Глава 2. Методические аспекты обучения технике легкоатлетического бега на короткие дистанции

Методика обучения технике бега на короткие дистанции

 

Обучение технике бега на короткие дистанции — длительный и непрерывный процесс. Задача обучения правильной технике облегчается, если спортсмен начинает заниматься бегом с раннего возраста. На первых порах необходимо создать у занимающихся правильное представление о беге. Это достигается показом правильной техники с помощью квалифицированного бегуна, демонстрацией кинограмм лучших спринтеров мира, плакатов, рисунков.

Техника бега на короткие дистанции изучается в такой последовательности: бег по дистанции, бег по повороту, низкий старт и стартовый разгон, финиширование, бег по дистанции в целом [6].

Бег по дистанции. Основные средства: равномерный бег с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60 — 80 м); бег с ускорением на тех же отрезках, но с поддержанием высокой скорости на небольших участках дистанции; бег с ускорением по сигналу с ходу и с места; простейшие беговые упражнения на отрезках до 40—50 м (семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, бег прыжковыми шагами).

При беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость лишь до тех пор, пока сохраняется свобода и правильность движений. Семенящий бег заканчивают свободным бегом по инерции. Все упражнения выполняют сперва индивидуально, а затем небольшими группами. Следует научить занимающихся контролировать свои движения и оценивать правильность выполнения тех или иных элементов бега [15].

Типичными ошибками в беге по дистанции являются: неполное выпрямление ноги при отталкивании, недостаточное поднимание бедра маховой ноги, излишний наклон или отклонение туловища, постановка стоп носками наружу, общая закрепощенность движений.

Бег по повороту. Основные средства: равномерный бег (60—80 м) по повороту беговой дорожки, сначала по крайним дорожкам, затем по первой и второй; бег по повороту с ускорением, начиная разгон по касательной к внутренней дорожке; бег по кругу с уменьшением радиуса до 20—10 м; бег с ускорением по прямой с входом в поворот и бег с ускорением по повороту с выходом на прямую.

Уменьшать радиус поворота при обучении следует постепенно, по мере освоения занимающимися правильного бега по повороту. Необходимо фиксировать внимание спортсменов на обязательности своевременного наклона в сторону поворота. Типичными ошибками при этом могут быть: неправильный наклон (за счет изгиба в пояснице и наклона головы), резкий, а не плавный переход к бегу в наклоне [21].

Низкий старт и стартовый разгон. Основные средства: практика в постановке стартовых колодок на прямой и повороте; бег с высокого старта, значительно согнув ноги и опираясь одной рукой о землю; многократное выполнение команд «На старт!» и «Внимание!»; бег с низкого старта на прямой и повороте самостоятельно и по команде, по одному человеку и группой; бег с низкого старта с переходом к свободному бегу по инерции.

Применение стартовых колодок возможно лишь после того, как спортсмены овладеют основами стартовых движений, используя для этого высокий старт и старт, опираясь о землю рукой. Некоторое время нужно уделить подбору наиболее удобной для каждого варианта расстановки стартовых колодок. Для того чтобы научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции, необходимо чаще практиковать переменный бег, чередуя переходы от бега с максимальными усилиями к свободному бегу по инерции. Особое внимание следует обращать на такие ошибки, как выпрыгивание со старта; отталкивание больше вверх, чем вперед; выпрямление тела на первых же шагах; недостаточно энергичные движения рук; бег со старта на согнутых ногах мелкими шагами [17].

Финиширование. Основные средства: бег на 30—50 м с пробеганием финишной линии, не замедляя бега (то же, с ускорением и на максимальной скорости); бросок на ленточку грудью вперед с отведением рук назад при беге с различной скоростью; бросок на ленточку боком с поворотом плеч в беге с различной скоростью.

Обучение финишированию следует проводить сперва по одному, а затем группами. Следует обратить внимание занимающихся на необходимость концентрации волевых усилий в конце дистанции, акцентированной работы рук, но без нарушения общего рисунка бега. Нужно избегать закрепощенного бега в конце дистанции из-за преждевременных попыток увеличить длину или частоту шагов.

Бег на дистанции в целом. Основные средства: равномерный бег и бег с ускорением на удлиненных отрезках (бегуны на 100 и 200 м на отрезках до 250—300 м, бегуны на 400 м на отрезках до 500—600 м); бег с низкого старта на всю дистанцию с различной скоростью и с различными заданиями; прикидки и контрольный бег на различные дистанции, в том числе и превышающие основную.

Совершенствование бега в целом возможно лишь при овладении прочными навыками технически правильного бега, приобретения умения бежать свободно, контролируя свои движения. На всем протяжении периода обучения технике необходимо применять специальные упражнения, постепенно усложняя их. Весьма эффективным является, в частности, бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой стопы на грунт [21].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: