Занятие 23. Материнская молитва со дна моря вынимает

       

Х о з я й к а. Скажите, детки, кого вы крепче всех любите? (Ответы детей.) Да, многих вы перечислили, оно и правильно: любить всех надо! Но самыми первыми называли вы папу и маму, значит, родители ваши вам всех людей дороже.

Как вы думаете, мамы вас любят? Как вы догадались? Да, мама и пожалеет, и утешит, и приласкает. Сколько мама трудится, чтобы накормить своих деток, чтобы в доме было чисто и уютно! Куда ни глянь, везде мамины руки видны.

А какая мама ласковая! Бывает, обидит вас кто-нибудь, слезы польются. Как слезы горькие остановить? Может, солнышку глазки подставить, оно слезы и высушит? Нет, когда плохо нам, каждый норовит к маме прибежать, прижаться к ней. Она пожалеет, приласкает так, что и обиды забудутся, и слезы высохнут, и на душе тепло станет. Недаром народ говорит: «Сердце матери лучше солнца греет». Сердится ли на вас мама? Бывает, и сердится, но стоит прийти у ней с повинной головою, прощения от души попросить, мама обязательно вам простит, как бы плохо вы не поступили.

 

                 Материнский гнев – как весенний снег:

       И много его выпадает, да скоро он тает.

         

           Это тоже русская народная пословица. Быстро тает мамина обида, но помните, детки, как бы быстро мама вас не прощала, обижать ее, не слушаться, грубить маме – это самое плохое дело. Знаете, как оно называется? Черная неблагодарность! Никогда маму не обижайте, чтобы вас не называли неблагодарными, плохими детьми.

Как вы думаете (показать репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»), у наших знакомых богатырей (перечислить) есть мамы? Да, у каждого есть мама. Подумайте, легко ли, не страшно ли было мамам богатырей провожать своих любимых сыночков на битву, на защиту Отечества? Конечно, жалко! Но понимали они, что не годится богатырю на печке прятаться, коли на Русь враги нападают. Кому же тогда защищать малых детушек, старых бабушек да красных девушек? Вот и провожает мать своего сыночка ненаглядного сражаться со злыми врагами, а потом ждет его, волнуется. Когда же вернется сын с победой, кто ему больше всех рад? Конечно, мама!

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Сегодня я расскажу вам былину о богатыре Добрынюшке, как боролся он со страшным врагом, как его мать сыну помогла одолеть самого Змея Горыныча! (Читаем былину «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». По окончании чтения можно вспомнить еще раз, как помогала мать сыну, повторить пословицы о маме и добавить еще одну: «Материнская молитва со дна моря вынимает».)

 

Занятие 24. «Красные» да «добрые»

       

Х о з я й к а. Знаете, что я придумала? Будем нынче сундук открывать да наряды примерять! (Вместе с детьми достает и называет русскую народную одежду. Дети наряжаются.) Вот вы какими стали – и не узнать! Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Усаживайтесь поудобней да постарайтесь вспомнить, каких девушек на Руси «красными» называли? (Ответы детей.) «Красная» означает красивая, пригожая не только лицом, но и поведением. Хороша красная девица: приветлива, как солнышко ясное, скромна, как птичка пугливая, стройна, как березонька русская. И трудолюбивая она, и рукодельная! По улице пройдет – словно лебедь проплывет. Даже песня есть такая, где девушку с лебедушкой сравнивают. Я ее сейчас спою, а вы, девицы, пройдите по кругу – плавно, неторопливо, как лебедушки! (Поет.)

 

                 Вдоль по реченьке лебедушка

         

           (девочки с хозяйкой идут по кругу мелким хороводным шагом: осанка прямая, руки-«крылья»)

 

                 плывет,

       Выше бережка головушку несет,

       Она крылышками помахивает,

       На цветы водицу стряхивает.

         

           Хороши лебедушки, красны девицы! Теперь подумаем, каких молодцев можно назвать добрыми. (Ответы детей.) На Руси слово «добрый» означало еще и «хороший», «умелый», «старательный»: и сердце у паренька добрым быть должно, и руки – умелыми, и дела – хорошими.

Можно ли наших мальчиков добрыми молодцами назвать? Сейчас попробуем узнать, умеют ли они трудиться, доброе ли у них сердце! Я буду называть разные дела, а вы, мальчики, показывайте, как эти дела выполнять надо. (Перечисляет действия, мальчики имитируют их выполнение: из лука стрелять, дрова колоть, гвоздь забивать, котенка гладить, на коне скакать, старенькой бабушке место на лавке уступить, красной девице поклониться.) Все сумели сделать! Добрые вы молодцы! А теперь молчок, зубки на крючок: сказка начинается, а в ней и добрый молодец, и девица красная нам повстречаются! (Знакомим детей со сказкой «Царевна-лягушка».)

Хорошая сказка! Даже расставаться с ней не хочется. В следующий раз мы опять в нее заглянем!

 

Занятие 25. Плетеный ковер, хитрый узор

       

Х о з я й к а. Кто из вас, ребятки, мастер вспоминать да отгадывать? Все? Тогда сразу отвечайте: из какой сказки эти герои (показать персонажи сказки «Царевна-лягушка»), Правильно! Кто помнит, кем на самом деле была лягушка, поймавшая стрелу Ивана-царевича? Можно ли назвать Василису красной девицей? Почему? Иванушка – настоящий ли добрый молодец? (Ответы детей.)

Еще такой вопрос: какие задания давал царь своим невесткам? (Ответы детей.) Помните, какой ковер с хитрыми узорами принес Иван-царевич отцу? Давайте и мы сегодня попробуем изготовить ковры с узорами, чтобы они царю понравились, да и не только царю, но и нам всем!

(Плетение ковра из полосок цветной бумаги. Можно украсить готовый ковер бахромой из гофрированной бумаги.)

Х о з я й к а. Ну как, царь-батюшка, нравятся ли тебе наши ковры?

Ц а р ь. Такими коврами дворец украшать!

Х о з я й к а. Дворец – не дворец, а куклам, я думаю, коврики послужат. Можно еще на коврик вазочку с цветами поставить, будет такое украшение в доме. Возьмите свои работы домой и не забывайте этого искусства – плетения. Оно вам еще не раз в жизни пригодится!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: