).

5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40—50 м).

6. Бег прыжковыми шагами (30—60 м).

7. Движения руками (подобно движениям во время бега).

8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.

Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность [7].

При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3—7 раз).

Задача 3. Научить технике бега на повороте.

Средства.

1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом (на 6—8-й дорожках) по 50—80 м со скоростью 80—90% от максимальной.

2. Бег с ускорением на повороте на первой дорожке (50—80 м) в 3/4 интенсивности.

3. Бег по кругу радиусом 20—10 м с различной скоростью.

4. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (80—100 м) с различной скоростью.

5. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот (80—100 м) с различной скоростью.

Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега на повороте большого радиуса.

При беге с входом в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся (3—8 раз) [10].

Задача 4. Научить технике высокого старта и стартовому ускорению.

Средства.

1. Выполнение команды «На старт!».

2. Выполнение команды «Внимание!».

3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (5—6 раз).

4. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед (до 20 м, 6—8 раз).

5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20—30 м) при большом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед (6—8 раз).

Методические указания. Начинать обучение технике бега со старта следует тогда, когда занимающийся научился бежать с максимальной скоростью без возникновения скованности. Следить, чтобы обучающиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон туловища, довести его до горизонтального и стараться сохранять Средства. 1. Установка колодок для старта на повороте. 2. Стартовые ускорения с выходом к бровке по прямой и вход в поворот. 3. Выполнение стартового ускорения на полной скорости [16].

Задача 5. Научить низкому старту и стартовому разбегу.

Средства.

1. Выполнение команды «На старт!».

2. Выполнение команды «Внимание!».

3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (до 20 м, 8—12 раз).

4. Начало бега по сигналу (по выстрелу).

5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».

Методические указания. Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно увеличить расстояние от колодок до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положением туловища.

Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать занимающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов и обращать их внимание на недопустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключительный сигнал. При этом бегуны принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по выстрелу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15 [11].

Задача 6. Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.

Средства.

1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью (5—10 раз).

2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2—3 шагов (5—10 раз).

3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта (5—10 раз).

4. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выполненного после разбега с низкого старта (6—12 раз), постепенно уменьшая участок свободного бега до 2—3 шагов.

5. Переменный бег. Бег с 3—6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.

Методические указания. Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60—100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости [9].

Задача 7. Научить правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки.

Средства.

1. Бег с ускорением в последней четверти поворота, чередуемый с бегом по инерции при выходе на прямую (50—80 м, 4—8 раз).

2. Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2—3 шагов (80—100 м, 3—6 раз).

3. Бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую.

Методические указания. Сокращать продолжительность свободного бега по инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством переключения интенсивности усилий при беге [2].

Задача 8. Научить низкому старту на повороте

Средства.

1. Установка колодок для старта на повороте.

2. Стартовые ускорения с выходом к бровке по прямой и вход в поворот.

3. Выполнение стартового ускорения на полной скорости [22].

Задача 9. Научить финишному броску на ленточку.

Средства.

1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе (2—6 раз).

2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (6—10 раз).

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой (8—12 раз).

Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя форы [25].

Задача 10. Дальнейшее совершенствование техники бега в целом.

Средства.

1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по наклонной дорожке с выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной дорожке.

2. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие устройства, световой и звуковой лидер и др.

3. Пробегание полной дистанции.

4. Участие в соревнованиях и прикидках.

Методические указания. Техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивности, так как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче контролировать свои движения.

С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует напряженность, закрепощение мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать. В результате совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, спринтер будет достигать все большей скорости бега, выполняя движения легко и свободно.

Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал возвращения бегунов, если кто-то начал бег раньше сигнала [9].

Характерные ошибки. При ознакомлении с особенностями бега, в пробных бегах ученик может продемонстрировать не свойственную ему манеру бега. При этой ошибке не обходимо определить тот момент, когда обучаемый демонстрирует свою манеру бега.

При обучении технике бега по прямой дистанции могут возникнуть следующие ошибки:

Излишняя напряженность, скованность, отсутствие свободы движений. Необходимо снизить скорость бега, дать установку на естественный, быстрый бег.

Чрезмерный наклон туловища. Нужно поднять выше голову и смотреть вперед на 10-15 метров.

Наклон туловища назад. Необходимо опустить ниже голову, смотреть вперед, а не вверх [12].

Большие боковые и вертикальные колебания. При этой ошибки необходимо выполнять бег по линии беговой дорожки, акцент на движения бедра вперед.

Напряженность в работе рук. Учащееся должны контролировать положение кистей рук.

При обучении технике бега по повороту:

Вместо наклона всего туловища обучающие наклоняют влево только голову или сгибаются в пояснице. Учитель должен указать на конкретную ошибку.

Неправильная работа рук. Нужно выполнить имитацию движения руками на месте.

На повороте бегун выставляет левое плечо, а не грудь, и его разворачивает вправо. При этом необходимо увеличить отведение локтя правой руки вправо при ее движении вправо.

На вираже бегуна выбрасывает вправо на соседнюю дорожку. Ученики должны увеличить наклон туловища влево, усилить задний толчок правой ноги [20].

При обучении технике низкого старта и стартового разгона:

Недостаточный упор подошвы стопы заднюю колодку. Нужно переставить колено, изменить угол наклона колодки.

Широкая расстановка рук изгибание в локтевых суставах. Ученик должен выпрямить руки вытянуть вперед параллельно друг дрогу.

Слишком большой прогиб в спине. Необходимо опустить голову вниз, взгляд направить на один метр вперед.

Слишком глубокий след, проекция плеч далеко от стартовой линии. Занимающееся должны отработать правильное положение перед зеркалом.

Таз поднять очень высоко, ноги почти выпрямлены. При этом нужно опустить таз, ноги согнуть, отработать положение перед зеркалом.

Бегун слишком сильно опирается на руки, плечи выдвинуты вперед. Чтобы исправить эту ошибку, нужно приподнять таз, плечи отвести назад до проекции [23].

Обе руки отводиться одновременно назад. Быстрое выпрямление туловища на первых шагах разгона. Нужно выполнять короткие быстрые движения руками. Выбегание со старта с ограничением подъема тела рейкой, которую держит преподаватель.

При обучении технике финиширования:

Прыжок на финишный створ. Ученики должны пробегать на полной скорости линию финиша без специальных бросков и прыжков, сохраняя наклон туловища.

Выхлестывание голени вперед, отклонение туловища назад. Подбор ноги для броска. Чрезмерный наклон туловища и падение. Нужно пробегать на полной скорости линию финиша без бросков и прыжков.

При обучении технике бега с учетом индивидуальных особенностей занимающихся может возникнуть излишняя напряженность, закрепощенность. Для исправления этой ошибки необходимо снизить скорость пробегания отрезков [26].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: