Морфологические нормы

Типы норм литературного языка

1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?

- Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

Ответ: -Главная роль (заглавная буква)                                                                                                                                    -Не хладнокровно, а равнодушно                                                                                                    -Не заповедей, а "не соблюдают элементарные нормы безопасности"                                            -Моложавость лишнее. Так говорят о людях.                                                                                        При использовании слов не учитывалось их лексичесное значение.                                                                                                                          

 

 

2 Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

- В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

- Ноздрев - большой любитель купить и менять свои вещи.

- Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

- Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

- Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.

- Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

Ответ: - Слух о сумасшествии Чацкого попал на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

- В годы реакции многие отрекались от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

- Ноздрев - большой любитель покпать и менять свои вещи.

- Закрыв книгу, мы долго помним ее героев.

- Его охватило сильное беспокойство, когдаон получил письмо из деревни.

- Готовя роман к переизданию, автор был внес в него ряд существенных исправлений.

- Шарапову, рискуя жизнью, заманил банду в ловушку.

В предложении не соблюдено единство времени, в исп. глаголах.

3. Диктант. Запишите диалог, выделяя каждую реплику новой строкой и тире.

Ра...казывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, ра...казав, как жестоко его и...били. «Но ты ничуть не пострадал от этого», - сказал ему Демосфен. «Это я-то ничуть не пострадал?!» - в...кричал во весь голос тот человек. «Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я ра...слышал голос оскорбле...ого и пострадавшего». Вот столько убедительности, считал Демосфен, придает словам тон и манера исполнения.                                                                                      Ответ:Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили.                                                                                   -«Но ты ничуть не пострадал от этого», - сказал ему Демосфен.                                                      -«Это я-то ничуть не пострадал?!» - вскричал во весь голос тот человек.                                                        -«Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я расслышал голос оскорбленного и пострадавшего».                                                                                                                          Вот столько убедительности, считал Демосфен, придает словам тон и манера исполнения.

 

Упражнения.

 

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение и ударение.

А что это мне никто не звони,т? У вас нет недвижимости? Без твоей опе,ки он и шагу ступить не может. Пусть премиро,ванных сотрудников будет как можно больше. Хотите купить товар оптом – поезжайте на опто,вый рынок. Автомобили мы брониру,ем, а билеты брони,руем. О договоре с этим фондом и речи нет, тем более в четвертом кварта,ле. Рана все еще кровоточи,т. Как ты можешь работать за такую ми,зе,рную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчи,ть? Ищи новую работу. Сколько ты брала взаймы, у Дарьи Фоминичны? О то,рте гости даже и не вспомнили. Эта вещь уже про,дана,.

Запятая-это ударение

4. В каждом предложении допущена ошибка. Определите, какую норму литературного языка она нарушает. Исправьте предложение.

- На решение этой задачи необходимы дополнительные средств´а.

- Не могу согласиться о том, что вы говорите.

- Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большинство времени.

- Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

- Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону.

- Многие приняли участие в крёстном ходе.

Ответ: - На решение этой задачи необходимы дополнительные средства. (ударение на е)

- Не могу согласиться о тем, что вы говорите.

- Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большую часть.

- Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

- Граждан, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону.

- Многие приняли участие в крестном ходе

5. Все ли слова употреблены правильно? Если нет, замените их подходящими по смыслу.

- Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

- Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность героя.

- Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

- Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

- Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

Ответ: - Перед читателем проходит целая группа ярких представителей народа.

- Писателю удалось продемонстрировать подлинную натуру героя.

- Особенности поэтической речи органичиваютя общеязыковыми нормами.

- Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников растет.

- Иллюстрации хорошо показывают главные эпизоды повестей.

 

6. Найдите допущенные в предложениях ошибки, исправьте их. Какие типы правил нарушены?

- В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы.

- Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов.

- Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты.

- Иудушка - жестокий пустомыслитель и пустопотребитель.

- Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова - умность сердца.

Ответ: Изображая Петербург, Некрасов рисует его обстановку как цель страшных картин нищеты, голода, обмана, угнетения. Иудушка-жестокий человек, его мысли пусты и потребности неизменны. Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова- мудрость сердца.

7 В каких словах возможно только произношение [шн], в каких - только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Какая их норм является более «старшей»? Воспользуйтесь словарем.

Библиотечный, двоечник, заочник, будничный, молочник, молочный, молочная, конечно, точно, нарочно, нарочный, порядочный, скучно, Ильинична, прачечная, Никитична, скворечник, очечник, почечный, пустячный, яичница, коричневый.

Ответ: Библиотечный, двоешник, заочник, будничный-буднишний, молочник-молошник, молочный(доп. шн), молочная, конешно, точно, нарошно, нарочный, порядочный, скушно, Ильинишна, прачешная, Никитишна, скворешник, очечник, почечный, пустячный, яишница, коричневый.

 

 Нормы ударения

 

Упражнения.

 

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное ударение.

Я балую свою дочь, ты балуешь своего сына. Выбор шарфов в магазине огромный. У вас тут броня должна быть на билеты. Мы сами вам позвоним. Из этих договоров следует, что...; Предлагаем оптовые партии товара. Хочу поработать с каталогом. Когда же наконец включат свет? Договоры не подписаны до сих пор. Он получает дивиденды. Здесь необходимо экспертное заключение. Созвонимся на будущей неделе. Представьте отчет за истекший месяц. Сотрудника решили премировать – и премировали.

 Ответ: Я балу,ю свою дочь, ты балу,ешь своего сына. Выбор ша,рфов в магазине огромный. У вас тут бро,ня должна быть на билеты. Мы сами вам позвони,м. Из этих догово,ров следует, что...; Предлагаем опто,вые партии товара. Хочу поработать с катало,гом. Когда же наконец включа,т свет? Догово,ры не подписаны до сих пор. Он получает дивиде,нды. Здесь необходимо экспе,ртное заключение. Созвони,мся на будущей неделе. Представьте отчет за исте,кший месяц. Сотрудника решили премирова,ть – и премирова,ли.

 

Запятая - это ударение

 

2. Расставьте ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка».

- Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк.

- Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни.

- Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.

- Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы.

- Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.

Ответ: - Раз в месяц, обычно по сре,да,м, она клала деньги в банк.

- Наши наме,рения заключить этот догово,р и подписать итоговый документ искренни.

- Хозяева делали все, чтобы облегчи,ть жизнь своим гостям.

- Нужно обратиться к экспе,рту по этому вопросу и одновре,менно углуби,ть разработку проблемы.

- Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.                                                                                             Запятая-это ударение

 

III. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и благо?            Ответ: бох и благо

IV. Из слов бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет подчеркните те, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].

V. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах: бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия?

VI. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний -ндск-, - нтск-, - нтств- в словах: голландский (нс), ирландский(нс), интендантство(нс), комендантский(нс), курсантский(нс), президентство(нс), президентский(нс), эмигрантский(нс)?

VII. Подчеркните слова, в которых вы произнесете сочетаний [ чн ]?

Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.

 

3. Как могут быть произнесены следующие фразы в ситуации официального общения и в атмосфере непринужденного общения? Произношение каких именно слов различается в этих речевых ситуациях?

- Здравствуйте, Олег Александрович!

- Рад видеть вас, Александра Александровна!

- До свидания, Александр Сергеевич!

- Он поэт.

Ответ: В атмосфере пренудительного общения могут быть произнесены без формы общения на “вы”.Вместо имени и отечества просто имя, либо вместо ‘здваствуйте’-здраствуй; вместо ‘вас’- тебя; вместо ‘до свидания’-пока

Морфологические нормы

Употребление форм имени существительного: род несклоняемых существительных и аббревиатур; обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию; варианты окончаний именительного и родительного падежей множественного числа существительных. Полная и краткая форма качественных прилагательных; вариантные формы кратких прилагательных; формы степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имени числительного: собирательные и количественные числительные как синонимы; склонение количественных числительных. Недостаточные и избыточные глаголы.

 

Вопросы для самопроверки:

- Какие варианты форм категории рода имен существительных вы знаете? Охарактеризуйте их.

- Назовите варианты окончаний имен существительных в родительном, предложном и винительном падежах.

- В чем особенности употребления степеней сравнения имен прилагательных?

- Охарактеризуйте варианты краткой формы имен прилагательных.

- Какие ошибки могут возникнуть при употреблении в речи форм личных местоимений?

- Вариантные формы местоимений и различия в их употреблении.

- Особенности употребления в речи служебных слов.

 

Терминологический минимум по теме: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, служебные части речи.

 

Упражнения.

 

1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Какие существительные имеют варианты?

Автор, бухгалтер, воз, вексель, год, директор, доктор, катер, китель, корпус, отпуск, паспорт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тополь, торт, шофер, шулер, ястреб.

Ответ: Авторы, бухгалтеры, возы, векселя, годы/а, директора, доктора, катера, кителя, корпуса/ы, отпуска, паспорта, профессора, сектора, слесари, сторожа, тополя, торты, шоферы, шулеры/а, ястреба/ы.

 

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных слов.

Англичане, апельсины, буряты, вафли, гектары, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, микроны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли.

Ответ: Англичан, апельсинов, бурятов, вафель, гектаров, гусар-гусаров, заморозков, калмыков, килограммов, кочерег, микрон, носков, полотенец, рельсов, сапог, свечей, томатов, туфель, чулок, цапель, якутов, яслей.

 

3. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

- безнравственный -...

- бессмысленный -...

- бесчувственный -...

- естественный -...

- искусственный -...

- легкомысленный -...

- медленный -...

- откровенный -...

- подведомственный -...

- свойственный -...

- существенный -...

Ответ: - безнравственный - безнравствен, безнравственен

- бессмысленный - бессмыслен, бессмысленен

- бесчувственный - бусчувствен, бесчувственен

- естественный - естествен, естественен

- искусственный - искусствен, искусственен

- легкомысленный - легкомыслен

- медленный - медлен

- откровенный - откровенен

- подведомственный - подведомствен, подведомственен

- свойственный - свойствен, свойственен

    - существенный - существен, существенен

 

4. Какие нарушения норм, связанных с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены? Исправьте предложения.

- Это еще более худший вариант решения проблемы.

- Она сегодня еще красивей.

- Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

- Этот пылесос станет самым сверхмощнейшим.

- Небо сегодня, кажется, фиолетовее.

Ответ: - Это худший вариант решения проблемы.

- Она сегодня еще красиве.

- Это добрейший человек из всех, кого я знаю.

- Этот пылесос станет сверхмощнейшим.

- Небо сегодня, кажется, фиолетовее. (нет степени сравнения)

 

5. Замените цифры словами.

- Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край.

- Признать Иванова Ивана Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ и назначить Иванову наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы.

- Но так распорядились ее судьбой Перов и Семенов, которые оценили девичью жизнь в 8012 рублей.

- В течение 1 000 000-й доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн.

- Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут.

- Высота обрыва в иных местах достигала 160 метров.

Ответ: - Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

- Признать Иванова Ивана Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. три ст. сто тридцать второй УК РФ и назначить Иванову наказание в виде пяти лет шести месяцев лишения свободы.

- Но так распорядились ее судьбой Перов и Семенов, которые оценили девичью жизнь в восемь тысяч двенадцать рублей.

- В течение одной миллионной доли секунды в наш глаз вступает четыреста миллионов волн.

- Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение 3тридцати пяти минут.

- Высота обрыва в иных местах достигала ста шестидесяти метров.

 

6. Выберите нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?

- Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад.

- Пушкин был сослан в (свое, его) имение.

- Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги.

- Он не приукрашивает (своей, его) жизни.

- Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей.

- Он был тогда вдали от (своих, его) друзей.

- Ты отвечаешь за (твои, свои) слова?

- У него (своя, его) дорога.

 

7. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов глохнуть(глох, глохнул), крепнуть(креп, крепнул), мокнуть(мок, мокнул), поникнуть(поник), ослепнуть(ослеп), застынуть(застыл), постигнуть(постиг), отвергнуть(отверг).

Синтаксические нормы

Порядок слов в предложении. Трудные случаи именного и глагольного управления: управление при однородных членах предложения; нанизывание падежей; выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами; выбор правильного падежа и предлога. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

 

Вопросы для самопроверки:

- Какие речевые ошибки связаны со структурными особенностями предложения?

- Синтаксическая синонимия на уровне простого и сложного предложения.

- Смысловая и коммуникативная организация простого предложения.

- Связь синтаксиса со стилистикой текста.

 

Терминологический минимум по теме: синтаксис, словосочетание. Предложение, синтаксические ошибки, причастный и деепричастный оборот.

 

Упражнения.

 

1. Соответствует ли синтаксическим нормам употребление деепричастных оборотов в следующих примерах?

- Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю.

- Проснувшись на другой день, моей первой мыслью было приключение с Сидоровым.

- Не окончив школы, мальчику пришлось искать работу.

Ответ: -Убедив себя, что трубка для меня смертельна, я подумал, что я умираю.

- Проснувшись на другой день, первое о чем я подумал, было приключение с Сидоровым.

- Неокончившему школу мальчику пришлось искать работу.

 

2. Выберите нужную падежную форму. Возможны ли варианты?

Ждать (автобус, автобуса), искать (поддержку, поддержки), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), стесняться (девушку, девушки).

 

3. Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа?

- Несколько пыльных электрических лампочек погасло.

- Несколько журналистов уехали в свои редакции.

- Приехало множество народу.

- Большинство писем доставлено днем.

- Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы.

Ответ: Форма ед.ч. сказуемогоуказывает на совместное действие.               Форма мн.ч.- на раздельное совершение действий

4. Расставьте абзацы в отрывке из статьи Е.А. Кавериной «Рекламный менеджмент». Мотивируйте вашу расстановку.

Реклама на телевидении

Первые телевизионные рекламные объявления дикторы читали в прямом эфире. В 1948 году в рекламе появились мультипликационные персонажи. Видеозапись была изобретена только в 1956 году, тогда же в новостях CBS впервые были использованы записанные сюжеты. С этого времени стали выходить и рекламные ролики. Новатором в этой области являлась торговая марка Chevrolet. Первая настоящая коммерческая реклама на советском телевидении появилась в 1989 году. Из зарубежных рекламных роликов можно вспомнить продукцию компании Procter & Gamble, из отечественных - банк «Менатеп». В рекламных бюджетах телевидение на первом месте. Преимуществами являются массовый охват потенциальных потребителей, мощное воздействие звука и изображения на зрителя, престижность (по сравнению с другими видами). Среди недостатков можно назвать высокую стоимость производства и трансляции в эфире, отсутствие избирательности рекламного обращения, навязчивость, а также кратковременность (5-30 сек.) Еще одна проблема заключается в том, что ролик стоит вместе с большим количеством других (Каверина Е.А. Рекламный менеджмент).

Ответ: Первые телевизионные рекламные объявления дикторы читали в прямом эфире. В 1948 году в рекламе появились мультипликационные персонажи. Видеозапись была изобретена только в 1956 году, тогда же в новостях CBS впервые были использованы записанные сюжеты. С этого времени стали выходить и рекламные ролики. Новатором в этой области являлась торговая марка Chevrolet.

 

Первая настоящая коммерческая реклама на советском телевидении появилась в 1989 году. Из зарубежных рекламных роликов можно вспомнить продукцию компании Procter & Gamble, из отечественных - банк «Менатеп».

    В рекламных бюджетах телевидение на первом месте. Преимуществами являются массовый охват потенциальных потребителей, мощное воздействие звука и изображения на зрителя, престижность (по сравнению с другими видами). Среди недостатков можно назвать высокую стоимость производства и трансляции в эфире, отсутствие избирательности рекламного обращения, навязчивость, а также кратковременность (5-30 сек.) Еще одна проблема заключается в том, что ролик стоит вместе с большим количеством других (Каверина Е.А. Рекламный менеджмент).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: